Алуштинский троллейбусный парк. Крымский троллейбус

Mar 29, 2011 09:45

Крымский троллейбус - уникальная система междугородного троллейбуса, связывающая Симферополь с курортами Южного берега Крыма, самая длинная троллейбусная система в мире (86 км).
Троллейбусное движение на маршруте Симферополь - Алушта было открыто в 1959, на маршруте Симферополь - Ялта - в 1961.
Время в пути от Симферополя до Алушты 1,5 часа, до Ялты - 2,5 часа. На пути от Симферополя до Алушты троллейбус преодолевает Ангарский перевал (752 м).
В состав Крымского Республиканского Производственного Предприятия «Крымтроллейбус» входят Симферопольский, Алуштинский и Ялтинский троллейбусные парки.



В октябре 1958 г. Совет Министров Украины принял решение о строительстве первой в СССР и Европе горной, междугородной троллейбусной линии Симферополь - Алушта - Ялта. Первая очередь этой линии Симферополь - Алушта протяженностью 52 км была построена и сдана в эксплуатацию в рекордно-короткий срок за 11 месяцев. Строили эту линию специалисты более 80 предприятий из 10 городов Украины. В первой очереди было построено 2 троллейбусных парка в Симферополе и в Алуште, 16 тяговых подстанций, установлено более 3 тыс., опор и подвешено свыше 200 км контактного провода.
1.


2.


В мае 1959 г. решением Крымоблисполкома № 337 было организовано Крымское троллейбусное управление. Летом этого же года в г. Симферополь прибыли первые 40 троллейбусов: МТБ-82Д отечественного производства и 8Тр8 фирмы «Шкода». 12 сентября 1959 г. началась обкатка контактной сети в г. Симферополе, а 7 октября было открыто регулярное движение на маршруте Железнодорожный вокзал - Марьино, протяженностью 8,5 км. На маршруте работало 9 троллейбусов отечественного производства марки МТБ - 82. За первый месяц работы было перевезено свыше 200 тыс. пассажиров. В конце 80-х годов за один день в городе перевозилось около 500 тыс. пассажиров. Сегодня за один день перевозится свыше 220 тыс. пассажиров.
3.


4.


6 ноября 1959 г. в торжественный обстановке было открыто движение троллейбусов на линии Симферополь - Алушта. Первые троллейбусы на этой линии работали с кондукторами. Стоимость проезда составляла 6 рублей 50 копеек, а кондуктор по совместительству выполнял обязанности экскурсовода.28 апреля 1961 г. было открыто троллейбусное движение в г. Ялта по городскому кольцу, протяженностью 4,5 км. На этом маршруте троллейбусы работали с интервалом 1 - 2 мин. В июле 1961 г. была построена вторая очередь междугородной троллейбусной линии Алушта - Ялта, протяженностью 33 км. Продолжительность поездки до Алушты составляла - 1 час 50 мин., до Ялты - 2 ч. 50 мин.
5.


Сотрудник троллейбусного парка, работающий со дня его основания
6.


В целом, в 1960-70 гг. происходило активное расширение троллейбусной сети. Междугородный маршрут стал пользоваться огромной популярностью в стране, троллейбусы работали в 3 смены. Парк в Симферополе достиг своей проектной мощности к 1962 г., насчитывая 102 машины. К 1968 гг. Симферополь занимал 19 место в СССР по насыщенности и интенсивности городского транспорта. В этом же году в инвентаре имелось 212 троллейбусов, что потребовало реконструкции, которая завершилась в 1972 г.
7.


8.


В 70-80 гг. в разгар летнего сезона интервалы движения троллейбусов на трассе Симферополь - Алушта составляли в среднем 2 минуты. В эти годы, для удобства пассажиров, билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до г. Симферополя в кассах г.г. Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Харькове, Риге и Вильнюсе.
9.


10.


Шкода 9Тр (Skoda 9Tr) - троллейбус, который выпускался с 1961 по 1982 годы чехословацким предприятием «Шкода-Остров» и были одной из «легендарных», наиболее массовых моделей троллейбусов, эксплуатировавшихся в СССР - в общей сложности более 5 тыс. машин.
11.


12.


13.


СССР познакомился с чешскими троллейбусами еще в 1959 году, когда новые машины Skoda-8Tr поступили для работы на междугородной трассе "Симферополь - Ялта" в Крыму. Изначально на этой уникальной линии планировали эксплуатировать отечественные машины, но испытания троллейбусов МТБ-82 показали, что они не способны работать на горной трассе. На затяжном спуске с Ангарского перевала перегревались пуско-тормозные реостаты, которые были рассчитаны на работу троллейбусов в городах с равнинным рельефом местности. Этой проблемы не было у чешских троллейбусов. Кроме того, их эксплуатацию на трассе "Симферополь - Ялта" определил ряд других преимуществ - лучшая маневренность на горных серпантинах, улучшенная система динамического торможения, большая прочность кузова и ходовой части. Немаловажную роль сыграл также и тот факт, что чешская техника выглядела намного современнее отечественных машин, а на курортной трассе всесоюзного значения должны были работать только лучшие троллейбусы.
14.


Кузов троллейбуса изготавливался в двух вариантах: с двумя либо с тремя дверями ширмового типа. Привод дверей - пневматический. Система управления тяговым электродвигателем - реостатно-контакторная.
15.


16.


Для СССР изготавливалась специальная двухдверная модификация. Это было связано с советской системой оплаты проезда - пассажиры входят через заднюю дверь, где находится кондуктор и выходят через переднюю. В СССР поставлялось небольшое количество трехдверных машин, но обычно у них блокировали среднюю дверь, выравнивали пол и устанавливали дополнительные места (это делали только на машинах, предназначенных для трассы Симферополь-Алушта-Ялта; так же модернизировали и Skoda-14Tr)
17.


18.


Время подтвердило, что Шкода 9Тр оказалась весьма надёжной машиной - некоторые из них отработали более 35 лет, а некоторые работают и поныне. Наиболее прихотливой частью чаще всего оказывалась реостатно-контакторная система управления тяговым электродвигателем. Ступенчатое изменение силы электрического тока в обмотках электродвигателя диктовалось необходимостью плавного разгона и торможения, а система была устроена так, что при ее неисправности троллейбус разгонялся и тормозился явными рывками: что зачастую вызывало недовольство пассажиров. Но в то же время она придавала троллейбусу необычайно высокую маневренность. По данному критерию Шкода 9Тр превосходила не только отечественные ЗиУ, но и «Шкоды» более новых моделей.
19.


20.


При заявленной скорости в 60км/ч пустой троллейбус на перегоне длиной в 2 км вполне мог развить и более высокую скорость - за 90км/ч. Несмотря на дискомфортные для пассажиров рывки и шум компрессора, Шкода 9Тр была довольно комфортабельной за счёт полумягких сидений и отопления салона
21.


22.


Свежеокрашенный троллейбус проходит ремонт в цеху
23.


В последний год в Крым стали активно поступать новые троллейбусы Богдан Т-601 Луцкого автозавода. Но многие водители считают, что старые Шкоды 14Тр 1980-х годов надежнее, так как сделаны целиком в Чехии
24.


Самый старый троллейбус Алуштинского троллейбусного парка - Шкода 9Тр 1968 года. Машина и водитель ровесники
25.


26.


Сейчас этот некогда обычный пассажирский троллейбус переделан под техничку
27.


Старые троллейбусные мосты после ремонта еще послужат
28.


Для старых чешских троллейбусов оригинальных запчастей не купишь, многое изготавливается силами ремонтных мастерских, используются подходящие замены. После окончательной выработки ресурса троллейбус отправляется в последний путь - на металлолом
29.


30.


31.


Одному из "старичков" 9Тр, бороздившему просторы трассы Симферополь-Ялта, посчастливилось 3 года назад стать музейным экспонатом в Москве.
Кстати, троллейбусы перевозят по железной дороге. Именно так в Крым из Чехословакии попадали все троллейбусы - на жд-платформе до Симферополя, а дальше своим ходом
32.


Чаще всего в старом чешском троллейбусе ломается электрика. Но сотрудников троллейбусного парка и всех любителей троллейбусов больше беспокоит конкуренция с микроавтобусами и маршрутами. Турист нынче пошел с характером и считает зазорным ехать на курорт на троллейбусе
33.


В настоящее время стоимость проезда от Симферополя до Алушты составляет 7 гривен, до Ялты - 12 гривен (примерно 25 и 40 рублей соответственно)
34.


36.


Использованы материалы сайтов:
http://ru.wikipedia.org/
http://gortransport.kharkov.ua/routes/ps.php?ps_id=57
http://crimea-troll.com/istoriya.html

машины, Крым, техника

Previous post Next post
Up