У меня нынче, чисто как на психокушеточке, пробудилось вытесненное воспоминание.
Что стало триггером, я расскажу отдельно, а пока - само воспоминание.
(картинка в тему, но современная, просто принос)
Наверное, все, кому случалось обучаться каким-то изящным искусствам, помнят
(и содрогаются) ту или иную дидактическую задачу, которую перед ними ставили попавшиеся на их (нашем) тернистом пути креативные педагоги - задачу феерической трудоёмкости и феерической же же дидактической бессмысленности.
Ах, скажет внимательный читатель, да кто же не собирал металлолом на школьных уроках ручного труда и физкультуры разве вся метода обучения рисованью чрез рисованье с натуры не трудоёмка и не дидактически бессмысленна? Разве не состоит всё это обученье, с конца 19 в. и до наших дней, в грубой натаске на поверхностные приёмцы академизма, академизма вялого и уже насквозь проеденного язвой импрессионизма?
Всё так, дорогой читатель, всё так, и мы это тоже проходили - но речь не о заданиях курса рисунка и живописи, а о задании по композиции (да, разумеется, преподавание композиции в виде отдельной от рисунка и живописи дисциплины - это уже явственная печать разложения школы, но ведь курс этот, в отличие от тупого копирования натуры, предполагает научение смыслам языку смыслов!) - то есть это немножко другое. Разница примерно как между изучением чужого языка просто на базаре - и изучением языка на курсах. В первом случае по крайней мере нет претензий на какую-то методику, во втором - они огого, претензии-то.
Так вот, творчзадание состояло в том, чтоб, взявши репродукцию какой-то известной картины (не помню, нам велено было ограничиться одними только пейзажами и натюрмортами? Или все свободно выбрали именно эти, бесчеловечные, жанры?), так вот, взявши репродукцию живописного произведения, создать его, мм, парафраз из нарезанных и стройными рядами на лист бумаги наклеенных разноцветных квадратиков со стороной 10 мм. Продукт должен был иметь формат, близкий к АЗ. То есть нам полагалось выклеить «копию» из тыщи - полутора тыщ квадратиков. Нарезанных вручную. Из выкрасок, сделанных вручную же, гуашью. А чо? смотришь на репродукцию, составляешь на палитре цвета, похожие на цвета, наличные на репродукции, намазываешь их на бумагу, а потом бритвой по линейке нарезать и рядами понаклеивать, всего и делов-то.
Это начало 80-х. То есть про компьютерные программы ещё никто в Луганском, тогда Ворошиловградском, художественном училище не слыхивал, но про пиксели изображения уже понимать должны были, да. Задача, перед нами поставленная, называлась по-рюсски «модульная трансформация».
Интересно, что я совершенно не помню, что я, ээ, трансформировала. Помню, довольно смутно, одну-две чужие работы. Помню гору испачканной и изрезанной бумаги. Помню, как заразы-квадратики не хотели выстраиваться стройными рядами, как норовили приподняться их края, если клеем намазывалась только серединка, и какие прелестные затёки - по матовой гуаши - получались, когда квадратик 10 х 10 мм намазывался клеем целиком. А больше ничего не помню.
Мощнейшее, сцобако, вытеснение.
Нет, ещё помню то, что это даже не была профильная дисциплина, это не был собственно предмет «Композиция» или «Работа в матерьяле», по ним у нас классный препод был. А модульную эту трансформацию мы клеили в рамках какого-то сбокуприпёкового типаавторского раз в неделю подфакультативнокурса, то ли «Цветоведение», то ли «Специализация», что-то такоэ. Пойти найти взглянуть пожелтевший вкладыш к (красному) диплому?
И если кто вдруг вспомнит что-то подобное из своей студенческой жизни, подобной же дидактической ценности и с подобным же уважением к труду, времени и гласскам учащихся, - вэлкам.