Я как-то разленилась и перестала постить немецкие отчеты и мысли, а между тем впереди уже замаячила Италия, а у меня осталось еще несколько германосюжетов. Такой, например.
Нового тут вроде бы и нет ничего - кто же не знает, как любил христианский Запад изображать мучения святых и даже в иконных изображениях раздавать им те самые инструменты, при посредстве которых святые были умучены. Св. Стефану - камушки, св. Екатерине - колесо, а св. Апостол Павел без меча просто на люди не не показывается. Св. Дионисий держит в руках собственную голову (как военные фуражку), а св. Агата - блюдечко с, прошу прощения, парой собственных титек - всё это уже было мне достаточно известно "по источникам". И «на месте» поражает не факт, а количество таких садо-мазо-памятников. И то, что эти изображения находятся не только в музеях, а в действующих храмах. Для этого поста я нарочно выбирала только из того, что поныне пребывает на своем «рабочем месте».
Вот это - "действующее" алтарное ретабло, то есть пункт молитвенного сосредоточения верных при совершении мессы. Нюрнберг, церковь св. Иакова. И ведь тема самая что ни на есть «правильная», Христос среди апостолов, и лики очень неплохие - но эти орудия казни в руках у каждого!.. Ясно, что исходное намерение было благим - дать каждому значок отличия, чтоб знать, кто есть кто. Но отличительные значки, воплотясь в скульптуре, стали еще и образом. В результате вышел какой-то портрет предводителя крестьянского восстания в кругу ближних атаманов. И каково прихожанам созерцать его каждое воскресенье?
Св. Варфоломей с ножиком и собственной очень аккуратно снятой кожей из собора во Франкфурте.
Св. Лаврентий из собора в Эрфурте - с решеткой, на которой он был запечен на медленном огне. Вид у него умилительный, непосвященный может подумать, что это нерадивая кухарка, погрузившаяся в книжку и забывшая о стряпне.
Створка ретабло - Св. Варвара с башней (ну, это еще куда ни шло) и св. Эразм Формийский с вертелом, на который, извините, намотали в IV в. его кишки... Вильгельмович, по своей искусствоведческой невинности, не понял, что это... У меня был случай объяснить - и затем наблюдать здоровую реакцию современного европейского христианина на своеобразное немецкое благочестие XVI века...
И еще один своеобразный благочестивый сюжет - вот такие детские ясли, посередине Мать и бабушка с Младенцем, а вокруг прочие святые в детском возрасте - вероятно, чтобы Младенцу (и зрителям) было не очень скучно. И у каждого святого дитяти в ручках игрушка - вот то самое, чем потом его, взрослого, убьют. К сожалению, единственная картинка, которую мне удалось сфотографировать, в одной из капелл церкви св. Лаврентия в Нюрнберге, сравнительно бедна иконографически, детей немного. А бывает и до полутора десятков, всяк со своей «погремушкой». А взрослые кто? А это ветхозаветные персонажи, пророки и праотцы. Отечески взирают на милые детские игры.
Напомню еще раз - это все не в музеях, это в действующих храмах.
...А мы гадаем, откуда он пошел, немецкий экспрессионизм. Молились хорошо, видать.