1532, монастырь Пробота

Oct 23, 2017 18:25

Студентка съездила в Румынию-Молдавию, и вот вам оттуда картинка, которую мне уже давно хотелось показать.


Read more... )

богословские интуиции, l'éducation mystique, когтеточка, фканоне

Leave a comment

kiprian_sh October 25 2017, 04:32:04 UTC
*богословски безупречный*
Далеко не безупречный.
«Хотя тело и кровь Господа раздробляются в таинстве Причащения и разделяются; но собственно это бывает только с видами хлеба и вина, в которых тело и кровь Христовы и видимы и осязаемы быть могут, а сами они совершенно суть целы и нераздельны. Ибо Христос всегда один и неразделим: нераздельно соединены в нем божество с человечеством; нераздельно соединены в нем человеческая душа с телом; нераздельным и всегда целым остается и Его тело вместе с кровию, как тело живое, которое, восстав от мертвых, ктому уже не умирает (Рим 6, 9), тело прославленное (1 Кор 15, 43), духовное (15, 44), бессмертное» (митр. Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 400).

Reply

mmekourdukova October 25 2017, 07:46:55 UTC
То, что следует после "но", не отрицает того, что предшествует "но".

Reply

kiprian_sh October 25 2017, 07:50:14 UTC
Я не совсем понял, о чем Вы в этом комменте сказали...

Reply

mmekourdukova October 25 2017, 07:54:38 UTC
Я сказала, что в приведенной цитате митр. Макарий первым делом ПОДТВЕРЖДАЕТ, что тело и кровь Господа раздробляются в таинстве Причащения и разделяются.
А уж апосля добавляет, что "вот как это надо себе представлять".

Reply

kiprian_sh October 25 2017, 07:51:58 UTC
А, понял. Именно отрицает как то, что раздробляется само Тело, а не хлеб. Само Тело недробимо, нерушимо.

Reply

НЕ отрицает mmekourdukova October 25 2017, 07:56:45 UTC
Нет.
В этом случае (если бы отрицал) он написал бы "хотя некоторые думают...", "хотя все говорят...", "хотя вроде бы..." и прочая в этом роде.

Reply

Re: НЕ отрицает kiprian_sh October 25 2017, 08:37:59 UTC
Давайте определимся. Вы считаете, что богословски безупречно полагать, будто в Евхаристии мы причащаемся разрезанного на куски Тела? Или все-таки мы имеем дело с видимостью, и разрезание касается только видов (акциденций) хлеба?

Reply

Re: НЕ отрицает mmekourdukova October 25 2017, 08:41:41 UTC
Тут ведь не имеет никакого значения, что да что я считаю. Я ведь не отец Церкви и даже не епископ.

Но отн. содержания высказывания митр. Макария сомнений не может быть никаких: он подтверждает раздробление Тела.

Reply

Re: НЕ отрицает kiprian_sh October 25 2017, 08:50:26 UTC
Понятно :)
Однако же Вы считаете-таки некое мнение богословски безупречным, и находите его выраженным в приведенной росписи. Какое же это безупречное богословски мнение? Его можно словами выразить? Например, можно ли его понять так, что в Евхаристии руки отделяются от Тела и т.д., и что именно это говорит митр. Макарий?

Reply

Re: НЕ отрицает mmekourdukova October 25 2017, 09:49:42 UTC
Да, его, разумеется, можно понять и так. Руки-ноги отделяются, лужа крови и всё такое.

Но, как мы лично-наглядно видим на молдавской картинке (я во всяком случае вижу, и большинство комментаторов видит) - не нужно его так понимать. Это страшно и противно.

Надо полагать, и митр. Макарий тоже был человек с элегантным вкусом :-)).

Reply

Re: НЕ отрицает kiprian_sh October 25 2017, 11:27:19 UTC
Нет, так его понимать нельзя. Он прямо говорит, что так понимать нельзя, ибо "нераздельным и всегда целым остается и Его тело вместе с кровию, как тело живое, которое, восстав от мертвых, ктому уже не умирает, тело прославленное, духовное, бессмертное". И дело не во вкусе лично митр. Макария (я мог бы привести и другие цитаты из других авторов или Соборов), а в учении Церкви, различающей тленные (и, соответственно, дробимые) акциденции хлеба и нетленную (и, соответственно, недробимую) плоть Христа воскресшего. Так называемый "крайний евхаристический реализм", который мы видим на картинке и проповедником которого был, напр., Михаил Глика (XII век), не является учением Церкви. Дело Ваше, как понимать, конечно. Но вообще-то эти вещи просто надо знать :)

Reply

mmekourdukova October 25 2017, 11:59:07 UTC
Хорошая штука богословие.

Что дышло :-)).

Reply

kiprian_sh October 25 2017, 12:54:49 UTC
Нет, это не так. Так _кажется со стороны_, если человеку лень поинтересоваться. Не ума не хватает (как ни удивительно покажется со стороны, богословие - вещь доступная обычному человеку), а просто лень.

Reply

mmekourdukova October 25 2017, 13:08:24 UTC
Вобчем лень, да.

Когда я вижу пассаж типа "Хотя это так, но собственно это не так" - мне совершенно определенно лень дальше интересоваться.

Господь наш, насколько я помню, не прибегал к таким финтам, даже говоря об очень сложных вещах.

Reply

kiprian_sh October 25 2017, 13:40:33 UTC
Вы не "видите" пассаж, а интерпретируете его в угодном Вам смысле. А вот постараться понять в общем-то элементарный текст охоты нету. Лень здесь изначальна.
Дело Ваше :)

Reply


Leave a comment

Up