А теперь после плохих новостей хорошие.
Т.е. это я тут показываю после плохих хорошие, а на самом деле было наоборот - крипту закончили в 1934, а базилику - в середине 50-х.
На месте я не управилась добиться, кто ее делал, в Вики же ничего не нашлось (про Базилику всё, ага, а про крипту ничего), но ясно как день, что это тот же иконописец и/или та же команда, что и наша Капелла Святой Крови в Брюгге (про них тоже не удалось ничего добиться), и ещё я видела явно тех же кистей одну капеллу в Глостерском соборе, и опять неизвестно кто.
Между тем мне очень нравится этот легендарный международный Андрейрублев.
Все достоинства хорошей академической школы, в меру украшенной неоготическими, ар-нувошными и ар-декошными примочками.
И самая живопись крепкая такая и понятная, и проект в целом очень грамотный и с любовью.
(в глубину просьба не смотреть, там в 50-е годы таки подсуетились нагадить, пустили мозаики того же негод Годэна, что был в Базилике).
На сводах, среди умело подпущенных древних орнаментов, поместили аллегории Блаженств.
Внизу надпись - кто блажен, а по бокам аллегорической фигуры - почему именно.
А это главный алтарь. Мозаика восточной стены - апофеоз св. Терезы.
Очень смело и грамотно, и прекрасно смотрится что вблизи, что вдали.
Сложная задача взаимодействия скульптуры и плоского задника, ахроматического и хроматического, иконы и орнамента решена на пять с плюсом. Про художественный образ и говорить нечего - это действительно апофеоз, а в наше время самое это слово уже как бы табу, уже как бы на 99% заранее подозревается в пошлости, и всякий дерзающий браться за эту тему стоит перед выбором - либо не брать на себя никакого риска впасть в махровое (но тогда и апофеоза никакого не будет), либо - ага, взять на себя такой риск.
Автор этой мозаики риск на себя принял - и с честью вышел из испытания. Подойдя к самой грани махрового, но не оступившись за нея. И апофеоз - получился. Получилось, получилось это нежное сияние, лучи и гирлянды, шелест крыл и жемчужные переливы облаков, лилии и розы, шелк и парча, вечная райская весна раскаявшегося импрессиониста и последнего великого французского иконописца Мориса Дени.
Признаюсь, что только здесь я поняла, чем является св. Тереза Маленькая для христианского Запада. Теперь всем-всем желаю тоже понять!
Покажу ещё боковые капеллы, они же одновременно и "станции" Крестного пути.
Очень изящные и остроумные по общему замыслу - на своде большой мраморный рельеф-"станция" в распространяющейся мозаичной раме, а под ним мраморный же алтарь с низким бронзовым ретабло.
К сожалению, там темно, рельефы очень низкие и белые-белые, так что вам придется поверить мне на слово, что они прекрасного академического качества.
И теперь алтари - это св. Павла,
Это св. Августина - как видим, для них иногда брали за основу уже наличные живописные картины академического направления, как бы канонизируя их таким манером.
Свято-Иоанновский.
А сами алтари - ар-декошные, но ещё вполне гуманные по пропорциям и декору.
Осталось показать, скажем так, вторую главную святыню крипты - установленную там совсем недавно раку с мощами только что канонизированных родителей св. Терезы, Луи и Мари-Зели Мартен. Она стоит у западной стены, как раз под мозаикой Троицы, что в начале постинга.
Получилось немного наивно, такой тщательный пэтчворк на основе документальных фотографий, но все же очень мило и серьезно.
Тут мама с дочкой и самодельным стишком,
Тут папа с дочкой и тоже со стишком.
И на другой стороне - все дети, четверо умерших в детстве и пятеро инокинь. Из которых все, кроме св. Терезы, дожили до самого преклонного возраста.
Во время войны в этой крипте спасалось (в обоих смыслах) население Лизьё. В том числе и две сестры св. Терезы, вот как бывает!
Что ещё сказать? Атмосферный дух здесь совсем, совсем иной, чем в Базилике.
Там даже паломники похожи на туристов, здесь даже туристы уже с порога превращаются в паломников.