о вчитывании смыслов в простые и ясные тексты

Sep 08, 2015 12:43

Попался виденный раньше, но подзабытый афоризм схиархимандрита Софрония Сахарова.

"Бытие всякого разумного тварного существа движется меж двух пределов: один - любовь к Богу до ненависти к себе; другой - любовь к себе до ненависти к Богу."

Т.е., конечно, мы-православные привыкли прочитывать такое как бы сквозь розовые очки призму респекта к старцам ( Read more... )

богословские интуиции, семиотические пляски

Leave a comment

mikhail_bar September 8 2015, 20:02:47 UTC
Я не уверен в осмысленности предъявления претензий Софронию,
и,по-моему, замена "ненависти" на "презрение" ( а 2-3 значения этого латинского слова: "неуважение","оскорбление"), ничего не решает.

Тут вполне новозаветная и святоотеческая диалектика единства любви-ненависти. Т.е. тут, насколько я понимаю, речь идет об одном-едином состоянии с двумя полюсами. Вытягивание-устремление к одному полюсу означает одновременно удаление-пренебрежение от другого.

Правильно ли я понимаю смысл Вашего текста? Хотите ли Вы сказать, что мы имеем "односторонние, автономные" - "любовь" и "ненависть/презрение", и они никак между собой не связаны?

Reply

Re: Поэтому и поставлен клириком protonko September 10 2015, 18:44:34 UTC
Человек - существо становящееся. Архиереи часто рукополагают дураков,который через 50 лет у престола бывает становятся мудрецами. А бывает, что не бывает. Кто ж здесь знает, как оно обернется, кроме Господа Бга.

Reply

существо становящееся mmekourdukova September 10 2015, 21:32:29 UTC
Рукоположенный дурак - существо становящееся на головы и души прихожан. Все равно как "врач" без образования, за пятьдесят лет практики могущий наблатыкаться до профессионализма, покалечив по пути к профессионализму кучу людей.

Reply

Re: существо становящееся protonko September 10 2015, 22:17:18 UTC
"Профессионализм" в священстве не приобретается никаким иным способом кроме как "наблатыкиванием". Поэтому единственный способ спасти головы и души прихожан от молодого дурака в сане - это жесткий, даже безжалостный контроль начальства за его деятельностью. Ну и, конечно, железный способ - не рукополагать. Но, во-первых, уж совсем дураков не рукополагают, во-вторых, один опытный священник на 1000 прихожан, бывает как вариант для прихожан хуже варианта "один опытный + один молодой дурак" на все ту же неподъемную для одного священника тысячу.

Reply

Re: существо становящееся mmekourdukova September 10 2015, 23:13:28 UTC
Мне очень нравится тот способ, который железный.

И, если бы железный способ применялся систематически, попов было бы не меньше, а больше. И лучше.

Парадоск.

Reply

protonko September 10 2015, 18:39:33 UTC
Мы говорим о ненависти к себе, как о том пределе, до которого доходит человек, возлюбивший Бога.
Рискну предположить, что батюшка с форума ( по ссылке), со жгучей ненавистью к себе пока не знаком, потому его толкования и интерпретации, что в обсуждаемом ими, что в обсуждаемом нами вопросах имеют нулевую ценность.
Что ж касается, архм. Софрония, то я думаю о нем в контексте нашего обсуждения именно как о человеке имевшим опыт, как ненависти к себе, так и любви к Богу. И поэтому я склонен лично ему доверять и принимать его афоризм если не за последнюю истину, то за отблеск этой истины.

Reply

erundelle September 10 2015, 18:56:30 UTC
*что всякие духовные истины редко когда понимаются буквально*

Мы уже вот о чем говорим :) Я этого батюшку привела как пример "понимания".

Reply

protonko September 10 2015, 19:15:00 UTC
Справедливости ради, батюшки на форуме, насколько я понял, обсуждали вопрос применимости канонов и традиций. И в этом вопросе не понятно зачем копья ломать, ибо священник поставлен архиереем и по всем подобным обсуждаемым на форуме недоумениям должен обращаться за разъяснением к нему (или его представителю для решения таких недоумений - благочинному). Батюшки, по-видимому этого не знают и потому толкут воду в ступе.
Иное - духовные вопросы. По ним не благочинный, ни архиерей не даст достаточно авторитетного ответа, если не имеют соответствующего духовного опыта. Вот и приходится справляться в Евангелии, у свв. отцов, старцев, в церковном предании, чтобы получить толкование на вопрос, который исключает буквальное понимание.

Reply

erundelle September 10 2015, 19:39:56 UTC
Уже пожалела,прям, что дала ссылку =)! Очень многие миряне, мно-ги-е воспринимают некоторые наставления буквально и не все на самом деле способны разобраться в толкованиях. Не важно, в данном случае, что они обсуждали, важно каким образом человек представляет те или иные вопросы, это ж просто указанием свыше не исправишь.

Вы (я присоединяюсь) уже ниже (или выше?) пришли к консенсусу, уточнив: ветхого человека.

Reply

protonko September 10 2015, 20:13:50 UTC
Да. :))

Reply

Re: цитаток набросал про ненависть mmekourdukova September 10 2015, 08:52:32 UTC
Вполне согласна с Ерунделью.

Да и логика у Вас как-то потерялась по дороге :-)).

Или "на стадии святости, благодатного преображения, когда человек совершенно утвердится в добре, ему уже нет нужды ненавидеть себя" - или на крайнем полюсе величайшей любви к Богу мы как раз, как бы в виде откровения, и приходим к самоненависти.

Уш што-нить одно.

Reply

Re: цитаток набросал про ненависть protonko September 10 2015, 10:56:27 UTC
Женская логика. И не потерялась, а вовсе не было :))
Вот уже много комментов здесь я пытаюсь лишь сказать, что в обсуждаемом афоризме по-сути пропущено для лаконичности и пущей остроты высказывания (совершенно по Евангельскому примеру Спасителю, который тоже сказал о ненависти к своей душе, без объяснения, что не к "образу и подобию Божиему" ненависти, а к греху и богопротивлению в ней) лишь одно слово "ветхий":
"Бытие всякого разумного тварного существа движется меж двух пределов: один - любовь к Богу до ненависти к ветхому себе; другой - любовь к ветхому себе до ненависти к Богу."
Если слово "ветхий" Вам кажется неуместным, то можно так: "до ненависти к себе в настоящем греховном состоянии".
Предлагаемые мною вставки - не мои уловки и "езуицкие построения", а взгляд Церкви на проблему диалектического единства любви-ненависти в Евангельском учении(как на это указывал выше mikhail_bar).

Reply

Re: цитаток набросал про ненависть mmekourdukova September 10 2015, 11:18:53 UTC
Со вставками ВЕТХОГО у меня нет никаких, вот ровно никаких проблем с этим афоризмом. ППКС.

Ужасно жаль, что это - вставки :-)).

Reply

protonko September 10 2015, 11:29:27 UTC
Аминь!

Reply

mmekourdukova September 9 2015, 08:20:19 UTC
Эта замена решает всё.

Я не только могу себя самое представить пренебрегающей собою, неуважающей себя - я не раз переживала эти состояния.

Ненавидящей же себя я даже не могу себя вообразить. Это оксюморон. И оксюморон безрадостный (бывают парадоксы как бы открытые в небо, а этот - наоборот).

Смысл моего текста неужели непонятен?
Он в том, что изречения современных старцев, к которым полагаются воооот такой длины толкования, надо повторять и распространять, ээ, с осторожностью.

Reply

mikhail_bar September 9 2015, 12:59:43 UTC
Про современных старцев я и сам могу рассказать ( ... )

Reply


Leave a comment

Up