Попался виденный раньше, но подзабытый афоризм схиархимандрита Софрония Сахарова.
"Бытие всякого разумного тварного существа движется меж двух пределов: один - любовь к Богу до ненависти к себе; другой - любовь к себе до ненависти к Богу."
Т.е., конечно, мы-православные привыкли прочитывать такое как бы сквозь розовые очки призму респекта к старцам
(
Read more... )
и,по-моему, замена "ненависти" на "презрение" ( а 2-3 значения этого латинского слова: "неуважение","оскорбление"), ничего не решает.
Тут вполне новозаветная и святоотеческая диалектика единства любви-ненависти. Т.е. тут, насколько я понимаю, речь идет об одном-едином состоянии с двумя полюсами. Вытягивание-устремление к одному полюсу означает одновременно удаление-пренебрежение от другого.
Правильно ли я понимаю смысл Вашего текста? Хотите ли Вы сказать, что мы имеем "односторонние, автономные" - "любовь" и "ненависть/презрение", и они никак между собой не связаны?
Reply
Reply
Reply
Reply
И, если бы железный способ применялся систематически, попов было бы не меньше, а больше. И лучше.
Парадоск.
Reply
Рискну предположить, что батюшка с форума ( по ссылке), со жгучей ненавистью к себе пока не знаком, потому его толкования и интерпретации, что в обсуждаемом ими, что в обсуждаемом нами вопросах имеют нулевую ценность.
Что ж касается, архм. Софрония, то я думаю о нем в контексте нашего обсуждения именно как о человеке имевшим опыт, как ненависти к себе, так и любви к Богу. И поэтому я склонен лично ему доверять и принимать его афоризм если не за последнюю истину, то за отблеск этой истины.
Reply
Мы уже вот о чем говорим :) Я этого батюшку привела как пример "понимания".
Reply
Иное - духовные вопросы. По ним не благочинный, ни архиерей не даст достаточно авторитетного ответа, если не имеют соответствующего духовного опыта. Вот и приходится справляться в Евангелии, у свв. отцов, старцев, в церковном предании, чтобы получить толкование на вопрос, который исключает буквальное понимание.
Reply
Вы (я присоединяюсь) уже ниже (или выше?) пришли к консенсусу, уточнив: ветхого человека.
Reply
Reply
Да и логика у Вас как-то потерялась по дороге :-)).
Или "на стадии святости, благодатного преображения, когда человек совершенно утвердится в добре, ему уже нет нужды ненавидеть себя" - или на крайнем полюсе величайшей любви к Богу мы как раз, как бы в виде откровения, и приходим к самоненависти.
Уш што-нить одно.
Reply
Вот уже много комментов здесь я пытаюсь лишь сказать, что в обсуждаемом афоризме по-сути пропущено для лаконичности и пущей остроты высказывания (совершенно по Евангельскому примеру Спасителю, который тоже сказал о ненависти к своей душе, без объяснения, что не к "образу и подобию Божиему" ненависти, а к греху и богопротивлению в ней) лишь одно слово "ветхий":
"Бытие всякого разумного тварного существа движется меж двух пределов: один - любовь к Богу до ненависти к ветхому себе; другой - любовь к ветхому себе до ненависти к Богу."
Если слово "ветхий" Вам кажется неуместным, то можно так: "до ненависти к себе в настоящем греховном состоянии".
Предлагаемые мною вставки - не мои уловки и "езуицкие построения", а взгляд Церкви на проблему диалектического единства любви-ненависти в Евангельском учении(как на это указывал выше mikhail_bar).
Reply
Ужасно жаль, что это - вставки :-)).
Reply
Reply
Я не только могу себя самое представить пренебрегающей собою, неуважающей себя - я не раз переживала эти состояния.
Ненавидящей же себя я даже не могу себя вообразить. Это оксюморон. И оксюморон безрадостный (бывают парадоксы как бы открытые в небо, а этот - наоборот).
Смысл моего текста неужели непонятен?
Он в том, что изречения современных старцев, к которым полагаются воооот такой длины толкования, надо повторять и распространять, ээ, с осторожностью.
Reply
Reply
Leave a comment