В подзамочных комментах с утра спросили, чем вот эта, к примеру, икона Фотиса Кондоглу (это основатель «парижского богословия иконы», или византинолатрии, для Греции и окрестностей), чем она так уж намного хуже Зинона.
Отвечу развернуто
и с картинкой, нашла вот тоже зиноновскую оглавную икону Богородицы для наглядности.
Икона Кондоглу хуже тем, что она
а) стилистически на порядок примитивнее зиноновской. Причем по всем параметрам.
Грубый, дубовый рисунок, с навязчивыми, однообразными неправильностями - спущенной вниз (ниже кончика носа!) ноздрёй, с крошечным ротиком Богородицы и крупным ртом Младенца; с резко асимметричным подглазьем ближнего глаза, отодвинутым от носа на неистовое расстояние - при том что подглазье дальнего глаза, наоборот, узенькое и тупо-симметричное; с прямым как палка носом, начинающимся от лба, а не от богоданной переносицы; с плоско вырубленной ступенькой верхней губы; с треугольной шеей; с уродски непонятными ушами - у Богородицы двухступенчатая мочка и поперечная перемычка среди ушной раковины, у Младенца вовсе мертвый кривой бублик с плоской пустотой внутри.
Грубая, дубовая светотеневая трактовка, нарочитое сведение сложности человеческого лица к основным геометрическим телам, при этом ещё и с потерею общей большой формы - проще говоря, у Богородицы посередине лица мягкий, но ощутимый провал. Мафорий и плат-волосник вообще лишены объема, положенные на них разбелы возмутительны по своей случайности, брутальности и бесцельности. Золотая кайма и звезда на мафории наведены так же брутально, бездельно и мертво. Место для звезды найдено хуже не бывает: и не на оси головы, и не согласно декоративной логике заполнения пустого пространства на мафории, а на продолжении прямого носяры.
Цветовая гамма - неприятная, «жареная», в сущности, та, что сейчас называется «кислотная». Но не кричаще, а грязно кислотная. Красный-синий-желтый, и все трое грязные. Живая игра холодных и теплых оттенков в свету и в тени, столь характерная для византийской живописи и особенно для Мануила Панселиноса, которому декларативно подражал Кондоглу, отсутствует начисто.
и пункт б), который для меня так же важен, как и а) -
очень хорошо видно, что Кондоглу вполне сознательно остается на этом тоскливом уровне. Пишет тупо и грубо не от природной безрукости, а просто решил, что "святой стиль" состоялся и дальше идти некуда, утвердился он в этой квартирке. Видно же оно из того, что все нехитрые приёмцы уже отработаны до полной гладкости, вылизаны-выпячены, сверкают, звенят и хвастаются собою - а чем, спрашивается, там хвастаться?! - вместо того чтобы скромно молчать в тряпочку и стараться везде и во всем и каждый раз сделать лучше.
Ну и пункт в) - это уже бонус, потому что говорили мы только о стиле - икона Кондоглу хуже мертвенностью выражения, нет, что это я, - отсутствием выражения лиц. Богородичные иконы арх. Зинона могут нравиться или не нравиться (не нравятся обычно суровым и/или страдальческим выражением), но там хоть есть это выражение. Всегда есть. У Кондоглу - условная маска (символический же стиль, ага!), и видно, что автор нарочно старался никакого выражения лицу не придать даже случайно, ненароком.
Я таким символическим изображениям, замаскированным под иконы, предпочитаю просто нормальные символические изображения.
Агнца там, виноградную лозу, рибку, павлинов, хризму.
Если красиво сделано, конечно.