Второватиканские грабли

Mar 19, 2012 14:48

Забираю к себе от френдессы renardetraisin её постинг и при нём наш с нею обмен комментами.
Картинка для отвлечения привлечения внимания выбрана из свежего постинга френда bizantinum



Кое-что из документов Второго Ватиканского собора (1962-65)
Раздел III: О некоторых наиболее настоятельных обязанностях христиан по отношению к культуре:


«Церковь, посланная ко всем народам всех эпох и стран, не связана исключительными и нерасторжимыми узами ни с одной расой или народом, ни с какими особыми нравственными установлениями, ни с одним древним или новым обычаем. Держась своей собственной традиции и в то же время сознавая свою вселенскую миссию, она может войти в общение с различными формами культуры, благодаря чему обогащается и сама Церковь, и эти различные культуры.
Церковь не запрещает человеческим искусствам и дисциплинам культуры пользоваться в их сфере их собственными принципами и методами. Поэтому, признавая эту справедливую свободу, она утверждает законную автономию человеческой культуры.
Всё это требует и того, чтобы человек, блюдя нравственный порядок и общую пользу, мог свободно искать истину, выражать своё мнение и распространять его, а также заниматься любым искусством…
А дело гражданской власти - не определять характер различных форм человеческой культуры, но создавать условия и обеспечивать поддержку для того, чтобы культурная жизнь развивалась для всех, в том числе и для меньшинств в той или иной стране. Поэтому, прежде всего, необходимо настаивать на том, чтобы культура не отходила от своей цели и не была вынуждена служить политическим или экономическим властям.
Поэтому нужно стараться, чтобы художники чувствовали, что они признаны Церковью в своей деятельности и чтобы, пользуясь подобающей свободой, они легче могли наладить отношения с христианской общиной. Церкви следует признавать и новые формы искусства, отвечающие запросам наших современников в зависимости от характера, свойственного тем или иным странам или регионам. Их тоже можно принять во святилище, если они, соответствуя по способу выражения и согласуясь с потребностями литургии, направляют мысль к Богу.
Итак, пусть верные живут в самом тесном общении с другими своими современниками и стараются во всей полноте постичь их образ мышления и чувства, выражающиеся через культуру".

Из приведенных фрагментов ватиканской "Конституции" прямо следует допустимость, возможность и даже необходимость использования в целях проповеди (в том числе и в храме - святилище) любых форм и видов современного искусства, "направляющих мысль к Богу". Такая позиция привела искусство католической церкви в настоящее время к серьезному кризису, заставив многих католиков вновь обратиться к Иконе - как зрительному выражению Христианской Идеи.

Как показала недавняя мини-конференция в культурном центре «Покровские ворота»
http://www.pravmir.ru/umiraet-li-hriastianskoe-iskusstvo/
эта мысль теперь (через полвека после Ватикана II) не чужда и представителям православного духовенства. И столь дорогая нам (имею в виду братьев-иконописцев) православная специфика уже не является критерием нашей самоидентификации. Хотя, по всей видимости, указанные "особо продвинутые" батюшки абсолютно не понимают откуда у модернистских "тараканов в их головах" ноги растут.

Комментарии:

Я: Мне СТРАШНО НЕ НРАВЯТСЯ эти параграфы. Но не потому, почему они не нравятся Вам ("возможность и даже необходимость использования в целях проповеди (в том числе и в храме - святилище) любых форм и видов"). А потому, что они подразумевают как аксиому, что художники - вне Церкви, и культура - тоже вне, и нужно предпринимать какие-то особенные шаги, прыжки и гримасы, чтобы воссоединиться.
И в этой бредовой, безобразной презумпции католики-шестидесятники, к сожалению, вполне едины с православными мыслителями на ту же тему (см. хотя бы полемику вокруг выставки "Диалог").

Хозяйка: Эти параграфы отражают реальное положение дел. Я не могу сказать, что в католической ситуации мне это не нравится (?) Наверное там - это органично.
Но когда так начинают рассуждать православные батюшки-профаны в искусстве, даже не понимая сути - вот это мне определенно не нравится.

Я: Реальное положение дел заключается в том, что культура христианских стран (и искусство в частности) укоренены в Церкви и всем ей обязаны, и забывать об этом, добровольно отказываться от родства и наследства, как ватиканские батькИ (по крайней мере в данном документе) сделали - безумие.
Очень возможно, что Запад как раз сейчас начинает спохватываться. Я-то работаю как раз со спохватившимися, реакция семинаристов на коллоквиуме у иезуитов меня в этом отношении глубоко обрадовала.
А в России, похоже, перехватили западные грабельки полувековой давности и давай на них наступать изо всех православнутых силушек.

Хозяйка: В том то и ужас, что в Ватикане пошли на поводу крайне левых - а в результате повлияли на культуру в целом. Покойный папа был активнейшим участником редактуры этих документов в сторону левизны.
Сейчас в католической среде наступила "реакция" - и как следствие - интерес к иконе.
Ну а до наших эта "мысля" только теперь доезжает...

Я: Ватиканские грабли могут нам обойтись дороже, чем Западу.

Обмен комментами, как видите, очень недлинный, потому что общавшимся сторонам и так всё ясно.
Может, кому-нить что-нить ещё неясно? Например, почему ватиканские грабли обойдутся христианскому Востоку дороже, чем Западу - ясно, почему ?

Апдейт: прислали в комментах http://www.gazeta.ru/culture/2012/03/20/a_4098585.shtml, на тему почему дороже, чем Западу.

сложное о ремесле, модернизм и постмодерьмизм, чудище обло

Previous post Next post
Up