В школе, смутно помнится, было положено умиляться над коровой. Меня подташнивало и было неясно, чему в этом беспросветном ужасе умиляться, но я предпочла, как обычно в таких случаях, не заморачиваться. Но больше Платонова не читала, не понравилось. А вообще, сильный эффект - персонаж, от лица которого ведется повествование и сам-то представляется неживым, словно сколоченным из найденных на разных свалках проржавевших деталей, скрежещущих на ветру, порождая звуки, которые складываются в мысли, проплывающие мимо, как полиэтиленовые мешки в темной мутной воде. А другие, окружающие его персонажи - это и вовсе вот эти самые невнятные полиэтиленовые мешки. В лучшем случае - говядина. Персонаж даже хуже, чем одинок, его и самого как бы нет. Читая дебиловатое сочинение Васи трудно не предствить глаза, за стеклянностью которых пусто.
О, вот интересное свидетельство молодого племени, изучавшего Платоновскую Корову в школе. Мы-то его не только не изучали, он для нашего поколения был запретный особо сладкий плод, поэтому я в 80-е прочла всё, до чего можно было добраться, почти полное собр\соч. И даже при такой предвзятой благорасположенности истинный вкус плода дошёл довольно скоро. Я даже хорошо помню, когда именно - я нарисовала картинку к "Котловану", пролетарскую девочку с пролетарским медведем. В довольно филонистой манере. И в процессе работы вошла мне вошь в голову, вошла и не вылезла.
А кстати, почитайте его, оно полезно. Полезней целого вагона научных работ по истории советского государства.
Я "Котлован" читать пыталась, летом у бабушки на даче. Это всегда для меня было место и время запойного чтения всего, что есть без разбору, но вот с "Котлованом" отношения не заладились с первых же страниц почему-то. Но по Вашему совету в очередь на прочтение поставлю=)
что Вы подразумеваете под словами "богоданная перспектива"? Перспективу нормальную или обратную?(Кстати, в нем. это названо лучше Froschperspektive und Vogelpersrektive, с точки зрения птицы и с т.з. лягушки)
Ви будете смеяться, но я так называю и ту, и другую, а впридачу ещё аксонометрию, вид с птичьего полёта и так называемое кулисное построение пространства.
я тоже не понимаю, как и что делал со словами Платонов, но проза его живая и шевелится, и прорастает в такую глубь корнями... я люблю начало Чевенгура - там целые абзацы хочется заучивать наизусть, но всё равно закон его словосложения не постичь :)
прорастает в такую глубь корнямиmmekourdukovaDecember 15 2011, 13:42:32 UTC
Такими?
"А когда он отделывался начисто, то нагребал к себе в подол рубашки глину из старого погреба и шел с ней в квартиру. Там он садился на пол и лепил из глины фигурки людей и разные предметы, не имеющие подобия и назначения, -- просто мертвые вымыслы в виде горы с выросшей из нее головой животного или корневища дерева, причем корень был как бы обыкновенный, но столь запутанный, непроходимый, впившийся одним своим отростком в другой, грызущий и мучающий сам себя, что от долгого наблюдения этого корня хотелось спать".
О, так хорошо же. Хорошо отдулись, хочу сказать. Даже мне теперь понятно, чем похоже на Филонова :-).
Это тема, конечно же, на пачку диссеров, но чем хорош формат постинга - он вшей в голову запускает, в первую очередь френдам, кого уже знаю как способных схватить вошь в голову на лету.
Если ещё пробьёт на экзерсис какой (про Корову, например), милости прошу!
Да разве можно их сравнивать? dadahaDecember 15 2011, 14:46:10 UTC
Платонов совсем другой. Он светлый совершенно, в нем нет безнадеги. А физиологизм его вовсе не отдельно от души человека, просто душа у его героев -- первична. Почти все они как будто одним духом живут, а тело - так, само собой. И это правильно. и прекрасно по-моему. И владеет словом феноменально, и трогательный. Да и вообще...
Re: Да разве можно их сравнивать? mmekourdukovaDecember 15 2011, 15:08:36 UTC
Да почему нельзя сравнивать близнецов-братьев :-))?
Это правда, что герои Платонова духом живут, вернее, Платонов их ЗАСТАВЛЯЕТ духом жить. Вопрос - какой это дух.
Относительно того, что Платонов светлый - даю ссылку на тот френдовский постинг, который вчерась меня подтолкнул написать на эту давно лежавшую в загашнике и весьма нажористую тему: http://wyradhe.livejournal.com/221351.html.
Re: Да разве можно их сравнивать? mmekourdukovaDecember 15 2011, 16:13:02 UTC
Хорошо, что хотя бы Филонова не любите :-).
А вообще, по первым комментам - я рада найти среди френдов такое единомыслие по теме, которую я никогда до того не трогала и не знала, какие здесь у кого предпочтения и тайные пороки.
Comments 108
А вообще, сильный эффект - персонаж, от лица которого ведется повествование и сам-то представляется неживым, словно сколоченным из найденных на разных свалках проржавевших деталей, скрежещущих на ветру, порождая звуки, которые складываются в мысли, проплывающие мимо, как полиэтиленовые мешки в темной мутной воде. А другие, окружающие его персонажи - это и вовсе вот эти самые невнятные полиэтиленовые мешки. В лучшем случае - говядина. Персонаж даже хуже, чем одинок, его и самого как бы нет. Читая дебиловатое сочинение Васи трудно не предствить глаза, за стеклянностью которых пусто.
Reply
Мы-то его не только не изучали, он для нашего поколения был запретный особо сладкий плод, поэтому я в 80-е прочла всё, до чего можно было добраться, почти полное собр\соч.
И даже при такой предвзятой благорасположенности истинный вкус плода дошёл довольно скоро.
Я даже хорошо помню, когда именно - я нарисовала картинку к "Котловану", пролетарскую девочку с пролетарским медведем. В довольно филонистой манере. И в процессе работы вошла мне вошь в голову, вошла и не вылезла.
А кстати, почитайте его, оно полезно.
Полезней целого вагона научных работ по истории советского государства.
Reply
Reply
А вот "Фро" обязательно, "Реку Потудань" http://www.klassika.ru/read.html?proza/platonov/potudan.txt, "На заре туманной юности" - это всё лирическое, про нашу сестру.
Reply
Reply
Ви будете смеяться, но я так называю и ту, и другую, а впридачу ещё аксонометрию, вид с птичьего полёта и так называемое кулисное построение пространства.
Reply
Reply
Как и вообще всё механическое и грубо-геометрическое в приложении к сложноорганизованному :-)).
Reply
я люблю начало Чевенгура - там целые абзацы хочется заучивать наизусть, но всё равно закон его словосложения не постичь :)
Reply
"А когда он отделывался начисто, то нагребал к себе в подол рубашки глину из старого погреба и шел с ней в квартиру. Там он садился на пол и лепил из глины фигурки людей и разные предметы, не имеющие подобия и назначения, -- просто мертвые вымыслы в виде горы с выросшей из нее головой животного или корневища дерева, причем корень был как бы обыкновенный, но столь запутанный, непроходимый, впившийся одним
своим отростком в другой, грызущий и мучающий сам себя, что от долгого наблюдения этого корня хотелось спать".
Reply
Reply
Reply
Reply
Хорошо отдулись, хочу сказать. Даже мне теперь понятно, чем похоже на Филонова :-).
Это тема, конечно же, на пачку диссеров, но чем хорош формат постинга - он вшей в голову запускает, в первую очередь френдам, кого уже знаю как способных схватить вошь в голову на лету.
Если ещё пробьёт на экзерсис какой (про Корову, например), милости прошу!
Reply
Reply
Или у себя запостите, как будет настроение.
Reply
И владеет словом феноменально, и трогательный. Да и вообще...
Reply
Это правда, что герои Платонова духом живут, вернее, Платонов их ЗАСТАВЛЯЕТ духом жить. Вопрос - какой это дух.
Относительно того, что Платонов светлый - даю ссылку на тот френдовский постинг, который вчерась меня подтолкнул написать на эту давно лежавшую в загашнике и весьма нажористую тему: http://wyradhe.livejournal.com/221351.html.
Reply
Reply
А вообще, по первым комментам - я рада найти среди френдов такое единомыслие по теме, которую я никогда до того не трогала и не знала, какие здесь у кого предпочтения и тайные пороки.
Reply
Leave a comment