Пощу последние десятка два памятников XII века.
До сих пор я вывешивала почти исключительно монументалку, а здесь наконец-то будет сколько-то станковых произведений. Только в XII веке икона стала тем, чем она является сейчас - довольно распространенным и, в общем-то, доступным объектом молитвенного сосредоточения. В том числе вне Литургии, в частной, домашней молитвенной практике.
Очень возможно, что как раз по этой причине самые типы Спасителя, Богородицы, святых приобрели некоторые прежде неведомые иконе черты. О том, что именно в XII веке появился совсем новый, прежде невиданный иконографический тип Елеусы - Милующей, знают, наверное, даже семинаристы первоклассники. Но не все почему-то знают, что тогда же появился и Элеймон - Христос Милующий. В отличие от Елеусы, у которой была новая иконография (касание обращенных друг ко другу голов Матери и Младенца), у Элеймона иконография была та же, вечная. А разница, которую отметили новым названием, заключалась в новом выражении лика. Не грозный Царь, а сосредоточенный Мыслитель, благорасположенный и милостивый Собеседник.
Не надо дополнительно объяснять, наверное, что этот фундаментальный сдвиг произошел на Востоке, а не на Западе. Запад тогда тянулся где-то в хвосте.
Ну, давайте посмотрим на Восток и Запад.
1. Берлинский Спас Элеймон
2. А это тоже Элеймон, из Флоренции.
3. Из Мирожского монастыря во Пскове (работали там, однако, греки).
4. А теперь мы наконец-то посмотрим, что в это время делали на Западе.
Это две английские миниатюры конца века.
5.
6. А это Германия. Евангелие Генриха Льва.
7. Германия же. Фреска монастыра в Фрауенсхимзее.
8. Алтарная абсида церкви в Шварцхайндорфе.
9. А теперь Франция. Миниатюра из собрания Берлинских Музеев.
10.Эти две - Псалтирь Ингеборги, Музей Конде, Шантильи
11.
12. Теперь Испания. Там мнооого сохранилось XII века - деревенские церкви подновлять было не на что.
Это фрагмент избражения на фронтальной доске (или фронтале) алтаря из Бальтарги.
13. Это фрагмент фронтала из города Икс.
14. Ну, это знаменитая абсида Сан-Клементе в Тауле.
15.
16. А это глава от Распятия, но не такого, к какому мы привыкли. Это архаический тип, ещё долго сохранявшийся на Западе, в то время как на Востоке уже давно стали изображать Христа в набедренной повязке, с закрытыми глазами и поникшей головой, с этим характерным изгибом провисшего под собственной тяжестью тела.
А в Испании до самого XIII в. держался этот тип, назывемый "Христос, победивший смерть", или "Мажестат" - в царских одеждах, с открытыми глазами на спокойном лике, с раскинутыми руками безо всякого провисания.
Это - Мажестат Батло.
16. Ещё одно испанское распятие, из Нью-Йоркского музея Метрополитен.
17. А это опять Франция, портал собора в Везлэ.
Я там, кстати, была лет семь назад, но фото не моё.
18. Фигура с портала собора в Конке
18. А теперь Италия.
Фреска из абсиды церкви Сант-Анжело-ин-Формис, Капуя
19. Мозаика абсиды из Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция. Её датируют XII-XIII веком, пусть уж будет тут.
20. Распятие из собора св. Мартына, Лукка, так наз. Вольто Санто
21. И ещё парочка итальянских Распятий. Здесь Христос все ещё с открытыми глазами, хотя туника или колобиум уже прочно сменились набедренной повязкой. И некоторое провисание тоже уже как бы смутно наметилось, и легкий трехчетвертной разворот тела.
22.
23. А эту голову постоянные читатели уже знают, она из Лувенского собора, французской работы.
В следующий раз начнём смотреть XIII век.