Я человек не служивый, гражданский. Но с морем по жизни географически связан: Севастополь, Калининград. И
сильно меня удивили данные про подлодки на Черноморском флоте. В голове-то другая картинка из детства: в Южной бухте вдоль пирсов-понтонов много их стоит, а уж если в доке - так это вообще красота!
Вчера прочитал:
После дележки Черноморского флота его развал и деградация стали почти ураганными, хотя и киевская, и московская пропаганда утверждали обратное. Достаточно сказать, что после распада СССР ЧФ России не получил ни одного нового корабля! Не считать же таковыми строившийся целых 13 лет - с советских времен - ракетный корабль на воздушной подушке «Бора», а также сооружавшиеся 12 лет морские тральщики устаревших проектов 30-летней давности «Валентин Пикуль» и «Вице-адмирал Захарьин». Средний возраст российских кораблей - 30 лет, максимально положенный кораблю 25-летний срок боевой службы за плечами практически у всех. Офицеры ЧФ в частных разговорах признали: лишь 30 процентов боевых кораблей хотя бы относительно боеспособны.
В составе флота остался лишь один крейсер - «Москва» (бывший «Слава»). Катая вас возле него на катере, экскурсоводы не преминут поведать о его мощи, которая якобы держит в страхе весь турецкий флот, о способности «достать до Стамбула» даже отсюда. Однако этот корабль спущен на воду 30 лет назад и вряд ли уже может считаться современным несмотря на вооружение - формально мощное, но тоже устаревшее. Но главное, истек 25-летний срок службы корабля. И это уже сказывается. Так, 7 сентября 2009 года на крейсере взорвался паровой котел, выведя из строя ряд систем и механизмов.
Из 11 БПК советского времени формально «выжили» три («Керчь», «Очаков», «Сметливый»), но дееспособен лишь один: 42-летний «Сметливый». Из 12 сторожевиков половина ушла в утиль, остальное поделили. Из всех субмарин в составе ЧФ уцелели две, причем относительно боеспособна лишь одна- «Алроса». Списано в утиль шесть-восемь ракетных кораблей, семь передано Украине. Из 24 малых противолодочных кораблей в ЧФ ныне семь, из полусотни десантных кораблей также «выжило» около семи, тральщиков - 10... Как говорил мне бывший начальник Управления боевой подготовки ВМФ РФ контр-адмирал Олег Лазарев, «это уже фактически флотилия». Флота не осталось. Вспомнил случайно услышанный весной в Калининграде разговор двух парней, один из которых работал на заводе "Янтарь" и имел отношение к строительству фрегатов для Индии. Он много чего своему приятелю рассказывал: и про зарплаты низкие у инженерных сотрудников, про задержки со строительством, в результате которых заводу и государству уже грозили нехилые штрафные санкции в валютном выражении, и про жуткие инженерные ляпы и ошибки разные.
Но больше всего меня поразило его высказывание, что "на Балтфлоте всего-то боевых кораблей на ходу один-два, а всё остальное металлолом".
Я не поверил. Тогда не поверил.
Увы, развитие ЧФ почти заглохло уже к моменту распада СССР, новыми кораблями I ранга он не пополнялся с 1979 года, в рамках советской стратегии тех лет вообще считался второстепенным. Хотя он и имел выход в Средиземноморье, реально был смертником. Никаких шансов прорыва через Босфор и Дарданеллы на оперативный простор в случае начала боевых действий с НАТО он не имел. И, сколь бы мощен он ни был, в век ракет и авиации участь его была бы предрешена, что понимали и советские адмиралы. Потому и не насыщали его кораблями современной постройки: стратегические задачи черноморцев были вспомогательными - принять на себя удар, оттянув часть сил противника. Опять же, второстепенность тогдашнего ЧФ предопределила и ставка на ракетоносный подводный флот: атомным субмаринам с ракетно-ядерным оружием в Черном море делать нечего. Ничего не напоминает? БФ ждет та же участь?
Я не силен в стратегиях. Но кажется мне, что сейчас от ВМФ остались рожки да ножки не только на ЧФ. И если есть объективные данные о боеспособных судах, то они плачевны.
Нет, не плачевны. Ужасны.