Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (итал. Sant’Apollinare in Classe) - построена во второй четверти VI века над могилой первого равеннского епископа святого Аполлинария в портовой части Равенны в районе Классе. Этот памятник ранневизантийского искусства украшен самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода, сохранившимися в конхе апсиды.
2.
3.
Базилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI века. В X веке к церкви были пристроены придел, нартекс и ротонда-колокольня. После разграбления Равенны венецианцами в 1449 году первоначальные мозаики сохранились только в апсиде.
Размеры базилики составляют 55,58 на 30,3 метра, её три нефа разделяются колоннадой из 24 колонн в каждом ряду, они установлены на квадратные базы и увенчаны композитными капителями византийской работы с ажурными листьями. К базилике пристроена цилиндрическая колокольня высотой 37,5 метров и диаметром 6,17 метров.
В центральном нефе базилики расположен большой алтарь, посвященный Деве Марии, он был создан в XI веке с использованием материалов алтаря VI века. На нём находится мемориальная доска XVIII века, сообщающая без каких-либо исторических подробностей, что мощи святого Аполлинария были обнаружены именно на этом месте.
4.
5.
6.
Групповой портрет, сильнейшим образом пострадавший от времени и почти наполовину дописанный темперой, изображает византийского императора Константина IV Погоната с братьями Ираклием и Тиверием; император передает привилегии архиепископу Репарату (671-677), около которого стоит другой известный поборник независимости равеннской церкви от Рима - архиепископ Мавр.
7.
8.
Жертвоприношения Авеля, Мельхиседека и Авраама.
9.
10.
В конхе апсиды помещена мозаика с необычной для византийского искусства сценой Преображения Господня. В ней Иисус Христос аллегорически олицетворён крестом, украшенным драгоценными камнями и заключённым в тёмно-синюю мандорлу, усыпанную золотыми звёздами. Лишь в пересечении ветвей креста помещён небольшой медальон с образом Христа. Присутствовавшие согласно евангельскому описанию при этом событии апостолы Пётр, Иоанн и Иаков изображены в образе агнцев, предстоящих кресту. Выше в облаках помещена благословляющая десница Бога Отца и полуфигуры пророков Моисея и Илии, протягивающих свои руки к кресту.
Сцена Преображения помещена в центре райского сада, полного деревьев и цветов. В его центре помещена фигура святого Аполлинария с воздетыми к небу руками. По сторонам от фигуры святого находятся 12 белоснежных овец, отделённых друг от друга кустами лилий. Ряд исследователей считают овец символическим изображением двенадцати апостолов, а другие - образом паствы Аполлинария, бывшего епископом Равенны.
11.
Вдоль стен раннехристианские надгробия.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
На полу базилики сохранились фрагменты оригинального наборного мозаичного пола.
19.
20.
21.
22.
23.
24.