Некоторые комментарии к недавней записи
про предстоящую встречу Патриарха и Папы. Почему церковь со стороны видится искаженно и ей пытаются навязать чуждые ей задачи, как правило, понятно. Изнутри-то видится все еще интереснее. Но осуждают обычно именно те, кто к ней отношения не имеет - соответственно могут говорить все, что взумается, не неся никакой ответственности.
На что-то могут повлиять только те, кто говорит ответственно. К числу таких людей относится и архим. Сергий (Савельев), напоминавший, что сребролюбие - корень всех современных грехов. Когда он был настоятелем храма, то просто вынес из него на улицу "ящик", то есть прекратил всякие продажи внутри храма. Он сам и его община прошли многочисленные испытания, их история позже была опубликована на основании переписки под названием "Далекий путь".
Сохранилось немало проповедей о. Сергия, их и сегодня перечитываешь с вниманием. Они по-прежнему актуальны и остры. В одной из них он старается осмыслить нашу церковную историю. Мы вспоминали ее вчера в связи с днем памяти новомучеников и исповедников российских. В частности, здесь он напоминает нам о смысле церковной жизни.
"Говорят: безнравственность. Безнравственность? А откуда она? Что, наши законы предписывают безнравственность? Покажите мне: где, в каком месте написано, чтобы безнравственно жили люди? Люди живут безнравственно… Но это люди так живут! Кто же эти люди? - Мы! Так о нас и нужно говорить, а нечего кивать на власть, что она нас безнравственности учит.
Говорят, что бесчестность, воровство. Хорошо. А разве нас гражданская власть учит воровству? К чему нас призывает Господь после 1917 года? К созданию братской жизни, к созданию такой жизни, когда мы друг друга подпираем, когда мы друг с другом связаны узами нерушимого единства. Не будем говорить - во имя кого. Мы, верующие, - во имя Христа, мы со Христом, через Христа, но это не имеет значения для того, чтобы чувствовать себя как бы в своей семье. Наш народ - наша семья. Разве нам сейчас мешают богатеи, разве мешает нам знать какая-нибудь царская, или царят помещики, или еще кто-нибудь, банкиры? Никто нам не мешает. А если у нас дела бывают иногда плохи, так почему они плохи? Потому что мы с вами никуда не годимся!
...
Итак, каков же смысл нашей церковной жизни? Смысл церковной жизни - учиться жить во Христе! Если мы этого делать не будем, то, дорогие мои, ничего, кроме горя и мрака, нам испытать не придется. Надо нам упрощаться, надо нам умаляться, нам нужно проникнуться любовью к своей родине, нам нужно понять, что теперь мы имеем прекрасные условия для нашей духовной жизни. Скажите, кто здесь мне был помехой? А вы знаете, я ведь здесь говорил и говорю так, как едва ли какой-нибудь партийный работник может говорить. Я говорю с полной свободой. Дело только во мне: и мой голос был бы еще более убедительным, если бы моя жизнь была чиста, если бы я сам был честен перед Господом. А так - что же? Что мы делаем? Кого мы видим?.."
Архим. Сергий (Савельев)