Армянская историография пожалуй самая древняя на Кавказе . При том ,что первые грузинские хронисты написали свои труды в IX-XI вв. считается ,что армяне уже к этому времени имели плеяду своих летописцев - Парпеци , Бузанд, Корюн ,Хоренаци ,Егише ,Ширакаци и др. Сведения из их трудов проливают свет на прошлое Армении ,а также служат ценным материалом для соседей армян и всего Кавказского региона .
Несмотря на всю ценность этих трудов по поводу дат написания ими сиих произведений существуют разные мнения . Уже с начала XX века некоторые ученые высказывали осторожную мысль о том ,что летописи до нас дошли либо в изрядно исправленном виде , либо их вообще написали много позже IV-V вв. Первым под критику попал Мовсес Хоренаци и его труд "История Армении" . Как оказалось многие моменты из его книги указывают на то что автор был осведомлен о событиях V, VI и даже IX века (!) .
Лично мне приятно отметить ,что в обсуждении собственной истории и критике её принимали и принимают участие в том числе историки армянского происхождения ,которые в советские времена были названы предателями армянского народа ))))
Американский историк Ричард Ованисян отмечает, что "История Армении" является самым полным и в то же время самым противоречивым трудом в ранней армянской историографии. Ричард Ованисян указывает на следующие противоречия в труде Хоренаци:
- Хоренаци пишет, что падение монархии Аршакидов последовало за смертью Месропа Маштоца (умер в 440 году) и патриарха Саака (умер в 439 г.), хотя падение произошло раньше, в 428 году.
- Хоренаци пишет о людях и местах, известных только в 6-7 веке и ссылается на источники, которые были недоступны на армянском в 5 веке.
- Хоренаци искажает источники с целью восхваления своих покровителей - Багратуни, которые возвысились в 8 веке.
- На Хоренаци нет ссылок в источниках ранее 10 века.
Бывший глава кафедры армянских исследований Гарвардского университета профессор Роберт Томсон, который является автором английского перевода «Истории» Хоренаци, указывает на следующие анахронизмы в работе Хоренаци, которые не позволяют датировать эту работу V веком:
- Мовсес был первым армянским писателем, идентифицировавшим Сюник с Сисаканом. Последний термин впервые встречается в сирийском источнике VI века, в Армянской Географии VII века н. э. он обозначает округ, а не всю провинцию.
- Мовсес упоминает 4 Армении. Эти 4 византийских провинции были созданы в 536 году н. э. византийским императором Юстинианом I (527-565 гг.)
- Мовсес называет Васпураканом территорию к востоку от озера Ван. Этот термин стал использоваться после раздела Армении в 591 году н. э.
- Мовсес упоминает хазар, не упоминаемых в других армянских источниках до «Армянской Географии» VII века н. э.
- Мовсесу известно о продвижении иранцев в Вифинию. Иранцы продвинулись так далеко на запад только во время войны 604-629 гг. н. э.
- Мовсес упоминает должности в византийской Армении, которые были учреждены только после победы императора Ираклия I над персами в 629 году н. э.
Более того Роберт Томсон называет Мовсеса Хоренаци политически ангажированным и обслуживающим своего покровителя мистификатором, манипулирующим источниками и фальсифицирующим историю Армении.
Первые ссылки на работу Мовсеса Хоренаци содержатся в работе
Ованеса Драсханакертци Х века. Единственно возможное упоминание Мовсеса Хоренаци в более ранней литературе может быть в письме, приписываемом Лазарю Парпеци, писавшем около 500 года н. э. Он упоминает умершего к тому времени «философа» Мовсеса, чьи слова «распространяли невежество», и который навлек на себя гнев монахов и был изгнан, как и сам Лазарь. Однако в работе Лазаря не упоминается, что этот Мовсес создавал какие-либо исторические труды. Историк по имени Мовсес неизвестен в армянской литературе до Х века.
Книгу «История Армении» Парпеци написал в 490-495 гг. В качестве источников он использовал исторические труды Агафангела, Фавстоса Бузанда,
Корюна, а также многое заимствовал из трудов Мовсеса Хоренаци и
Егише.
Современные историки полагают, что Егише жил в VI веке.
армянский историк, писатель и переводчик первой половины V века, ученик создателя армянского алфавита Месропа Маштоца
БИОГРАФИЯ
Биографические данные о Корюне почти полностью отсутствуют. Из того, что Корюн пишет сам о себе, известно, что был учеником и сотрудником Маштоца. Он был близко знаком с армянским католикосом Сааком Партевом.
ТРУДЫ
В 15-ой главе своей «Истории» Корюн, повествуя о просветительской деятельности Маштоца в Иверии и об изобретении иверийского алфавита, говорит, что он был возведён в сан епископа для иверов.
Исторический труд Корюна содержит весьма ценные исторические сведения об Армении конца IV и первой половины V века и является самым ценным первоисточником по истории изобретения армянского, иверского и агванского алфавитов, возникновения литературы на этих языках.
Корюн своё произведение написал в промежутке времени от 441 по 450 гг.
По предположению историка второй половины
V века Лазара Парпеци, Фавстос был родом из Византии. Традиционно считалось, что Бузанд жил в IV веке.
Согласно выводам Нины Гарсоян, «История Армении» была написана ок. 470 года армянином, нередко плохо информированным о событиях всеобщей истории. Гарсоян предполагает, что автор был священником.
Источник :
http://www.people.su Кроме вышеназванных несоответствий есть и лично мною сделанные наблюдения ,позволяющие отнести эти труды к значительно более позже написанными , либо сильно исправленными с многочисленными вставками :
Аджара,Аргвети,Гудамакари ,Кларджети, Апхазети - эти названия не могли существовать до IX века .
Корюн и Парпеци пишут о правящей в Иберии династии "Парнавазидов",в то время как в грузинских источниках указываются "Хосровиды" как династия правившая Картли в 5 веке и ярким предствителем которой являлся легендарный Вахтанг Горгасал .