Ностальгия по Байкалу

Dec 05, 2011 11:53

Почти 4 года назад у меня выдались 2 поездки за один месяц.
Это был Байкал и был Аршан.
Недавно в LJTimes я увидела фотографии и отчет о поездке на Байкал, и заностальгировала.
Пересмотрела свои фотографии, которые выложены ВКонтактике, вспомнила поездку, глянула на термометр за окном - минус 34 (да, до лета далеко и холодно)
И решила показать фотографии вам. Рассказать немного из того, что я еще помню о поездке и сакральных местах на о. Ольхон.
Ехали мы мимо Мухурского залива, был конец июня. Хотя, на большинстве карт место обозначено Мухор. Крайний южный залив Малого моря, в котором вода (в отличие от самого Байкала) хорошо прогревается. Решили заночевать на берегу. Место очень популярное среди "дикарей" - на выходных нет места, чтобы поставить палатку.
Пока перекусывали, болтали, а я вытаскивала каких-то насекомых, напоминающих мотылей, из стаканчика с шампанским, успели разглядеть плавающих лягушек в ночной воде :) Посмотрите, как плывет эта группа в пятнистых купальниках!

Утром нужно было встать ни свет ни заря и отправляться на паром. Паром на Ольхон бесплатный, главное, отстоять очередь. Не помню сейчас уже точно, но ходит он с самого ранья. Причем, есть условие - буряты пропускаются без очереди. Что пешеходы, что автомобилисты. Поэтому мы стояли в очереди часа 2, не меньше.

Вообще, я слышала истории о конфликтах на пароме. Но уже постфактум, по приезду. У меня есть приятель, который много лет живет в Иркутске, рьяный адепт дикого и натурального отдыха. Так вот, он одно время (может и сейчас) работал по совместительству в фирме по приему платежей. был сисадмином и водил дружбу с директором на почве общности интересов. Директор этот, видимо, не самый простой человек, имел нелегальную (естессно) мигалку на крыше своей бронированной машины и что-то гладкоствольное в ее же салоне. И в очередную поездку на выходных на Ольхон, случился конфликт по поводу очереди и долгого ожидания. Буряты народ отчаянный и очень конфликтный. Пить не умеют - как говорят наши, им до состояния невменяемости нужно в 2 раза меньше, чем русскому. А пьяные почти все поголовно агрессивные, сами лезут в драку и еще сородичи подключаются. В общем, что-то подобное произошло и в тот раз, когда набежали эти луноликие и перепалка грозила перерасти в поножовщину тут же. Дядька тот в итоге вышел из машины и выстрелил в воздух. Конфликт решился на раз-два-три и очередь пошла быстрее в разы.

Вдалеке - одно из самых известных сакральных мест Ольхона. Скала Шаманка. У меня на ноутбуке не все фотографии, а она снята с разных положений и расстояний, поэтому покажу более узнаваемый кадр уже из Тырнета:

В общем, это место жертвоприношений, внушающее благоговейный ужас у всех прибайкальских бурят. Простые смертные никогда не приближаются к этой скале и уж тем более не заходят внутрь пещеры, которая расположена в этой скале. Считается, что здесь находится жилище духа-эжина хозяина Ольхона.
В общем. я к скале близко не подходила, потому что женщинам тем более запрещено туда приближаться. Есть два разных обоснования запрета - женщины существа нечистые и такое скопление энергетики может осложнить роды. Я в чужой монастырь со своим уставом не хожу, хозяев уважаю, поэтому ничего нарушать не стала.
Здесь, кстати, в старые времена, ежегодно собирались шаманы, чтобы совершать жертвоприношения и держать совет.
Вообще, кстати, хочу заметить, что населенная часть острова очень мала

Навскидку - это треть острова вдоль побережья. Один-единственный поселок - Хужир. Где нет ни сантиметра асфальта :)
От местных слышала о том, что все обозначенное Прибайкальский Национальный парк - не самое подходящее место для праздных прогулок, местные сами не ходят туда и приезжим не советуют. Говорят, что в глубине находятся буддийские ступы, много сакральных мест, куда может пройти только шаман. Сами понимаете, что подобные рассказы навевают благоговейный страх и почитание к чужим святыням.
Вообще, по Хужиру я ехала в очень прибитом состоянии в связи с этими рассказами. Плюс ко всему, мне посоветовали не разглядывать аборигенов так открыто, может случиться конфликт.
по пути к мысу Хобой (о нем чуть позже) попали в Узуры. метеорологическую станцию на острове. Расположена довольно далеко от поселка, имеет 2 домика и все. Справа на подъеме и среди скал встретили рыбаков. К слову заметить, только в этом месте было нестерпимо холодно и ветрено. Несмотря на конец июня, пришлось одеваться, чтобы выйти из машины, в теплые штаны и куртку. Мужики, кстати, были очень приветливыми, угостили свежим омулем слабого соления.
После был мыс Любви. На нем я встретила одну пожилую пару из Израиля. Хотя они были нашими соотечественниками, приехали смотреть одно из главных мест России. Наняли местного жителя на Ниве, он их катал и рассказывал разные легенды. Вот в этом, кстати, большая ценность таких экскурсий - никто лучше не расскажет все предания, мифы и легенды.
В общем, с правого выступа кинешь монетки вниз - родится дочь, слева - сын. Ничего  смешного, посмотрите ,какие тропинки протоптаны, люди сюда чуть ли не паломничество совершают, отчаявшись родить детей. Вот и пара приехала просить за дочь, чтобы у нее наконец-то появились дети.

Сейчас покажу еще немного кадров примерно с этого же места, с разных ракурсов. Скалы, кстати, покрыты красным лишайником, смотрится очень ярко.

На кадре выше - туры. Их вообще по острову очень много. Здесь люди складывают их и загадывают желания, просят у богов здоровья, денег, удачи. На многих повязаны ленты, на которых написаны какие-то слова - я не лазила, не читала. И еще на некоторых лежат фотографии, маленькие такие, на документы или тоже привязаны этими ленточками.
На самом мысе Хобой я не была. То есть мы до него доехали, но идти и фотографировать я не решилась.
Легенда про мыс Хобой (означающей Клык) такая: мыс это - окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» - превратили ее в скалу. А местное название у  скалы - Дева.
Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.
Опять же, у меня кадра этой скалы вблизи нет, поэтому показываю из Тырнета:

Это уже кадры из моего архива:

Последний снимок сделан уже с берега большой земли, когда возвращались обратно.  А пока расскажу, что остановилилс на ночлег мы в Песчаной бухте. Это такое место, что по пути до него проезжаешь заброшенное селение из нескольких покосившихся домишек и основательно занесенных чистейшим мелким песком, потом пробираешься сквозь сосновый бор и оказываешься в Бухте.

И я там был, мед-пиво пил...

Здесь смело можно разбивать палатку, разжигать костер и оставаться на ночь.
На противоположном берегу стоит практически 6 одинаковых сопок с как будто срезанными верхушками, а правее находится мыс Рытый. С ним связана ужасная легенда про проклятое место, куда не ходят даже местные шаманы, но об этой легенде позже, в другой раз.

Что за бабочки? Махаоны, не? Их там тьма-тьмущая и они не боятся садиться на руки, голову.

Кстати, забыла рассказать. Пока стояли в очереди на паром в сторону острова, за нами обосновалась компания на микроавтобусе, которая выставила водку, закуску, кресла на асфальт и принялась играть на гитаре и петь. Пели шикарно, я сначала подумала, что кто-то радио включил.
А этот кадр сделан уже по дороге на большую землю, в очереди на паром, в которой, кстати, стояли 6 (!) часов.
Мужчина с гитарой - да простит он меня великодушно - с Камчатки, поэт, член Союза писателей России, подарил мне визитку, а я ее потеряла (( Не помню как зовут. Ездил с женой к другу (он на кадре к нам спиной сидит, коренной житель Ольхона, кстати), а после Байкала собирались на сплав по горной речке, не помню уже в какую сторону необъятной Родины.
В общем, поездка была классная. Хотелось бы повторить ее.

Pocketbook A10  - первое устройство, ответившее на ваши требования: большой экран, удобство управления, долгое время работы, разумная цена и, что немаловажно, эргономичность. Читать с него огромное удовольствие!

Мебель BRW от производителя - лабораторная мебель. Необычная кованая мебель.