Продолжение рассказов с Gearslutz.
Предыдущие части:
1,
2,
3,
4,
5 Вначале приведу пост Брайана Лорена - композитора, музыканта и продюсера, записавшего с Майклом несколько песен (преимущественно невыпущенных). Рассказ, честно говоря, отдает хвастовством и некоторой обидой на то, что большинство песен Брайана не попало в альбомы MJ, но все равно интересно:
Всегда тяжело терять человека, которого ты называл другом. Но еще тяжелее бывает, когда он понимал про тебя нечто такое, чего большинство людей понять не может. Для меня таким человеком был Майкл.
Я провел с Майклом очень много времени: и в студии, и в личном общении. Помимо прочего, Майкл встречал по крайней мере одно Рождество и один День Благодарения у меня дома. Мы были вдвоем. Мы кучу времени провели за разговорами - о жизни, музыке, живописи, кино, людях, женщинах (да-да, о женщинах), и о том, что значило для него быть тем, кем он был, во времена, на которые пришлась его карьера. Мы говорили об Элвисе. Он на самом деле задавался вопросом, будет ли его музыкальное наследие считаться столь же великим, как наследие Элвиса. Я всегда уверял его, что будет. Я был с ним в Нью-Йорке, во время работы над HIStory, в то время, когда он начал встречаться с Лизой Мари. Я, на самом деле, даже ревновал тогда немного. Она всегда казалась мне очень привлекательной (lol). Я был с ним, когда он решил пойти на вручение Оскаров с Мадонной. Я часто наведывался в Неверлэнд и гостил там. Я провел много дней в его «Укрытии» - так называлась квартира Майкла в Вествуде, в Лос-Анджелесе. Помню, как-то он повел меня в комнату, где хранил свой гардероб из тура Bad, и показал куртку, в которой выступал на сцене, исполняя Thriller. Она выглядела так же, как в видео, только была дополнительно оснащена неоновыми лампочками, которые загорались во время танца. Я примерял ту куртку. Она была ТЯЖЕЛАЯ - как мне показалось, весила килограммов 15. Даже не верилось, что он носил ее, да при этом еще и танцевал. Тогда я впервые понял, насколько же он сильный для своего худощавого телосложения.
Несколько раз мы ездили в студию Tower Records на большом белом пикапе, который он тогда водил. Прежде чем выйти в магазин, он обычно надевал очки, шляпу и эдакие престранные зубы. Неизменно кто-нибудь узнавал его и начинал глазеть, но обычно люди вежливо позволяли ему сделать покупки. Помню, однажды мы ехали на моей машине по 101-ой трассе из «Укрытия» в студию. Майкл был на пассажирском сиденье. В какой-то момент мужчина за рулем в машине справа от нас, посмотрел в окно - прямо на Майка с его фирменной шляпой и кудряшками. Потом, осознав увиденное, бросил еще один взгляд и пожал плечами, как бы говоря: «Да нет, не может быть!» Вышло смешно. А еще были люди. Нескончаемая череда выдающихся людей, которых я узнал только потому, что был с ним, когда они появлялись. От Майкла Милкена и Эдди Мерфи до Стива Винна и Литтл Ричарда. (Я сделал аранжировку песни, которую он написал для шоу Зигфрида и Роя в Лас-Вегасе.) Продолжать список можно долго.
У меня до сих пор осталась шляпа, которую я снял с него как-то в студии, когда он надоедал мне, тыча в мою тарелку с едой. Он тут же в смущении ретировался, потому что на его прическе остался след от шляпы (lol). Я хорошо помню, как однажды он привез в студию Бабблза (шимпанзе), и Бабблз засадил мне с размаху ладонью в грудь (больно было, блин!). После этого я отказался к нему приближаться. Майкл сказал: это означает, что я ему понравился. Его это ужасно позабавило.
Мы смеялись над шутками, которые были понятны только нам двоим. Иногда в комнате, полной людей, один из нас смешил другого чем-то, что у остальных вызывало недоумение. Мне было очень приятно, когда Майкл сказал, каким талантливым он меня считал, ведь я-то знал, что мир думал о нем. Так же приятно мне было работать с ним.
Мы вместе записали двадцать с чем-то треков. К сожалению, многие из них так и остались незаконченными. Когда мы записывали вокал, я всегда, помимо ведущей партии, любил слушать, как он создавал бэк-гармонии. У него был по-настоящему уникальный голос. Очень чистый тон и отличный тембр. В песне для Симпсонов "Do The Bartman", бэк-вокал в связующей части принадлежит только мне (вопреки тому, что говорила пресса в то время), но гармонии в припеве исполняли мы вдвоем. Мы спели мелодию одновременно - это был быстрый и безболезненный процесс. Я смикшировал запись, и уверяю вас, оба вокала имеют одинаковую силу. Там слышны два человека, и получилось так слаженно! Это было очень круто - мне никогда раньше не удавалось так легко спеть бэк-вокал с кем-либо дуэтом.
Сопровождающий хор в песне ‘To Satisfy You’ с моего CD ‘Music From The New World’ записан его голосом, потому что эту песню я изначально написал для него, для 'Dangerous'. Когда было решено, что он ее не возьмет, я сказал, что хочу оставить его вокал и включить песню в свой альбом. Он ответил: «Конечно!»
К ‘Superfly Sister’ с ‘Blood On The Dance Floor’ мы добавили лишь заключительные штрихи через несколько лет после того, как я написал этот трек (я начал песню еще во время сессий ‘Dangerous’). Это придало мне уверенность, что мы всегда можем вернуться к чему-то, что начали давно. Такое бывало у Майкла нередко, пример - ‘They Don’t Care About Us’ с альбома ‘History’. Эту песню он начал еще даже до того, как я присоединился к нему для записи 'Dangerous'. Я услышал ее одной из первых, но тогда ее забраковали. ‘Earth Song’ также была начата во время 'Dangerous'.
Период 'Dangerous' был для меня нелегким. Мы тогда записали очень много музыки, и вся она в итоге не попала в проект, да и еще много чего произошло, во что я углубляться здесь не буду. Но могу сказать, что я провел много прекрасных часов с Майклом и написал с ним отличную музыку. В некоторых, даже незаконченных песнях слышен большой потенциал. В течение следующих месяцев я запощу некоторые из них - написанные в достаточном объеме, чтобы этот потенциал был слышен.
Когда мы начали работать, я надеялся вернуться к той форме ощущений, которую давал 'Off The Wall' или даже 'Thriller'. Они оставляли ощущение органичности содержимого. 'Work That Body' - законченная песня, в которой Майкл повторяет (по моему настоянию) рэп из песни 'ABC'; Jackson Five. Он НЕ ХОТЕЛ этого делать (lol), но потом уловил ироничность такого хода. Я продюсировал этот трек и исполняю всю музыку на нем. Там нет синтезаторов, так как я обычно не использую их в работе. Мы вдвоем написали слова и мелодию.
Я вообще-то давно собирался запостить здесь эту и другие песни, потому что они все равно каким-то образом просочились в интернет. Я иногда получаю письма с вопросами, мои ли это песни. Так вот, финальный и официальный ответ: да. Многие из этих песен - мои: спродюссированы мной и написаны в соавторстве с Майклом. Печально, что у меня руки до них дошли только в связи с таким грустным поводом, но, думаю, людям, которые любят Майкла, сейчас будет особенно приятно услышать его невыпущенные песни. Для меня тоже есть в этом какой-то катарсис.
Я горжусь тем, что про продюсировал и писал для Майкла. Я очень горжусь тем, что могу назвать его своим коллегой и другом. У нас была такая дружба, какая была у него мало с кем. Я очень ценил ее и очень опечален его внезапным безвременным уходом. Передаю наилучшие пожелания и соболезнования его детям и всей семье Джексонов. Само собой разумеется, мне будет его не хватать. R.I.P., братишка...
Кое-какие композиции действительно можно послушать у Брайана на MySpace:
http://www.myspace.com/bloren2 В т.ч. Work That Body (отличная песня, кстати), To Satisfy You (Майкл Джексон у на подпевках у БЛ, хаха, есть чем гордиться!) и Do The Bartman (если он не врет про то, что припев записывали дуэтом, моя челюсть на полу)
Дальше беседы с форума:
Фанаты имеют склонность идеализировать своих кумиров, а на самом деле они ведь тоже люди. Мне сложно поверить, что MJ ни разу не потерял терпение, ведь это свойственно любому человеку. Расскажите, что происходило, когда он злился из-за чего-нибудь? И что могло его разозлить?
Роб: Я никогда не видел MJ разозлившимся. Удивительно! Если что-то не складывалась так, как он того хотел или ожидал, он говорил "ok" и переходил к следующему этапу.
Чье руководство стоит за столь синтезированным механическим звучанием Bad? Bad звучит как продукт своего времени, более чем любой другой альбом MJ. Это звучание идет альбому на пользу, но оно так далеко от напичканного синклавиром Thriller и от органично звучащего Dangerous, что это должно было быть сознательным решением. Кто придумал такое выделяющееся звучание?
Расс: Я думаю, видение Майкла заключалось в том, чтобы начать подготовку альбома с создания совершенно новых звучаний, с которыми до этого никто не работал. В случае Bad Майкл Боддикер и Грег Филлинджейнс достигли этого с помощью множества синтезаторов (ими был целиком забит большой трекинг-зал в студии), а также самого большого в мире Синклавира, которым в то время управлял Крис Каррелл.
Thriller играли в эфире таааааааааак много, что к тому времени, когда я начал работать над Bad, я убрал Thriller подальше и не смотрел в его сторону вплоть до недавнего времени, пока не начали появляться диски Special Edition. Когда я купил "Thriller" Special Edition, это была моя первая копия Thriller на CD. Я поразился тому, насколько аранжировки большинства песен просты по сравнению с Bad, - а тогда, на волне успеха Thriller после первого релиза, мне это даже в голову не приходило.
Примерно половина мелодий в Bad звучит «между клавиш» (микротон между звучаниями соседних клавиш на фортепиано): как/почему это произошло?
Расс: Bad записывался на пленку, когда ProTools еще не вышли на рынок. Вообще нашим единственным компьютером в студии тогда был брюсовский Mac SE-30. Треки получились «между клавиш» в результате обработки пленки на VSO (в оригинале VSOing the tape, не знаю, что это значит - прим. пер.) и небольшого ускорения, чтобы сделать песни повеселее для радио. У нас были сессии прослушивания, на которых мы подбирали идеальный баланс обработки… очень весело.
Вот рисунок, который сделал Майкл в студии во время работы над Bad - я подумал, вам будет интересно посмотреть. Майклу тогда было 28 лет. Я однажды спросил его, собирается ли он включать рисунки в буклет Bad, как сделал в Thriller, - мне они очень нравились. Он сказал, что включит, если время позволит.
Помню, как-то он повел меня в комнату, где хранил свой гардероб из тура Bad, и показал куртку, в которой выступал на сцене, исполняя Thriller. Она выглядела так же, как в видео, только была дополнительно оснащена неоновыми лампочками, которые загорались во время танца. Я примерял ту куртку. Она была ТЯЖЕЛАЯ - как мне показалось, весила килограммов 15. Даже не верилось, что он носил ее, да при этом еще и танцевал. Тогда я впервые понял, насколько же он сильный для такого худощавого телосложения.
Расс: Когда Майкл был в турне Bad, он однажды позвонил мне из другого города и попросил забрать для него кожаную куртку у дизайнера. Она вся была покрыта металлом и рисунками его текущего ансамбля из Bad… Может быть, это была та же самая куртка - она была очень тяжелая. Дизайнер сказал, что Майкл может носить на себе до 18 кг, по-моему!
Несколько раз мы ездили в студию Tower Records на большом белом пикапе, который он тогда водил. Прежде чем выйти в магазин, он обычно надевал очки, шляпу и эдакие престранные зубы.
Расс: Забавно… Мне это знакомо. У меня был здоровый Ford с тонированными стеклами. Майкл обожал со мной ездить, потому что в этой машине была высокая посадка, и при этом благодаря тонированным стеклам никто нас не видел. Но боже, какой же он ужасный водитель - берегитесь!!!
Делались ли какие-то существенные изменения в текстах песен? Были ли песни, у которых на ранних стадиях был бы совсем другой припев (как, например, Starlight, которая превратилась в Thriller в 1982-ом)? Я читал о том, что Liberian Girl вначале называлась Pyramid Girl, но понятия не имею, достоверная ли это информация.
Расс: К началу записи тексты были уже, в общем-то, готовы, однако демо, записанные Майклом, в основном были длинные (по 8 минут) и упор там был сделан на ритм.
Все, кто дружил с Майклом, говорят, что он был очень веселым человеком. Он был таким и в кабине, между сеансами записи?
Расс: Между сеансами большинство певцов предпочитает оставаться «в образе», чтобы настроение не изменилось, и Майкл - не исключение. В Westlake наверху у Майкла была собственная личная комната с окном, выходящим в зал записи. Если ему хотелось уйти в те периоды, когда он не был нужен, он часто поднимался в эту комнату. После него по всей комнате был разбросан попкорн. Он вообще оставлял за собой много беспорядка - видимо, привык, что кто-то за ним всегда подбирает. Обычно эта работенка доставалась мне!!!
Правда ли, что Smooth Criminal не должен был попасть в BAD? Когда-то давно я читал, что вместо него на диске должен был быть Street Walker, и что Куинси убедил Майкла, что Smooth Criminal - лучше. Это правда?
Расс: "Smooth Criminal" vs. "Street Walker" - это было ближе к концу работы над альбомом, когда Epic уже подгоняла нас. Мы воспользовались студией Westlake "C" для "Street Walker" и студией "D" для "Smooth Criminal". Эта была знатная гонка: какая из песен получит место на диске. "Smooth Criminal" в итоге победила и оказалась самой сложной композицией в альбоме: для ее потребовалось два 32-трековых магнитофона Mitsubishi X-850, сцепленные со Studer 800 и двухдюймовым 16-трековым магнитофоном MCI.
Расскажите про знаменитое вступление к "I Just Can't Stop Loving You", где Майкл поет "I just wanna lay next to you for a while". К сожалению, его можно слышать только на ранних релизах альбома. Ходили слухи, что Майкл записывал его в постели, под одеялом…
Расс: В период BAD у нас была двуспальная кровать у стены в главном трекинг-зале. Во время записи в зале было темно, мы не знаем, что Майкл делал в той кровати… но я не помню, чтобы мы в ней записывали. А может, и помню… Наверное, разговорное вступление к "I Just Can't Stop Loving You" там и было записано? Мне никогда не нравилось это вступление, и я рад, что его убрали из версии Special Edition.
Как проходила сессия со Стиви Уандером для Just Good Friends? Есть ли какие-нибудь истории на эту тему?
Расс: "Just Good Friends" - это одно из моих любимых воспоминаний. Я стоял в операторской, прямо рядом со Стиви, когда он выдал потрясное соло на фортепиано, а потом сказал Брюсу сжечь первую копию, потому что он сыграет еще лучше - и так и случилось.
Когда мы записывали вокал, Майкл и Стиви пели дуэтом, стоя лицом друг к другу. Это была единственная песня на альбоме, записанная при свете - конечно, скорее для удобства Майкла, чем Стиви. Где-то в середине записи мы заметили, что какой-то бездомный парень услышал музыку, доносящуюся через дверь (которая, как выяснилось, была не заперта), и забрел в зал записи. Он, должно быть, обделался от страха, но остался тихонько стоять у стенки. Я помню все, как будто это было вчера: мы выпроводили его обратно наружу, как только заметили.
К каким песням из Bad вокальная партия была готова в первую/последнюю очередь?
Расс: "Bad" была первой песней с альбома, которую мы начали, и видео снималось еще до того, как мы закончили работу над ней. Последняя записанная песня… хммм, может быть, "Another Part of Me"?
Я читал о нескольких песнях, не вошедших в Bad: Groove of Midnight, Al Capone, Crack Kills, What You Do To Me, Turning Me Off, Tomboy, Hot Fever, Chicago 1945 и Buffalo Bill. Вы что-нибудь из этого списка слышали? Если да, то хорошие ли это были песни?
Расс: "Hot Fever" было рабочим названием для "The Way You Make Me Feel". "Groove of Midnight" - тоже рабочее название, но для чего - не помню. Что касается остальных, то выше это уже обсуждалось: не вошедших в альбом песен практически не было - Куинси отсеял их еще на предварительной стадии, до записи.
Можно спросить, что это была за рождественская песня [ради которой Майкл организовал детям снег и подарки во время HIStory]? Ее же так и не выпустили, да?
Роб: Да, наверное, так и не выпустили. Почему-то мне кажется, что ее, возможно, использовали в каком-то фильме. Я поискал в интернете по названию, но ничего не нашел.
У меня несколько вопросов касательно процесса записи и создания BAD.
Во-первых, Another Part of Me. Как мы знаем, ее записали для Captain Eo, то есть где-то в конце 85-го или в 86-ом. Были ли для этих двух песен (Another Part of Me и We Are Here To Change The World) отдельные студийные сессии, или они были уже частью записи Bad? Или вы перезаписали Another Part Of Me позже, когда записывали Bad?
Сессии Bad, кажется, были в 1987-ом году, однако сама песня Bad была записана в 1986-ом, одновременно с видео. То есть получается, что создание Bad началось сразу после Victory Tour и проекта Captain Eo, потом Bad - песня и видео, потом остальная часть альбома и другие видеоклипы (The Way You Make Me Feel и Dirty Diana), потом фильм Moonwalker (с видео Smooth Criminal), потом Bad Tour и опять работа над Moonwalker, после чего начало работы над проектом Decade, который в итоге превратился в Dangerous. Майкл, кажется, работал без передышки в то время. И все это - после несчастного случая во время съемок рекламы Pepsi. o_O
Это просто невероятно! Я пытаюсь восстановить временной график… А ведь сразу после тура Bad Майкл еще был занят реконструкцией ранчо Neverland!
И еще по поводу сессий Bad: вы упомянули, что начинали работать над альбомом в Энсино. Вы прямо демо к Bad записывали в студии в Энсино? А семья в это время там была? Участвовали ли он в записи, или просто присутствовали? Я спрашиваю потому, что с удивлением услышал, что Джексоны участвовали в записи демо к Dont Stop и Working Day and Night (они есть на последнем издании Off The Wall). Интересно, было ли так же во время Bad, раз Майкл работал в студии в Энсино?
Расс: Это интересные вопросы: я об этом даже не думал, но попытаюсь ответить. Вы упомянули "Moonwalker" - кажется, там в итоге оказалась "Come Together" о чем уже говорили ранее. Я не думаю, что "Another Part of Me" пришла из каких-то более ранних сессий, до 86-го года. "Bad" (сингл) был начат осенью 86-го, и видео сняли до того, как песня была завершена. Не могу точно сказать, сколько демо-записей к Bad было сделано в студии Майкла в Энсино, но знаю, что многие демо были записаны Биллом Ботреллом в его студии.
Многие песни с альбома Bad имеют расширенные версии, выпущенные на B-сторонах синглов (например, The Way You make Me Feel, длящаяся на 2-3 минуты дольше). Это оригинальные версии песен, которые потом были обрезаны для альбома?
Расс: Нет, сначала мы записали именно альбомные версии, но после релиза диска в августе 87-го Брюс продолжил работу над проектом, готовя ремиксы для каждого сингла перед его выходом на радио. Вот тогда и появились все эти расширенные миксы и альтернативные версии. У меня когда-то все они были, но в 91-ом году мой дом обокрали: взяли 500 CD, среди которых было большинство синглов MJ. Остались только "Dirty Diana" и "Another Part of Me", а другие восстановить так и не удалось, к сожалению.
Когда я рос, я слушал Bad тысячу раз. Больше всего меня завораживало то, что даже после стольких прослушиваний каждый раз мне казалось, будто я слышу в миксе новые звучания. Интересно, специально ли создавался такой эффект и сколько треков использовалось в производстве большинства песен? Можно ли это сравнить с работами других артистов того времени?
Хотелось бы знать, перенес ли MJ этот эффект и в более поздние альбомы, потому что я никогда не сталкивался ни с чем подобным в другой музыке.
Расс: Рад, что с каждым прослушиванием вам открывается что-то новое. Мне тоже нравятся такие вещи. Вы не поверите, если я назову вам число аудио-треков на песню: у нас ушло более 800 мультитрековых пленок на создание BAD - каждая песня требовала более 600 треков аудио. Серьезно, у нас был организован свой мини трек-менеджмент, потому что в мире просто не существует студии, способной проиграть столько треков за раз. Но нам надо было работать с этой палитрой, чтобы создать ту мистерию, которую вы теперь для себя с удовольствием открываете.
Продолжение следует...
Источник:
gearslutz.com