Сергей Лукьяненко. Застава

Nov 04, 2013 18:29

Безусловно, мнение предвзятое и субъективное. Если что, я большой поклонник творчества автора. При этом я подозревал, что будет "не фонтан", и не питал иллюзий. Но...
В целом, я понимаю, что отзывы на эту книгу не автору ничего не дадут. Потому что у писателей - как у студентов. Первые три года ты работаешь на зачётку, а потом она работает на тебя. Всё равно купят. Снижение продаж? Слишком велик соблазн не соотносить это с качеством продукта, а списать исключительно на пиратов. А недовольные отзывы - их пишут только неадекваты и люди, которые не умеют писать и вообще неудачники. Правда?
Если провести лживую аналогию между книгами и бутербродами... Ну вот раньше один известный производитель выпускал бутерброды - белый хлебушек, маслице, икорка. Потребителю очень нравилось. Но потом хлебушек потихоньку стал становиться чёрствым, масло заменили на маргарин, а икорка - так и вообще пропала. Нет, бутерброды не перестали быть съедобными и сытными. И почти никто из местных производителей не выпускает продукции сильно лучше по качеству.
Но всё равно - обидно. Мне показалось, что это книга, написанная человеком, который - возможно, просто в силу возраста - не может больше писать - да и вообще воспринимать - фантастику с серьёзным лицом.
Человеком, который, возможно, давно мечтает прекратить заниматься глупостями и полностью посвятить себя семье.
Человеком, который слишком хорошо понимает, что современному массовому читателю идеи в книге не нужны. Вообще никакие.
Эта книга - явный ответ проектам С.Т.А.Л.К.Е.Р. и Метро. Конечно, в силу навыков автора получилось не хуже - но намного ли лучше?
Первая фраза очень напоминает "Геном" - та же конструкция неожиданности. Но работает.
Далее - мы видим ГГ. ГГ получился крайне аморфным - и понятно, почему. Приём автором излюбленный - ГГ должен быть таким, чтобы его мог бы ассоциировать с собой (и, как следствие, сопереживать) любой среднестатистический любитель фантастики. Раз среднестатистический - то зачем излишне подробно описывать героя? Оставим типичное - инфантильность, отсутствие в обычной жизни девушки, увлечение рок-музыкой... Пол - конечно же, мужской. Ибо дамы обычно читают другую литературу. Место жительство - конечно, Москва. Потому что Москва - самый населённый русскоязычный город, и читателей там живёт больше всего. Таких героев мы видели в Дозорах, и в Черновике/Чистовике, и в Спектре... Увидим, скорее всего, в Ловце Видений. Однако здесь аморфность слишком велика. А эволюция ГГ, в целом, не видна. Он принимает решение отказаться от музыки - но блин, мотиватор (в виде одного слова) лично мне показался каким-то куцым... Более того, ГГ проявляет серьёзные признаки Марти Стью. Его непонятно за что выбирают главой заставы... При этом вся его роль в книге - убиение антагонистки в конце. А по ходу действия - героя всячески хвалят и рекламируют другие персонажи (на эту тему рекомендую тем, кто ещё не читал, найти в Инете известную статью "Как сделать героя умнее автора"?), но на меня он произвёл впечатление дурачка.
ГГ - пограничник-таможенник (привет Черновику) в "мире центра" (привет желязновским "Хроникам Эмбера"). Служит в компании странных товарищей (привет Калекам) в мире, где нет нефти (привет Черновику). Общий сбор в Москве напомнил Ночной и Новый Дозоры сразу.
Засада у Гольма (имя написал по памяти) - опять привет Черновику ("пирожки уже позиции заняли?" (с)).
Короче говоря, мне очень трудно будет согласиться с тем, кто скажет, что в книге нет самоповторов и просто повторов. И с тем, что их не слишком много.
А вот про "всё уже было"... Это палка о двух концах. Всё действительно уже было. Вопрос - в каком виде. Здесь всё выглядит слишком похожим - первоисточник слишком навязчиво лезет на ум.
Фабула в целом не порадовала - так как одноплановая. Герои статичны. У них прописаны странности, но их развития - нет. Рояли в кустах (например, пулемёт в сарае) - в наличии.
Сеттинг - в потенциале колоритный, на деле... Бледноват. Бронепоезда несутся сквозь пустоши... Конечно, романтика. Но ярких деталей всё-таки очень мало, шаблонно немного. Бытовушно. Где здесь детали уровня инопланетян-бюрократов, живущих по полгода? Или звездолёта, пытающегося сделать соскоб полосы титановым скребком? Или хотя бы дешёвого "Хилтона"? В итоге сеттинг не вытягивает книгу, как например, у Мьевиля в "Железном совете" и "Рельсовом море" (привожу именно эти примеры, потому что тоже "про поезда").
Общая увлекательность - конечно, выше "среднего по больнице", если брать отечественную фантастику вообще. Но всё-таки ниже, чем было раньше. И качество, и количество неожиданностей на одну условную единицу текста снизилось :( Динамика повествования на очень низком уровне.
Много нестыковок и ляпов: Польша почему-то не граничит с Россией (Калининградская область куда делась?), Эйджел во время диалога ВНЕЗАПНО превращается в Кальку и обратно, АУГ, содержащая пластик, почему-то не разлагается в мире Центрума. И т.д. и т.п.
Про идеи я уже высказался - их нет. Равно как и интересных, афористичных мыслей. Нет даже житейских мудростей, кроме "правда у каждого своя".
Юмор - временами смешно, временами - нет.
Концовка - такое я читал у Лукьяненко, скажем так, не раз.
Сомневаюсь, что у меня появится желание покупать следующие книги цикла "Пограничье". Более того, могу сказать, что и в "Сталкере", и в "Метро" есть отдельные вещи поинтереснее.
Это я говорю как поклонник Лукьяненко и не такой уж и поклонник вышеозначенных серий.
Жаль.

анализ текстов, чужие книги, злобное нытьё

Previous post Next post
Up