Речь Хаяо Миядзаки "Немного об анимации"

Apr 29, 2011 15:37

на международном кинофестивале в Нагойе.Опубликована в специальном выпуске журнала "Kinema Junpo: Анимация Хаяо Миядзаки, Исао Такахаты и Студии Гибли", № 1166, от 16 июля, 1995г.


Это интервью было переведено мной и моим знакомым еще в 2006 году, но к сожалению тогда я его нигде не разместил. Незнаю есть оно в книге "Отправная точка" или нет. Во всяком случае его еще не выложили. Интервью взято с сайта nausicaa.net. Если кому-то интересен английский вариант то его можно прочтитать здесь: http://www.nausicaa.net/miyazaki/interviews/m_speech.html

Перевод с Японского на Английский: Рёко Тояма
Редактирование: Брайан Стейси.
Перевод с Английского на Русский: Александр Попов и Арсений Агеев.

[Речь произнесена Миядзаки-сан 22 мая, 1988г. в Nagoya City Imaike Hall после показа картин Небесный замок Лапута, Большая панда и маленькая панда и Большая панда и маленькая панда: Дождливый день в цирке.]

Большая панда и маленькая панда была снята… когда же это было… когда Японская ТВ-анимация была в «упадке». Если взглянуть на историю ТВ-анимации, таких «упадков» было несколько. Даже сейчас она, все еще, слабо развита. ~ зрители смеются ~

Я думал, тогда мы использовали гораздо больше келей[1], чем это делается в ТВ-анимации, но позже я понял, что даже этого мало. Посмотрев эту картину сейчас, я понимаю, что стоило увеличить их количество. Поэтому смотреть её сейчас не так приятно.

Но мы с Паку-сан (Такахатой-сан) все-таки закончили её и пошли на премьеру в кинотеатр. Это был малоизвестный кинотеатр да и детей там было не много, но эти дети были от неё в восторге. Я взял туда и своих детей. Они, наоборот, смотрели её очень сосредоточено.
Считается, что дети начинают баловаться, если им становиться скучно. Такого-то как раз не было и это вселило в меня уверенность, что я могу снимать мультфильмы, которые правда нравятся детям. Это был для меня очень важный показатель, который позже сыграл не маловажную роль, побуждая меня снимать такие мультфильмы как Хайди (Хайди - девочка Альп).
До этого я думал, что хочу рисовать мультфильмы для себя. Но я стал отцом, и это был первый мультфильм, который мне очень хотелось сделать для детей.

Мы даже говорили о том, что будем делать если нам придется снимать третий и четвертый эпизод… сделать их так или этак, но, в конце концов, сняли только второй эпизод (Большая панда и маленькая панда: Дождливый день в цирке). Мы не смогли придумать больше. Поэтому, когда я работал над Тоторо, я не то чтобы хотел расслабиться. Я хотел снять хорошую картину для детей.

Свинья, которая дарит шелковый цветок.

Это правда глупо, но как-то раз, я хотел снять мультфильм про свинью в танке. ~ зрители смеются ~

Жил на свете глупый поросенок, который отгрохал танк, размером с этот зал. Он был военным офицером, но его что-то беспокоило, и как-то раз он сказал: «С меня хватит!». Он еще не был женат, но зато у него было много племянников в армии, где-то штук 30. В общем дядя и тридцать его племянников залазят в танк, который сами же построили, и, из-за какого-нибудь восстания, дают друг другу тупое обещание, что они проедут на этом танке через всю страну не сделав ни шагу назад... ~ зрители смеются ~ …прямо до столицы империи.

По пути, проезжая мимо очередного городка, они встречают красивую девушку и похищают её в качестве «первого военного трофея». В танке есть комната, предназначенная для разведки, которая может подниматься до самой верхней точки танка. Главный герой запирает её в этой комнате, и пытается завоевать её любовь. Он дарит ей цветок, сделанный из чего-нибудь вроде шелковой бумаги. Но у той девушки был парень и он приезжает на мотоцикле, чтобы спасти её. Он, конечно, ничто по сравнению с танком, но в конце танк разрушается из-за парня и девушки. Сначала я думал сделать все именно так.

Потом я развил сюжет. В результате парень исчез, а история заканчивалась счастливым концом, в котором любовь свиньи побеждает. ~ зрители смеются ~

Сначала я хотел сделать эту девушку самой обычно официанткой, работающей в баре около станции. Но эта идея постепенно менялась и в результате девушка превратилась в певицу, выступающую в баре, как Мэрилин Монро в Реке, не текущей вспять (River of no Return), в которой она была просто восхитительной. Хотя та девушка была бы чуть моложе и красивей душой.

И что бы вы думали? Этот проект был принят, но в качестве OVA (Original Video Animation). Хотя я все равно бы не смог его осуществить, потому, что как раз собирался снимать Лапуту. ~ смеется ~

Поэтому я сказал одному молодому режиссеру: «Сними это!». Он согласился, но как только мы начали снимать эту картину то обнаружили, что полностью не согласны друг с другом.

Наш поросенок был таким человеком, который мог сказать «Я тебя люблю» девушке, похищенной в качестве «первого военного трофея», преподнося ей шелковый цветок. А когда девушка сказала бы ему: «Нет, я уже люблю одного человека» и отказала бы ему, он бы сказал: «Что-ж, я буду ждать хоть целую вечность, пока ты передумаешь». Но молодой режиссер сказал, что он не верит, что есть такие люди. Он сказал: «Не сомневаюсь, что в его глазах она не была бы даже человеком».

Я настаивал: «Нет. Если бы было так, жизнь вообще была бы скучной. Зачем придумывать историю, в которой девушка нужна парню всего лишь на пару минут». «Наоборот, на свете может быть такая свинья, которая, похитив девушку, будет нежно заботиться о её чувствах. Поэтому, люди и любят такие мультфильмы».
Но молодой режиссер сказал: «Я не понимаю такого злодея» и отказался от проекта.

Из-за того что он отказался, проект был закрыт. ~ смеется ~. И до сих пор за него никто не взялся.

Я снял уже довольно много мультфильмов и мне часто говорят: «В ваших фильмах нет настоящих злодеев». Почему-то они всегда оказываются хорошими, или становятся хорошими, после усердной работы. Сейчас, например, я уже могу сказать, что тот или иной злодей станет хорошим еще до того, как я сниму три эпизода ТВ-сериала.[2]

Другими словами я хочу, чтобы это было так. Конечно же мы не знаем попытается ли свинья, похитившая девушку, завоевать её любовь стоически или платонически.
Но из миллиарда свиней нашлась бы хотя бы одна такая свинья. Остальные, может быть, были бы настоящими свиньями и отнеслись бы к ней по-свински. Если вы думаете, что такова свинская природа, то вы снимете настоящий свинский фильм, в котором девушка нужна свинье на пару минут. Или, наоборот, если вы думаете, что если бы была такая свинья, даже если бы она была одна на миллиард, вы бы сняли фильм о ней. Именно этот вопрос и является источником разногласий.

Я не хочу, чтобы у меня был такой злодей, который не думает о людях как о людях, который полностью потерял симпатию к людям, потому что он думает, что если у него уже есть 100 девушек, не важно, сколько их: 101 или 110. Я не собираюсь снимать мультфильм, в котором был бы такой злодей. Поэтому люди и говорят: «Ваши злодей слишком хорошие» или «они слишком милые». Мне говорят: «Таких людей не бывает». Особенно девушки любят возмущаться: «таких женщин не бывает». ~ смеется ~

Мужчины ведь почему-то не говорят: «таких мужчин не бывает». Они думают, что, вероятно, может быть такой мужчина. Женщины, наоборот, говорят с уверенностью: «это не настоящая женщина». Я не совсем понимаю почему.

Меня упрекают: «Вы изображаете главных героев не достаточно глубоко» или «вы игнорируете зло и глупость людей, и показываете только положительные и хорошие стороны». Это - абсолютная правда для Тоторо.[3]. Я специально сделал так. Я пытаюсь сказать: «Я хочу, чтобы были такие люди, я хочу, чтобы были такие соседи». Хорошо, я могу сделать фильм, в котором вы бы все время бегали за какой-нибудь злой старушкой, которая постоянно орет: «пошли вон с моего огорода». ~ зрители смеются ~ А две бедные сестрички все плачут и плачут… Но это уже будет похоже на то, что Паку-сан снимает. ~ зрители смеются ~

Это так. Несомненно, это так. Но у меня нет желания снимать такие вещи. Конечно, есть люди, кто снимает такие фильмы. Ну что же, таковы эти люди. А что касается меня, то даже если мне говорят: «нет таких женщин», я думаю, что у меня нет выбора, кроме как отвечать все время: «Я хочу, чтобы были такие женщины». [4]

Воспоминания о войне, которую я пережил в четыре года.

Вообще-то сегодня я бы хотел рассказать о том, что мне пришлось испытать в детстве, и как это могло повлиять на мои работы. Я смог спокойно рассказывать эту историю только после где-то пятидесяти, а до недавнего времени я вообще не хотел об этом говорить, потому что эта история касается моих родителей.

Во время войны наша семья была хорошо обеспечена благодаря семейному бизнесу. Мои родственники работали на предприятии военной промышленности. Мой дядя был президентом, а отец - директором завода.

Хотя, мы жили в тылу, завод изготавливал и собирал законцовки крыльев и ветровые стекла для военных самолетов. Он находился в сельской части префектуры Тотиги, куда нас эвакуировали. Во время войны на заводе работало более тысячи человек.

Говоря о войне мы часто слышали истории о судьбах людей, которых призывали на службу и заставляли убивать других людей или убивали их самих, или о людях которым пришлось многое потерять. Но вообще это было время, когда люди действовали очень решительно. Поэтому мы знали примеры, в известном смысле, благородных поступков, таких как самопожертвование, даже если оно позже считалось напрасным. Однако также было много примеров ужасных поступков. Часто люди зарабатывали деньги на страданиях других обманывая их, или продавая некачественные продукты.

Если сказать точнее, я слышал от отца, что законцовки крыльев, предназначенные для самолетов камикадзе …ну я думаю все было не так серьезно, как в случае с двигателями…, но эти крылья делали необученные девушки, и они часто не совпадали по размерам.

Они не подходили к самолетам, но признавались годными, если подкупить чиновников из военной инспекции. Поэтому камикадзе часто летали на самолетах с большим количеством дефектов, таких как отсутствие отверстий для пулеметов. Это все чистая правда. Двигатели были в ужасном состоянии, даже если они только что привезены с заводаи солдатам приходилось самим чинить их, чтобы они стали хоть немного пригодными. Они были в таком плохом состоянии что, например, из двигателя могло течь масло. Например, двигатель на 1000 л.с. выдавал только 500 л.с. с самого начала. И сколько вы бы его ни чинили, он никогда не выдаст 1000 л.с. При таком положении дел мы проиграли войну.

Но что касается людей, занятых на военном производстве, это то, что прежде всего, ни один из мои родственников по линии отца не ушел на войну. Отговариваясь тем, что им нужно было работать на благо военной промышленности они даже не были призваны. А еще у моего отца во время войны был автомобиль. Не такой который работает на угле, а бензиновый. Конечно же моя мама говорила что сейчас ей очень трудно прокормить всю семью. Но это было ничто по сравнению с лишениями и невзгодами, которые терпели другие люди. Короче говоря, наша семья была очень хорошо обеспечена во время войны, хотя, конечно, мы в какой-то степени тоже испытывали трудности, связанные, например, с воздушными налетами или эвакуацией. К тому же мы ведь как-то смогли себя прокормить во время разрухи послевоенного периода.

В июле 1945г. была бомбежка города Уцуномия, в котором я жил. Я лучше не буду вдаваться в подробности... Так как это случилось когда мне было всего четыре года, я думаю что большую часть этой истории я придумал, раз за разом вспоминая эти события.

Когда я проснулся, лежа под своим одеялом, я хочу сказать проснулся из-за воздушного налета, была полночь, но небо было окрашено в красный, нет, розовый цвет как на закате. Даже дома было как-то розово. Ну, у нас был большой дом и мы поспешили в убежище, сделанное в углу сада, но нам сказали, что даже здесь не безопасно. У меня, было три брата, но самый младший брат тогда еще не родился, а младший был совсем ребенком. Мне было четыре года, а старшему брату - шесть. Мама несла младшего брата, а папа держал меня за руку. А другой мой дядя… он, наверно, тоже работал на военном заводе… он держал моего старшего брата за руку. Мы эвакуировались под железнодорожный мост железной дороги Тобу (Tobu Railway).

Это случилось под мостом, на окраине города. Здесь было много растительности, поэтому мы думали, что бомбы не будут сбрасывать сюда. Тогда было облачно, и зажигательные бомбы, называемые еще нефтяными, потому что содержали нефть, сыпались с неба дождем. Город был уже охвачен пламенем.

Ночной пожар обычно пугает, но тогда было очень ярко, как днем, и поэтому было не страшно, когда мы шли к железной дороге. Не страшно для четырехлетнего мальчика.

Хотя позже мы подумали, что даже под мостом не безопасно. В тот день мой дядя приехал домой на служебном грузовике. Это был очень маленький грузовик марки Датсэн (Dutsan), меньше чем современная легковая машина. Его было довольно сложно завести - двигатель не запускался сразу. Но мой дядя решил вернуться домой через весь город, чтобы привезти этот грузовик. Он вернулся домой и увидел, что огонь подбирается к соседней машине, а его грузовик все еще цел. Он попробовал завести его и двигатель запустился с первого раза, несмотря на то, что был сильно нагрет огнем. Ну, это был такой грузовик, который надо было заводить самому, с помощью рукоятки. Дядя вернулся назад на этом грузовике, и мы решили уехать на нем из города. Мама, держа на руках младшего брата села на пассажирское сидение. Мой дядя сел за руль. Больше в кабине места не было из-за размеров машины, поэтому мой отец, старший брат и я сели на грузовую платформу, которая была накрыта одеялом, чтобы защитить нас от огня. Короче говоря, мы поехали.

Другие люди тоже прятались под мостом, и, я точно не помню, но я уверен, что слышал женский голос, просящий: «пожалуйста, возьмите нас с собой». Я не помню, видел ли я эту женщину или думал, что видел её, потому, что родители говорили о ней позже. Как бы то ни было эта женщина, она была одной из наших соседок, держала за руку девочку и бежала за нами, прося: «пожалуйста, возьмите нас с собой». Но наш грузовик просто поехал мимо. Её голос начал постепенно затихать, тем сильнее, чем дальше мы удалялись от того места. В общем, этот случай запомнился мне как трагедия.

Как бы то ни было меня накрыли одеялом, и так я сидел, пока мне не сказали, что все в порядке, и я не оказался посреди поля, за городом. Ночь уже почти кончилась, но небо над Уцуномией было таким же светлым как рано вечером. Прямо как куполообразный форт из Лапуты в огне. Помню, я как-то раз смотрел её и думал: «Ах, это же Уцуномия».

Позже я слышал что, к счастью, она и её дочь спаслись, и это хорошо, потому что они могли и погибнуть. Поэтому, осознание того, что я вырос под опекой своих родителей, сколотивших состояние на военной промышленности, в то время как другие страдали и умирали на войне, а так же то, что мы убежали на редкой бензиновой машине, когда другие умирали, бросая даже тех, кто просил нас взять с собой… Эти обстоятельства сильно врезались в мою память, несмотря на то, что мне было четыре года. Это было очень тяжело перенести, если подумать о том, что люди обычно говорят про то, как жить правильно, или о внимательном отношении к другим людям. Ведь маленькие дети хотят верить, что их родители хорошие люди, самые лучшие на свете. Поэтому, я подавил эти воспоминания внутри себя на долгое время.[5] Я забыл об этом, но был вынужден столкнуться с этими воспоминаниями еще раз, в юношеском возрасте.

В то время, по экономическим причинам, даже в Токио было много таких людей, которые не стали дальше учиться в школе: кому-то нужно было работать, кто-то не захотел учиться дальше, а кто-то пропустил слишком много. Такие ученики были в каждом классе. И когда я начал интересоваться социальными проблемами, то есть, как только сравнил себя с такими детьми или как только я начал о них беспокоиться, я понял, что был большой обман, с точки зрения того, кем я был на протяжении всей своей жизни, с момента, когда рождения на свет. Но тогда я побоялся противостоять ему, и предпочел быть чутким, тихим, хорошим мальчиком, пока не окончил старшую школу. И учился я очень прилежно.

Но больше я не мог терпеть. Я хочу сказать, если бы я продолжил, то врал бы себе всю оставшуюся жизнь. Поэтому, когда мне исполнилось 18, я поступил в университет и был вынужден решить эту проблему, понять все свои мысли о ней, что я тогда думал и почему я там был.

Это было очень мучительно. Конечно же я поругался с родителями. Но все-таки я не смог заставить себя спросить их, почему же они не взяли её с собой. Потому что я сам не был уверен, поступил бы я по-своему, если бы это случилось сейчас. Если бы я был на месте своего отца или дяди я не уверен, смог бы я остановить машину. Говоря другими словами, если из миллиарда свиней, большинство не будет считать девушку человеком, то скорее всего, я буду одной из них.

Если бы там был мальчик, который бы сказал: «пожалуйста, возьмите её с собой», то я думаю, мой родители остановили бы машину в этот момент. Я имею в виду, что если бы я был отцом, и мои дети сказали бы это, то я бы, наверно, остановился. Хотя, есть много причин, чтобы не делать этого: если бы машина остановилась, другие люди наверно тоже подошли бы к ней и еще сильней усложнили ситуацию.
Я это хорошо понимаю, но все равно очень жалею о том, что промолчал тогда. Или я бы хотел, чтобы мой старший брат сказал. Конечно было бы лучше, если бы мои родители остановились.

Вообще-то эта история с грузовиком имеет мало общего с самой сущностью войны. Даже если бы я очистил свою совесть, попросив взять их с собой, что я мог поделать с проблемой военной промышленности? Или как сравнить беду тех, кто сгорел во время воздушных налетов с теми кто остался жив. Или, например, то, что Япония, как государство, совершила много ужасных вещей, таких, как кровопролития в Китае, на Филлипинах или других странах Юго-Восточной Азии, в результате чего, мне пришлось согласиться с выводами о том, что Японцы в целом были захватчиками. Так что эта проблема не так проста. Но после прожитых лет я понял, что хочу сделать мультфильм, в котором мальчик осмеливается сказать в такой ситуации: «пожалуйста, остановите машину», а не остаться в стороне просто потому что таких людей не бывает.

Поэтому, преподношение девушке цветка из шелковой бумаги со словами: «пожалуйста, прими мою любовь» может звучать абсурдно. Сцена с четырехлетним мальчиком, просящим своих родителей: «пожалуйста, остановите машину» может быть невозможной. Но если бы был мальчик, который мог бы так сказать, а мы бы могли его понять: «это нормально, говорить так в такой ситуации», я думаю, так было бы лучше. По крайней мере, я считаю себя человеком, который не может снимать мультфильмы как-либо иначе. Я видел много мультфильмов, которые показывают темную сторону или глупость людей и заставляют людей понять то, что это относится и к ним. После чего люди идут домой в подавленном состоянии. Я думаю, эти фильмы тоже важны и мы должны их смотреть время от времени, но я бы предпочел снимать что-нибудь со смыслом: «Я хочу, чтобы все было так». Так было с Большой пандой и маленькой пандой и Тоторо. Многие мои картины были такими же. Думаю я не могу поступать иначе.

Тот, кто готовит и тот, кто ест.

Был еще один случай.

Так как у нас была большая семья, мы нанимали прислугу, хотя сейчас их называют помощницами, вместо прислуг. Это случилось, по моему, когда мне было около шести. Война уже закончилась и как-то раз я увидел охитсу [6] на кухне и сказал: «Ух-ты, это же охитсу, из которого мы едим рис». А служанка проворчала в ответ: «Дома, нам нечего было в такой положить». Я думаю, она была одной из тех, кто сильно голодал в детстве из-за нехватки продовольствия… и её слова четко отпечатались в моем сознании.

Еще маленьким я был очень восприимчив к несправедливости. Я думаю, это потому, что я был вторым ребенком в семье. Первым моим воспоминанием о детстве было то, что мой старший брат забрал мое яйцо и я заплакал, думая, что нет ничего ужаснее в этом мире. ~ зрители смеются ~

Жизнь такая несправедливая, думал я. Помню, что думал так и позже. Тогда мне было три года. Вообще, мои детские воспоминания не были хорошими с самого начала, но я был ребенком, который был очень восприимчив к несправедливости.

Есть одна советская сказка. Она называется «Чей это хлеб?».

Персонажи сказки: маленький советский повар, пес, кот и свинья. Повар пошел сеять пшеницу и говорит: «Давайте сеять вместе», но остальные трое играли в карты, или что-то там еще делали, и сказали: «Нет, мы не хотим». Повар посеял сам. Потом пшеница выросла, и повар сказал: «Давайте жать пшеницу». Пес, кот и свинья сказали: «Нет». Когда повар попросил их: «Помогите собрать урожай», эти трое снова ответили: «Нет». Повар все сделал сам. Потом он сказал: «Давайте молоть зерно», но эти трое опять ответили: «Нет». Повар перемолол сам. Потом он испек хлеб и когда уже собрался есть его, эти трое стали просить: «Дай нам!». А повар ответил: «Это мой хлеб. Я не дам его вам». Помню, я очень увлеченно читал эту сказку.

Эту идею я тоже считаю важной. Не просто быть честным, а быть честным в отношении того, кто готовит и того, кто ест. Здесь могут быть отношения между производителем и потребителем, или между трудом и капиталом.

Я хочу сказать, что даже Мобильный воин Гандам (Mobile Suit Gundam) кто-то снял. Когда вы создаете мир в мультфильме, не важно насколько он нереален …пока кто-то его не “приготовит”, никто не сможет его “есть”. Мы думаем, что это люди, то есть фермеры, работают на полях, а значит “готовят”. Но если вдуматься, то оказывается, что на самом деле это растения “готовят”, с помощью солнечного света и фотосинтеза. Поэтому если вы зададите вопрос, кто же “готовит” всю жизнь на земле, то фактически, это растения. То есть, даже твердые виды топлива, все было создано солнцем, солнцем и растениями на Земле. Земля не может создавать каким-то другим способом. Можно найти такой способ, например, изобрести атомную энергию, ядерный синтез. Но мне кажется, все знают, к каким последствиям это может привести и уже привело. Короче говоря, вы можете что-то использовать, только если кто-то это уже производит. Это справедливо для электроэнергии. Это справедливо и для анимации. Я думаю, мы не можем создавать мир в мультфильме, не думая о таких вещах.

Возьмем, например Навсикаю, или Лапуту. Кто-то же их “готовит”. Кто-то готовит этот хлеб. Или даже Тоторо. Кто-то же его готовит. Научная фантастика, детективы, все что угодно. Или даже Люпен III. Если Люпен думает, что быть вором - это самое крутое занятие в мире, он - жалкий человек. Он может быть вором, из-за того, что на свете есть честные люди. Потому, что есть честные люди и есть кто-то, кто может использовать этих честных людей, то есть, может воровать. Я думаю, он такой человек. Даже если в каком-то фильме нельзя прямо сказать, кто готовит, а кто ест, думаю, это можно определить, если найти подобную взаимосвязь.

Есть такой мультфильм, Легенда о Белой Змее (Legend of White Snake). Я был им восхищен в свое время, и это стало одной из причин, почему я решил заняться анимацией. И, там, несмотря на то, что белая змея mononoke[7], она влюбляется в человека. А когда Король Драконов спрашивает: «Почему ты влюбилась в человека?», она отвечает: «У Человека есть душа - сокровище, которого у нас нет». Когда я смотрел эту картину, я не верил, что это правда. Потому, что там лица всех остальных людей были нарисованы невыразительно. Только лица главного героя, Сюсена (Shusen) и главной героини, Пай’нян (Pay’nyan) были прорисованы должным образом, но у всех остальных людей были невыразительные лица. Они были либо “крутыми”- у гребцов, напивавшихся дешевым алкоголем, либо лживыми - у бродяг в лохмотьях. В лучшем случае, это были лица детей, бегущих по дороге. А я все время удивлялся: почему же люди лучше, где же их душа. Короче говоря, они не были нарисованы так, как о них говорилось.

Поэтому, когда мы снимаем мультфильм, я все время говорю аниматорам не рисовать лица второстепенных персонажей невыразительно. Особенно в Люпене III. Ну, например, лица полицейских не особо важны, но если нарисовать лица всех остальных горожан невыразительно и довести дело до конца, думая, что Люпен “крутой”, получится ужасный мультфильм. Скорее наоборот, мы обязаны рисовать лица всех остальных людей как можно лучше, даже если у них нет личности, чтобы была возможность определить, что именно из-за них такие дураки, как Люпен, могут быть “самими собой”, и именно поэтому он может очаровать девушку. Я так им и говорю. Хотя, этого довольно сложно добиться.

А что касается свиньи, дарящей девушке шелковый цветок, и никогда не применяющей силу, даже если девушка заперта в своей комнате … я думаю, я никогда не забуду об этой истории,… и я все-таки должен сделать мультфильм про неё.

Может быть, эта идея очень противоречива, но я не могу больше её менять, поэтому я хочу развивать её дальше, не обращая внимания на мнение других людей.

Примечания переводчиков.

1. кель (cel) - буфер перемещаемого (движущегося) изображения в анимации - кадр или слой анимации/изображения. Рисунок, перенесенный на целлулоидные листы, которые объединяются для создания эффекта движения.
2. Последний снятый им сериал Великий детектив Холмс (Sherlock Hound), был завершен в 1982 году. И, конечно же, злодей Профессор Мориарти стал “хорошим” в пятом эпизоде: «Похищение Миссис Хадсон».
3. Эта речь была произнесена как раз пред выходом Тоторо в Японии.
4. Миядзаки-сан критиковали за то, что он сделал Кларисс (Clarisse) в Калиостро (Люпен III: Замок Калиостро) настоящей принцессой, говоря, что таких девушек не бывает. И, говорят, это заставило Миядзаки-сан придумывать более реалистичных и ярких героинь, со вполне человеческими проблемами, которые они пытаются решить.
5. Япония зависела от импортированной нефти. Во время войны, было чрезвычайно трудно ввозить в страну нефть, которая очень ценилась, и использовалась, как правило, для военных целей. Поэтому, для гражданского лица было очень почетно иметь бензиновую машину.
6. Охитсу это деревянный контейнер, в который кладут приготовленный рис.
7. mononoke - злой дух.

интервью, биографии, Hayao Miyazaki/Хаяо Миядзаки

Previous post Next post
Up