Про музины слезки

Aug 31, 2011 00:56

Тут в комментариях под постом про Муз некто kolch_ch78 пишет:
Взгляд с другой стороны баррикад: Музой быть приятно. Правда, ощущаешь себя коровой или тлей. Приносишь пользу, но не можешь отделаться от чувства: тебя доят. Отсасывают внутренню энергию что ли? Это трудно описать.
Вообще это сложно: ты не художник, ты картина. Ты цель и средство, но не творец. Смотришь, как тебя "делают" еще раз. Сначало Творец, потом творец. Вы ходили когда-нибудь на электрофарез в детстве? У меня похожи ответные эмоции? Чем? Своей странностью и трудностью описания)

Я бросилась спорить, что вообще-то от взаимодействия Музы с Мастером в идеале таких ощущений быть не должно. Но, к сожалению, вся эта история часто поддается под очень разными соусами, и так же частенько приправляется вампиризмом, шантажом, манипуляциями, претензиями, обидами, а иногда даже драмами и трагедиями.
Потому что Муза, это конечно замечательно, но в глубине души каждая Муза (если имеется ввиду не кот) - просто человек. И хуже всего человек справляется со всякими бурными чувствами. А на них все замешано.
Беда...



Мы тут как раз на днях пытались классифицировать Музотрагедии, и вышел следующий список:

1 - Муза - на самом деле не Муза.

Казалось бы - как такое возможно? Музой становится кто-то, кто человека вдохновляет - уж не важно, напрямую или косвенно. И "навязаться" на эту должность нельзя, равно как и "быть принятым по благу". Но это на самом деле только так кажется. Бывают случаи, когда мастер к кому-то хорошо относится (может быть очень и очень хорошо относится), но к вдохновению и творчеству и вообще ко всему этому его чувства никакого отношения не имеют. А она (или он) - другая половина - очень хочет быть его (или ее) "светом в окошке", и "центром вселенной", а значит центром всего, что составляет его вселенную. С одной стороны да, надоели и раздражают люди, которые пытаются влезть в центр ВСЕГО. Но с другой стороны, и может быть у людей как раз роман, любовь и еще что-нибудь такое, и человек говорит: "Ну как же - твое творчество занимает центральное место в твоей жизни. А мне, якобы главному человеку в твоей жизни, там места нет?"

И дальше сакраментальная фраза: "Ладно, там бы не было места НИКОМУ! Так нет же. НЕКОТОРЫМ там место есть! Выходит кто-то тебе ближе (важнее) чем я? Именно в этой (самой главной для тебя) области?

И чтобы этого не слышать, несчастный Мастер соглашается и пробует. Нарисовать ее. Сфотографировать ее. Вовлечь в свои проекты. Использовать в своих картинах то, что она пишет, обклеить свои скульптуры тем, что она снимает и.т.д. А это все "не то", не подходит, не вдохновляет и не лезет.

Очень трудно в таком случае взять и как-то аккуратно объяснить, что вот есть совсем одно, и есть совсем другое, и как бы мы кого-то не любили, у нас могут быть области в жизни, где они - не главный капитан.
Сможет ли человек это пережить и с этим согласиться - дело третье.

2 - Муза не одна.

Как уже сказано - в идеале Музу сотрудничество с ее мастером греет, не меньше, чем самого мастера. Если речь идет о человеке, которого рисуют, фотографируют, лепят или как-то изображают, это повышает самооценку, это интересно, смотреть на то, как видит Музу другой. Муза смотрит в свои портреты, как в зеркало, и в идеале нравится себе там. Красота, как известно, находится в глазу наблюдателя, и если автор считает Музу красивой, это и в его работах видно, она другим на этих работах нравится, и себе.

Если Муза вдохновляет тем, что "кормит" автора идеями, настроениями, вдохновениями, или каким-то еще способом подливает масла в его огонь, это тоже очень приятное чувство. Я уже как-то писала о том, что вдохновение возвращается вдохновляющему многократно. И если человеку удается вдохновить кого-то, это окрыляет его самого, греет ему душу, и иногда разжигает его самого, хотя он это сам и не имел ввиду. Это один из самых загадочных видов обмена энергиями!

Музой можно быть очень по-разному, и там есть много градаций. Кто-то просто красив и его приятно рисовать. Кто-то вообще особо не нравится художнику внешне, но каким-то образом наводит на невероятные мысли. С кем-то интересно говорить о тонких материях, а с кем-то вдохновительно даже молчать. С кем-то - очень вдохновительно заниматься сексом (а больше вместе заниматься не интересно ничем).

И естественно каждому, кто является Музой, хочется быть единственным (вообще, став чьей-то Музой, человек чувствует себя неповторимым, и его часто очень расстраивает сам тот факт, что есть еще другие, кто прекрасно подходит на ту же роль). А тут вдруг - еще Муза.
Или ДРУГАЯ Муза. Что значит - другая? С этой - говорим о великом, а ту рисуем? С этой занимаемся сексом, а с той - нет? Почему-то всегда рано или позно начинаются огорчения в одинаковом ключе: Муза, которую рисовали, начинает плакать что "значит я - дура, и поговорить со мной не о чем?". Муза, с которой говорили, говорит что "Ты со мной только умно разговаривать хочешь, а для того, чтобы меня нарисовали, я не достаточно красива?".
А уж что говорят про ту Музу, которая оказывается в постели мастера, я вообще промолчу...
:-)

Вообще-то в такой ситуации они всю жизнь и по очереди восклицают "Нет, я так не могу!" и уходят.
Некоторые терпят долго, в надежде, что "когда-нибудь они все отсохнут, и только последняя, самая верная, останется". Но тут чаще всего происходит то, что когда все "отсыхают" наконец, выясняется, что и последней выжившей тоже уже ничего не хочется.
По-настоящему остаются навсегда только те (ужааасно редкие и ужасно мудрые) которым все эти хождения по Музам далеко фиолетовы. Потому что они хотят от своего мастера чего-то другого (на что все эти драмы никак не влияют). Или потому что у них настолько бурная своя жизнь, что расстраиваться о таких мелочах некогда. На них никто не наезжает за их собственные приключения - и на том спасибо!

3 - Мастер - не один. :-)

Ну да, Мастер тоже всегда думает, что он такой весь из себя один на свете. И естественно, на то она и Муза, чтобы всем нравится, а принадлежать - только ему одному. Если Муза думает иначе, получается куча проблем.
Если Мастер не может обращаться с ветренной Музой, значит они покричат, порыдают, повырывают друг другу сердце из груди, и разбегутся. Ну, бывает.

4 - Муза надоела.

О-о! Одна из самых больших Музодрам, встречавшихся мне в жизни, была именно об этом.
Была у моей мамы Муза. Она была красива, и она жила в соседнем подъезде. Еще они с мамой дружили с музиных 16 лет, и мама ее рисовала. Неважно, в каком виде Муза являлась по вечерам - в тапках и с полотенцем на голове, или в халате, мама всегда умудрялась сделать с нее набросок, с каким-нибудь оголенным плечиком, красивый и чувственный. Удачные наброски позже превращались в картины. Набросков были тысячи, картин - сотни.

Потом была выставка, которой завешали весь "Союз художников" (а вы знаете, какие там залы, а картинки у моей мамы маленькие). После выставки все творческие личности города, заходившие в этот Союз, и не сумевшие пройти мимо, узнавали Музу на улице и в гостях, и говорили ей "Ты та самая, с тех самых картинок!"

Потом мама просто поняла, что рисует ее, практически не глядя на нее. И у нее творческий кризис, последние сколько-то сотен картинок слишком похожи друг на друга. Все это слишком хорошо у нее получается, слишком легко, она на этом не растет. И она решила просто закрыть этот этап в своем творчестве, и некоторое очень долгое время рисовать что-то другое. То, что получается хуже.

У Музы рухнул мир! Казалось бы - дело не в ней. И если художник зашел в тупик, он не может продолжать в том же духе, все это знают. Но у Музы из жизни вдруг выпадал огромный кусок ее мира. Может быть самый яркий, и вдохновлявший ее саму.

В той истории все было очень грустно, была трагедия, разрыв отношений, последующее примирение, но со слезами и скандалами. И как-то после всего "ничего больше никогда не стало, как тогда". И в конце концов отношения таки развалились. И обида осталась. И вообще.

Муза в отставке, это очень страшно.

Сейчас, сто лет спустя, я понимаю, что не надо было так драматизировать. Потому что, если у человека вот это есть - этот потенциал и способность вдохновлять других, то у него это нельзя отнять. И он может очень успешно вдохновлять другого художника, и не только художника, и не только одного Мастера. Если огонь в человеке есть, всегда найдется кто-то, кого он притянет. Надо было не погружаться в трагедии на много лет, а повернуться и пойти "работать Музой" в другое место. И вы не подумайте, что это только звучит так просто. Это и работает так. Запросто. Место бы нашлось за 5 минут.

5 - Мастер надоел.

И такое бывает. Как я только что написала выше, если у Музы есть талант вдохновлять, она вероятнее всего вдохновит не одного мастера. Сколько было драм, когда одна Муза переманивались одним мастером у другого. Когда Музе есть, из чего выбирать, сами понимаете - она может стать капризной. А иногда Муза уходит не к другому, а просто уходит. Мужчины часто не верят, что женщины и музы могут уходить в никуда. Но они могут. Запросто. Просто потому что все надоело, она устала, ей стало скучно. На самом деле давно ничего не происходит, только Мастер не хочет этого видеть. Или у Мастера кризис, а Музе кажется, что виновата она. Или ее винят, что это она виновата. Или Мастер не растет. Или Муза не растет. И ей от этого грустно.

6 - Муза - вампир

Люди-вампиры обычно умеют сначала произвести очень хорошее впечатление, подружиться и проникнуть в личное пространство своей жертвы. А потом происходит необъяснимое - вроде бы общались, все было очень дружественно и хорошо, а жертва чувствует себя выжатой, как лимон. Хотя формально все в порядке, и все сказанные слова (если не анализировать их с особым пристрастием или с помощью психолога) - совершенно безобидны, от всего вместе остается недобрый осадок. Или хуже того - сомнения, терзания, какие-то вечные чувства вины и дыры в самооценке.
Собственно - это было описание самого обычного человека-вампира. А если от такого человека в первый момент (в той фазе, пока все хорошо) человек показался вдохновляющем, и его начали воспринимать как Музу, дальше начинается что-то смутное.

Вампир чувствует, что он умеет вдохновлять, и периодически "щедро" делает это (чтобы привязать к себе). Но каждый раз, когда показалось, что все опять хорошо, и теперь будет одно сплошное вдохновение, все опять разворачивается на 180 градусов, и муза впивается в своего мастера.

Рецепты тут те же, как и всегда с вампирами - заметив такое, избавляться. Вдохновение - какое угодно - не аргумент, если за него приходится так платить.

7 - Если Мастер - вампир.

Я сделала круг и вернулась к тому, с чего начинала. Мне кажется, что в счастливые времена, счастливое взаимодействие Музы и ее мастера должно приносить радость и вдохновение обоим. Если у одного из двух присутствует ощущение, что из него пьют кровь (или силы, уверенность в себе, вдохновение, красоту...) то это - другая игра. И если в этой игре присутствуют некоторые элементы игры в Музу и ее мастера, это все равно другая игра. Вампиры много кем умеют прикидываться - помощниками, наставниками, друзьями, вдохновителями, покровителями, да кем угодно. Все равно - см. предыдущий рецепт. Бежааать!

Главное, чего не стоит забывать - если человек умеет вдохновлять, он найдет, кого вдохновить.
Чтобы стать для кого-то Музой, не обязательно становиться мужем и женой, любовниками или даже близкими друзьями.
Иногда кто-то со мной поговорит полчаса, что-то такое скажет, покажет, и у меня появляется куча идей и вдохновения. Пусть даже я его не увижу больше никогда - он на полчаса был отличной Музой!
То же самое бывает со мной. Иногда я пишу незнакомым людям в ответ на письмо пару строчек, или поговорю с кем-то где-то, или вывалю незнакомому гостю, приведенному за компанию, в ответ на его вопрос три полки книг. А потом, через какое-то время, мне пишут: "Спасибо, вы меня вдохновили".
Именно по этой причине у меня на визитке, на месте должности, вторым пунктом указано "Guerilla Muse". От человека иногда не ждешь, а он всеравно втихаря вдохновит. Тихонечко так, из под куста, по партизански. :-)

Вот и вдохновляйте. Там где вами вдохновляются.
И вдохновляйтесь. Теми, кому от этого хорошо.
:-)

P.S. Не подумайте, мы не забыли опцию "Если мастер - не мастер". :-) Просто остановились на том, что если никакого мастера там нет, и мастерства, и творчества, и чего-либо, на что кого-то надо вдохновлять, а просто кто-то использует это слово, потому что звучит красиво, то это не про музоведение, а про ролевые игры. Этим - в секс-шоп, за крылышками. :-)

размышления, музоведение

Previous post Next post
Up