Критика как призвание

Jun 05, 2011 20:11

Добрый день, Яна!
Меня зовут В., я очень люблю вас читать, вы меня вдохновляете и мотивируете :) Спасибо вам за это!)

У меня к вам вопрос.
Без предисловий перейду сразу к нему: я являюсь человеком-критиком с чувством вины. И не знаю что с этим делать. и стоит ли делать что-то?



чуть обо мне: Я рисую сколько себя помню. и столько же знаю что хорошо, а что плохо, красиво/некрасиво (да, и критиковала с самого детства, сейчас конечно мне стыдно за те слова). Я без труда училась, выигрывала в конкурсах какие-то призовые места, поступила в ВУЗ на специальность с большим конкурсом с высшим баллом. Родители меня хвалили, но ничего необычного в этом не было. Просто все было на столько само-собой разумеющимся, что грамоты и сертификаты выкидывались в мусор. Я и сейчас участвую в конкурсах, но не для поднятия самооценки, а когда тема очень интересная.
Конечно были и сложности, препятствия, которые приходилось преодолевать. Например, поступила я в ВУЗ не с первого раза, а набравшись знаний, специфики и упрямства.
Сейчас работаю дизайнером/иллюстратором/верстальщиком/цветокорректором. Мои работы покупают, хвалят. Я с удовольствием развиваюсь дальше.

Как я отношусь к чужой критике: я четко определяю, где вкусовщина, а где действительно стоит прислушаться и исправить. Если есть возможность - сразу исправляю. Есть еще критика-глупость - попытка потроллить или человек не разбирается в теме. Таких по возможности мягко посылаю.

Но почитав вас, я осознала, что не все с благодарностью воспринимают критику. Я видела,что некоторые девочки плачут, если их критикуют, даже если это не критика, а пожелание, даже в очень мягкой форме. Но я относила таких к закомплексованным истеричкам и старалась с ними не общаться. Но вы пишете, что критика - это всегда негатив, если идет не от преподавателя или непрошеная.

После ваших слов, я все время думаю, что могу задеть чувства людей, что они все бросят, а я буду в этом виновата.
Я оградила себя от общения с художниками пока не разберусь в себе. В интернете стараюсь молчать, и не писать то, что думаю на самом деле.
Но меня реально напрягает, если у человека отличный рисунок, все хорошо, но руки у гл. героя длинные, как у обезьяны. Или цвет выбивается. Хотя исправить - дело трех минут, просто автор увлекся и не заметил. И я уверена, что если человеку не подсказать вовремя, он будет плодить однотипные ошибки раз за разом (например одна талантливая девочка рисует то 4, то 6 пальцев у людей..)
Естественно, что если всё в рамках стиля, я наоборот, похвалю, скажу как здорово всё продумано и реализовано. Вообще, конечно я стараюсь искать в первую очередь плюсы.

Особенно тяжело было, когда в момент самоедства на работе меня попросили выступить экспертом и критиковать работы детей. Работы были откровенно слабыми, а им за них уже пообещали и заказчика и денег (детям пообещали, даа). Мои попытки мягко указать на ошибки были провальными. По этому пришлось по пунктам говорить что и почему не правильно. Жестко и не комфортно для себя. Но работы действительно стали лучше. И через месяц мы все таки сдали этот проект.

Что вы посоветуете? как вести себя дальше? имеет ли право на жизнь критика полезная, конструктивная, но не прошенная? Как быть человеку, если зудит сделать мир лучше?:)

Заранее спасибо за ответ!
С уважением и искренними пожеланиями сил и здоровья,
В.

***

Дорый день, В.!
Если я вас правильно поняла, вы умеете (на ваш взгляд) конструктивно критиковать все, в чем разбираетесь, и любите это делать, потому что уверены, что всякому человеку, сделавшему ошибку, критика пойдет на пользу. Однако вас разбеспокоило то, что критика может ранить чьи=то чувства.

Когда в прошлые разы читатели в моем жж разводили дискуссии, многие писали, что критику они любят, что относятся к ней спокойно, и понимают, что они - не рубль, чтобы их все любили и.т.д. Т.е. демонстрировали трезвое и спокойное отношение к критике.
На самом же деле критика - дело оооочень тонкое.
Во-первых - большинство людей таки плохо переносят критику, и только в разной степени умеют это скрывать, либо подавлять в себе эмоции, которые вызывает в них критика. Это - совершенно естественно. Все люди любят доброе слово, и внутренне сжимаются, когда их ругают, либо указывают на их слабые места (а там, где стало видно слабое место, не за горами тот момент, когда кто-то в него направит удар).

Во-вторых - многие кричащие "Ах, как я люблю критику" - относятся к категории мазохистов и манипуляторов, которые самоутверждаются через механизм "Да, такое я говно".

В-третьих - тех, кто по-настоящему трезво и спокойно относятся к критике, тоже нужно критиковать с осторожностью. Потому что чужая душа - потемки, и вы никогда не знаете, каким (с вашей точки зрения безобидным) замечанием вы вдруг попадете в какие-нибудь черные глубины, которые вдруг заставят вашего оппонента разрыдаться. А такое бывает. Потому что у тех, кто смело принимает на грудь критику, тоже есть слабые места, тайные личные трагедии и закопанные в глубину души комплексы.

А еще, даже если формально вы тысячу раз правы, критиковать искусство и вообще результаты творчества - всегда дело и широкое.
Вот вы точно знаете, что автор, который вас раздражает, нарисовал слишком длинные руки нечаянно?
А вы готовы дать руку на отсечение, что "неумеха", у которого "цвет выбивается" - хочет исправлять свою работу за 3 минуты?
Ах, сколько раз у меня такое было - что вдруг... Я думаю, ну, мне так кажется, знаете, вот бывает такое с художниками... что-то им дорогу перебежало, навело на мысль, и одолевает их ощущение, что они придумали гениальную идею! И думаю - вот нарисую-ка я нормальную такую картинку, а у центральной фигуры нарисую во-от такие руки, как у орангутанга, и оно по композиции станет вот такое, а по ассоциации станет вот такое, и еще я вот на это хотела намекнуть, и такой элегантный способ нашла. И вот сижу , и пробую эти длинные руки нарисовать. и такая довольная собой. Мне моя картинка такой оригинальной кажется, сил прям нет. А потом приходит кто-то и говорит - ну что ты вот за руки нарисовала, отвратительные?
Когда такое происходило со мной в мои какие-нибудь 15 лет, я потом долго рыдала на кровати. :-) О том, что никто не понимает моих творческих порывов.

Потом, когда 10 лет спустя смотрела на свои работы, думала: "Вот же - глупая - хотелось мне каких-то дурацких вещей, тьху, детский сад и похорище". Но это мой опыт. В тот момент, может быть, то был важный для меня творческий эксперимент. А кто-то его обругал, и я рыдала.

Кстати, аргументы насчет "все бросят" я сама не принимаю. Мне пару раз писали какие-то люди, что мол, "Вот, вы что-то там 7 лет назад написали, и из-за вас я бросила рисовать с тех пор. И жалею. А виноваты вы!"
Я в это не верю.
Если кто-то бросил рисовать, и 7 лет к этому не возвращается, то виноват в этом только он сам.
Если мне непреодолимо хочется рисовать, то меня можно хоть до посинения критиковать - я порыдаю и снова рисовать буду.
Но... вопрос к вам в другом - надо ли вам быть тем самым злым героем, из-за которого юные таланты (пусть и безрукие) слезы проливают?

***

Вообще, я все же не понимаю: если вам так нравится критиковать - профессионально, метко и умно - почему не делать это там, где вас услышат?
Таки критиковать учеников либо тогда, кони они сами вам денег за это дали, либо когда это сделали их родители. Я специально все время повторяю про деньги, потому что только это - совершенно понятная ситуация, при которой кто-то точно осознал, что он хочет от вас критики. И естественно тогда критика ВСЕГДА должна содержать рецепт, как исправить. Или по крайней мере вы должны быть готовы вместе с автором искать выход.

А еще есть профессия такая - критик.
У профессиональных критиков есть аудитория: люди, которым нравится читать или слушать хорошую, меткую критику по делу. Которые саму критику тоже слушают, оценивают и анализируют.
"Жертвами" таких критиков становятся те, кто сами подались на рынок, где критиковать принято. Издал книгу, нарисовал выставку, выпустил альбом - будь готов к нашествию критиков, которые по твоему произведению пройдутся, потому что на рынке, где продается и пробивается твое произведение искусства их обойти нельзя.
Там, кстати, критика вообще работает по другим правилам.
Вспомню, например, как самая разгромная критика моей первой книги вызвала бурную дискуссию, и подняла ее продажи более чем в 10 раз.

***

А еще - лично от себя добавлю - если я ну совсем-совсем-совсем уж не могу пройти мимо кого-то, кто сделал криво. И видимо не специально сделал криво (хотя никогда не знаешь) и вот сил прямо нет, как хочется ему помочь...
... Я тогда ищу способ не сказать ему, что у него плохо, а как-нибудь аккуратненько так подсунуть ему что-то, почти такое же, как у него, но без той самой кривизны. Как-нибудь со словами: "Смотри, это может быть тебе понравится, оно почти в твоем стиле". И тогда может быть человек унесет в тихий уголок, там рассмотрит, и сам вдруг поймет, что то другое лучше. Тем, что менее кривое.
:-)

вопрос-ответ-творчество, вопрос-ответ-психология, вопрос-ответ, вопрос-ответ-профессия, вопрос-ответ-2011

Previous post Next post
Up