Услышала тут интервью с профессором Нойхаузом, где ему задавали "каверзные вопросы". Мол не сходят ли с ума страховки и больницы, тратя, например, 200 000 евро на продление жизни пациента, хотя всем ясно, что проживет он не более двух-трех месяцев. Мол, вот если бы ему предложили заплатить самому, он бы может еще подумал, нужно ли это. И не уйти ли с достоинством сразу, сейчас, и лучше оставить эти деньги детям (если деньги и дети есть), а не тратить их на такую жалкую отсрочку.
На это Нойхауз (которого вообще-то считают порядочным циником, на что иногда жалуются пациенты) сказал, что он ежедневно видит, как борются за жизнь его пациенты: за каждый день! За каждый час! Есть такие, которые до этого ныли, сомневались, жаловлись на недовольство своей жизнью, филофствовали о том, что "ах все не имеет никакого смысла". Но когда смерть подступает к ним совсем-совсем близко, большинство из них просто борются, и он видит в их глазах, как они хотят жить. И вот он, в течение всей соей карьеры, понял, что человеческая жизнь, сама по себе - огромная ценность!
Да, мы все тут циники, все понимаем. Бывают такие части жизни, которые лучше бы и не поживать. Бывают ситуации, когда действительно легче уже уйти и не мучиться. Вообще всякое бывает. Но так же бывает, что люди, от которых "практически уже ничего не осталось" продолжают жить, и живут хорошо, и рады, что они живы, потому что они для себя нашли во всем этом смысл, несмотря ни на что. И это - решение каждого. И все же абсолютное большинство в самый тяжелый момент решает, что хочет жить. И бороться за жизнь, пока это возможно. И тут выясняется, что совершенно не важно, у кого там хорошая работа, кредит на дом, призвание, осмысленные хобби. Дети, или нету детей, куча друзей и родственников, или нету никого. Миллион заслуг и наград или ничего из этого. Или он сидел до этого на диване дома перед телевизором, а выздоровев, может быть обратно на тот же диван пойдет. Ценность человеческой жизни от этого не зависит - она драгоценна в любом случае! До такой степени, что не жалко на ее продление ни двести тысяч, ни миллиона, и даже если человек проживет (потому что может и хочет) на этом свете еще два месяца. Месяц человеческой жизни стоит миллиона. Любой. И неделя стоит. Человек должен иметь возможность прожить каждый день, который он еще хочет прожить. и если современная медицина способна ему в этом помочь, то пусть поможет, сколько бы это ни стоило.
Вот я как-то послушала эту речь и задумалась. Потому что совсем недавно мне тут одна знакомая пыталась объяснить, что жизнь одного нашего общего знакомого - не очень важная и ценная, потому что он хоть и делает много забавных штучек (а он рисует и преподает), но денег зарабатывает едва-едва, и вообще, вроде как фанатов у него куча, а все равно он по сути бедный и лузер. А то что он счастливый - ну так он уговорил себя, что он счастливый, а то что же - ему тогда надо было бы пойти и повеситься, если бы он осознал, какой он лузер. Вот я подумала - этой женщине бы с Нойхаузом встретиться - интересно было бы ее в дискуссии с ним послушать.