Изнутри все выглядит иначе

Mar 20, 2016 07:00

Захотелось написать, почему я так настойчиво отказываюсь участвовать в теоретических разговорах на тему "почему бедная девушка боится, и не начинает делать". Там предложили 33 научных объяснения на 10 страницах, что именно она чувствует, и какие аргументы ее пугают. А я пытаюсь всем сказать, что это все неважно. Потому что теоретизирование на тему "что будет, если я попробую что-то сделать", это такой же сферический конь в вакууме, как размышления об отношениях и дружбах, которых так хочется, но они никак не получаются, потому что (дальше 28 страниц научно обоснованного и очень логичного нытья).



И это ровно то же явление, как "Оооой, я тут хотела с человеком дружить, а он мне предложил на чай встретиться раз в месяц, а я хочу друга, с которым сразу всю жизнь делить. И это что же за дружба вообще такая, если все начинается сразу с расставления границ и отчуждения. В то время как я вообще-то стремлюсь к полному слиянию..."
И поныв такое, человек с 20 отличными, приятными, чудесными людьми не идет пить чай, не идет в кино, и не встречается в парке, только потому что "ну уже ясно, что руку и сердце он мне не предложит, а вот так поверхностно общаться - это же смысла нет". Т.е. в худшем случае человек вообще ни с кем никуда не идет, не встречается и не общается. Хотя одинок, и общаться хочет. Но зато у него есть стройная теория, почему оно так, хоть книгу пиши.

И с работой - так же.

А я считаю такие размышления праздными, потому что все эти размышлятели упускают один важный нюанс.
Дело в том, что для тех, кто там внутри этого потока, все вещи выглядят иначе, чем для того, кто снаружи. И пока там не побываешь не поймешь, конечно, но я попробую описать.

Мой любимый Мебиус описывал это так: что когда он рисует, он будто садится на поезд, и мчится на нем до следующей остановки. А всякие люди, города и истории пролетают мимо него за доли секунды, их толком и не видно. Вот так человек погружается в работу, если он уже взялся. Вот вы взялись рисовать, провели линию, она кривая. Вы же не бросите карандаш, и не приметесь немедленно рыдать. Вы проведете второй раз, третий. Потом подумаете - ну что бы к ней приложить, чтобы ровнее. Возьмете линейку... Со всем остальным тоже так. Начали заводить экаунт на стоке - оно само говорит, что еще куда надо. Начинаете пополнять список - вот это еще заполнить надо, а это - посмотреть. Начнете делать картинки, потом попробуете туда положить. Сунете 10, 6 отвергнут. Вы начнете думать, а так же гуглить и читать, что не так, как это в следующий раз сделать лучше. Когда подобные процессы запущены, у вас автоматически появляется план - с какими изменениями совершать следующую попытку. Что еще не хватает. Что нужно найти, узнать, прочитать, сделать. В какой-то момент вы начнете просыпаться по утрам, и вскакивать с постели, чтобы посмотреть - приняли или не приняли очередные картинки? Появились они в магазие? Или про какую-то нарисованную хрень - приклеилось? Перестало блестет, когда высохло? Покоробилось?

А потери? Потери и провалы не так ощущаются в процессе, когда человек поглощен потоком творческой энергии. Это как когда в лесу катишься с горки, и адреналин кругом. А потом выясняется, что 20 синяков набил. С приступами творчества похоже. Иногда очнешься в конце рабочего дня, оглядишься - огого. Взрыв на макаронной фабрике. И оказывается полпачки бумаги ушло, пока получилось как надо. И середина ночи наступила. И все в краске кругом. Но т.к. к этому моменту получен уже результат, и удовольствие получено, убытки и разгром не так уже расстравивают. А если ничего не получилось, то это ведь тоже результат. Часто уже ясно, что пошло не так - тогда можно с нетерпением ждать следующего сеанса, чтобы все исправить. а если не ясно - понятное дело. следующий шаг - бросаться шерстить весь интернет на предмет ответа, какую я тут совершил ошибку. Азарт же берет разобраться - что у меня не срослось и почему?!

Иногда ко мне мама приходит, как раз, когда я хожу по квартире, и собираю в большой мусорный мешок последствия. И если при этом результат так себе, она философски говорит: "Ну, хоть получила удовольствие от процесса". А очень часто результат ведь есть!

И вообще, у нас несколько раз были разговоры о том, как что-то такое затеял мощное, и так хотелось, так хотелось, и при этом запорол что-то важное. Ну, очень сильно хотелось пробурить какую-то дырку, например, а сверло для этого было слишком слабое. А другого под рукой не было. И вот человек пробует "на авось". И конечно ломает сверло, и может быть дрель. Или еще что-то ломает. Или дорогой материал в ход пускает, который ему никто не разрешал. Особенно это, конечно, детей и подростков касается, в творческомп риступе. Но и взрослые могут непростительно по-детски тратить драгоценные ресурсы, когда очень хочется. Или потерпишь какое-то позорное крушение, и другие об этом узнают - что такие убытки. а вышли одни ошибки. Так вот - когда такая история (про действительно довольно серьезный ущерб или позор), всегда есть невовлеченный, который сочувственно спрашивает:
- Ну и что, влетело тебе?
- Ну конечно влетело, еще как!
- Ну а тебе вот стыдно-то было? Все таки ну нехорошо это, такую вещь сломал (или что-то такое перевел, безвозвратно потратил...)
И всегда человек отвечает:
- Да нет... как-то даже и не стыдно. И не обидно. Ну... да, убыток. Ну да, жалко. Но мне так хотелось попробовать.
- Ну стыдно-обидно?
- Да нет, как-то и не особо.

Всегда человек, наломавший дров в творческом порыве, как-то даже раскаяться толком не в состоянии. Потому что попробовать ему было так важно, и опыт, который он из этого вынес - ему так дорог, что потери кажутся не такими уж страшными. И переживания с процессом связнные - понравились. Потому что когда мы вот так работаем, мы чувствуем себя живыми. И гори они синим пламенем - пачки бумаг и ухмылки врагом.

Соответственно, когда один раз это пережил, во второй раз уже легче. Т.к. нету воспоминаний о трагедиях. А есть скорее о том, что все было не так страшно, и интересного было больше, чем неприятного.
Поэтому надо просто как-то заставить себя начать. А там оно просто окажется другим. Не таким сложным. Там все проще.

размышления

Previous post Next post
Up