В предыдущем посте была история для вдохновения. Надеюсь, что вы вдохновились.
Теперь попробую описать задачи этого эксперимента, чтобы было немного яснее, откуда что берется и почему оно работает. (И что вы получите, если решитесь добровольно пройти через это испытание.)
Именно в такой форме это задание оказывает такое влияние на рисующего, что у него быстро вырабатывается довольно сложный комплекс из навыков.
1 - Умение смотреть и видеть. Охватывать одним взглядом свою натуру, улавливать ее пропорции, форму, характер, расположение цветовых пятен, света и тени. Замечать интересные детали и "изюминки", то, что делает конкретный объект характерным и интересным.
2 - Умение быстро (!) и довольно метко (!!!) скоординировать глаза с рукой. Т.е. нарисовать рукой что-то довольно близко к тому, что заметила голова. Тут очень важно, что на всю задачу мало времени, и рисуемый человек не позирует - надо соображать и действовать быстро. От этого у рисующего быстро включаются всякие фильтры, и он перестает делать лишние движения! В процессе роста все болше суеты отсеивается. Линии становятся проще, рисунок становится чище. Те немногочисленные линии, которые все же проводятся, становятся все более меткими. Очень сильно улучшается общее видение формы. На пике своего успеха моя мама очень любила показывать такой аттракцион: она начинала рисовать человека с одной точки, и "обводила" его одной непрерывной линией, закончив там, где начала. Это возможно только, если видишь человека целиком, и так же видишь целиком поле своей работы, хорошо на нем ориентируешься, глазомер натренирован. Вначале в лист вечно что-то не помещается. Позже в него помещается ровно столько, столько автор считает нужным.
3 - Умение смотреть по сторонам и находить себе натуру практически везде.
4 - Социальные аспекты: очень сильно "прогрессирует дзен". Человека через какое-то время полностью перестают напрягать зрители. Вы себе не представляете, какая публика была у нас в Таджикистане. Представьте себе ярко одетую русскую художницу, сидящую с планшетом посреди базара! Кольцо из таджикских мальчишек всегда окружало любого рисующего так плотно, что приходилось постоянно просить их раздвинуться, чтобы вообще еще видеть, что рисуешь. Какие там за спиной комментарии и шушукания - тоже можно себе представить. Они подходят настолько близко, что часто касаются рисующего, и надо их физически раздвигать. Все это становится настолько пофигу, - не описать словами.
В Европе публика другая: они не шушукаются за спиной и не хихикают, не толкают друг друга в бок и не действуют на нервы такими вот способами. Но они подсаживаются, знакомятся, заговаривают, просят телефончик, заводят задушевные беседы. Выпрашивают портрет себя, разводят обсуждение: почему не шибко похоже, и что они представляли себя иначе, и.т.д. Это тут происходит РЕДКО - по сравнению с тем, сколько раз они не говорят ничего. В 90% случаев они просто художника замечают, начинают улыбаться и немножечко стесняться. Но и тут - через какое-то время становится глубоко наплевать, что они думают. Но все равно - нет-нет да и подойдет кто-то поговорить. (А иногда общаться совсем не хочется, но бурчалкой быть тоже не хочется.)
Часто я ощущала разочарование зрителей, когда они наконец подкатывали ко мне и заглядывали на лист. Было видно, что они себе представляли художника, который там сидит и рисует похожий портрет. (Хотя бы такой, как рисуют за десятку на Арбате.) :-) А тут - какая-то кракозябра в три линии, ни фига не похоже. Не красиво, не товарно. Зачем такое рисовать, постороннему наблюдателю вообще не понятно. Видно, что он "ожидал, что человек умеет рисовать - а там..." Все это через какое-то время перестанет вас волновать. Рисующий знает, какие у него творческие цели, и занят собой. Он перестает оправдываться и объясняться, у него дело - и все!
5 - Организационный момент. Чем более уверенно чувствуешь себя в социальном плане, тем наглее усаживаешься рисовать где угодно. От этого "выручка" растет - попыток в день прибавляется. Прогресс лучше виден, уменьшается ощущение, что на это надо выделять какие-то кучи времени. К тому же вскоре становится ясно, что 50 штук сделать непросто, место найти непросто. Включается некоторое "озверение", и начинаешь рисовать все и везде - лишь бы дорисовать свою норму.
6 - Хорошо лечится перфекционизм и копание в мелочах. Именно быстрый набросок хорош тем, что некогда разводить сюси-пуси. Как вышло, так вышло. У вас одна попытка длиной в 20 секунд. Исправления тоже делаются быстро, если вообще. Погружаться в копания и размышления об отдельных миллиметрах нету никакой возможности.
Так же этой практикой очень хорошо лечится мелочность. Как в отношении себя, так и других. Очень часто получается очень хороший и сильный набросок, и автор радуется, что удалось уловить какое-то движение, нарисовать жутко живую ногу или руку. При этом нога нечаянно вышла на полтора размера больше, чем надо, или голову вообще дорисовать не успели. Но это не повод придираться к наброску, потому что в нем есть что-то очень сильное, и это важнее. Претензий к себе уменьшается, претензий к работам коллег - тоже. Мы начинаем лучше видеть то, что в работе важно. И меньше цепляться за то, что не имеет большого значения. И, кстати, публика тоже на это реагирует: в очень сильном наброске, в котором что-то очень здорово схвачено, никого не раздражает какой-то жирный косяк - потому что не в нем дело!
7 - Уменьшаются комплексы, растет самооценка, увеличивается способность относиться с юмором к самому себе. В один прекрасный день вы будете что-то рисовать, у вас "поскользнется рука", и вы нарисуете что-то совсем абсурдное (потом заметите - ой, что-то я тут погорячилась, ну и уши). И сможете посмеяться над этим до слез. Вместе с "жертвой" и наблюдателями. И увидите, какое это облегчение - когда больше не стесняешься.
8 - Уменьшается страх, растет лихачество. В большинстве областей лихачить - опасно. Только в рисовании - не страшно совсем, и даже очень полезно. В какой-то момент человек, делающий очень много набросков, перерастает в состояние виртуоза (и чувствует это). И начинает шутить и играться со своим рисунком и с натурой. Ему уже не страшно промазать, он не высчитывает миллиметры. Он не боится перспектив, и может для выразительности нарисовать вот-такенную рученцию или такую перспективу, что дух захватывает. А что! Как хочу, так и рисую - и что мне будет, если я размахнусь на километр дальше? В худшем случае решу, что зря, и в следующий раз замахнусь меньше. Тут начинается полет, как когда едешь стоя в машине с открытой крышей по Лас-Вегас Бульвару. Или как Кейт Уинслет на титанике. Ветерок в лицо, и ощущение свободного полета.
9 - Сложность растет по мере прибавления мастерства. Сначала все наброски упрощаются, упрощаются, упрощаются. И это очень хорошо и правильно, человек ускоряется, отсеивает лишнее, все становится проще, яснее, компактнее. Через какое-то время вы уже будете выражать всю суть объекта в несколько взмахов. А еще от постоянных упражнений сильно развивается моторика, поэтому вы действительно будете рисовать быстрее и более метко с первой попытки.
Через какое-то время все это достигает таких масштабов, что открываются новые ресурсы! Вначале идут подсчеты, кажется, что на эти наброски надо сто часов в день. Позже человек садится на 15 минут и делает их 20-30 штук. Местами он рисует человека за 20 секунд! И тут становится ясно, что можно себе и роскошь позволить - например, не полениться нарисовать и стол, на который человек упирается, и стул под ним, и еще пару мелочей. Конечная стадия этого полета - когда кто-то рисует натурщика в центре студенческой аудитории, а потом всех-всех-всех студентов, сидящих вокруг, со всеми их стульями, мольбертами, с подиумом в середине, и еще со всем барахлом, которое стоит за ними. Потому что автор может себе это позволить! Ему не трудно, ему не страшно, у него сойдется, и получится интересно!
В этой стадии еще раз прибавляется изюминок и интересных деталей, потому что мы начинаем прихватывать стулья, кресла, сумки, диванчики, свисающие рядом забавные люстры и прочее.
И наконец:
10 - Весь этот кайф начнет перетекать в вашу заказную работу, как бы она не была далека от ваших набросков по стилю и жанру. И все это заметят.
Парадоксальным образом весь этот эксперимент имеет еще одно действие. Вначале все задают себе вопрос: "зачем я это делаю" и "И что потом со всем этим делать?"
Но ответ на этот вопрос со временем приходит сам - вдруг появляется куча идей, что бы еще можно было поделать, порисовать, произвести, и.т.д. Это наверное происходит от роста способностей и возможностей, от прибавления легкости и уверенности. От вдохновения, от ускорения... не знаю, от чего.
Попробуйте.
***
Условия игры и некоторые правила, которые лучше соблюдать.
- Надо нарисовать 50 быстрых набросков в день. Это не каждый день получится, но надо хотя бы очень твердо решить к этому очень стремиться!
- Надо рисовать преимущественно людей. Почему? Рисовать можно что угодно, никто не запрещает. Но людей в данном случае рисовать эффективнее всего. И противнее. На людях больше всего видны ошибки. Они самые трудные объекты. Потому что у них есть характер, который труднее всего уловить, и анатомия, которую нехорошо игнорировать. У стульев, диванчиков и стаканов тоже есть характер. Но в цветочках, самолетиках и прочих вещах можно сделать сто ошибок - они не будут так мозолить глаз, как откровенно поломанная рука и вывихнутое плечо.
Так же у людей есть шарм, и надо учиться передавать его в рисунке, даже если человек нарисован двумя линиями. Это важное отдельное задание. (Которое не так важно, когда мы рисуем кусок забора.) И вообще - рисовать именно людей - это путь наибольшего сопротивления! Поэтому он принесет вам больше всего пользы!
- Многие спрашивают: можно ли рисовать по фотографиям? Например, открыть 100 фотографий на каком-нибудь фликре и делать наброски с них. Да, можно - но это будет не так эффективно. Очень большая часть успеха к вам быстро придет, потому что вы будете работать в условиях спешки и давления: вы рисуете человека, который вам не позирует. Вы понимаете, что он может уйти или сменить позу в любой момент, и стараетесь действовать оперативно. Это очень важно, и очень сильно влияет на все ваше поведение во время работы.
Другой вопрос из той же серии: можно ли рисовать по видео, по материалам из интернета, и.т.д. Например на видео они же шевелятся - взять какую-нибудь камеру наблюдения и порисовать - можно? Опять же - да, все можно. Но и сидение в общественном месте напротив живых людей вносит огромный вклад в эффективность этого упражнения. Если у вас таки "отрастет Дзен" и вам станет все равно, где рисовать, для вас откроется весь мир, полный забавных картинок и материалов для набросков. Не нужно будет ничего искать и выдумывать, материал будет "бегать под ногами" с утра до вечера.
Так же я заметила, что а разы хуже рисую, как только я начинаю рисовать среди людей. Еще в три раза хуже я рисую, если люди знакомые (и их оценка мне не так безразлична). Это психологический барьер, который тоже полезно преодолевать. Легче жить станет.
- Часто хочется, чтобы работы были более законченными. В какой-то момент начинает хотеться посидеть, пораскрашивать картинку, проработать ее побольше. На это можно поддаваться время от времени, но лучше учиться перерабатывать свои наброски в более товарные картинки дома. Один из простых способов - наложить дома на хороший набросок новый лист, и нарисовать более чистую версию, и ее уже красить и дорабатывать. (Если у вас есть световой стол, еще лучше делать это на нем, либо положите оба листа на стекло, через которое светит свет.)
- Рассматривайте наброски как рабочий материал. Не парьтесь о том, насколько у них товарный вид, являются ли они полноценными работами и.т.д. Если захотите потом из них сделать что-то лучшее - у вас для этого будет миллион возможностей. Не нужно пытаться сразу в процессе работы "плодить товар" и и делать что-то "достойное". Вы этим полностью убьете поставленную творческую задачу. Делайте наброски чтобы тренироваться делать наброски, все остальное вы можете потом делать из них в отдельное время.
- Последнее - это не правило, а совет. Не начинайте этот эксперимент в хороших и дорогих тетрадках. Берите самую дешевую бумажку, да побольше. Лучше всего - просто писчую бумагу. Потому что иначе "ответственность перед материалом" слишком велика, и это мешает чисто решать задачу. Не волнуйтесь, что вы может быть нарисуете шедевр на помойной бумажке и пожалеете об этом. Вы рисуете наброски. Если получится удачный - выставите его прямо на этой бумажке - это придаст работе дополнительный шарм.
- Тут были занудственные дискуссии о том, насколько невыполнима эта задача. Некоторые сели и посчитали, что на изготовление 50 набросков в день надо потратить 8 часов. Потом начинаются дискуссии о том, что это вообще такое, что надо нарисовать, если это надо сделать быстрее, чем за 8 часов, вы никогда не разберетесь - можно или нельзя, получится или не получится - если не сядете и не сделаете! Это задание - не выдуманное. Истории про него - не выдуманные. Оно выполнимое. Его может выполнить каждый, у кого есть еще помимо рисования своя жизнь.
- И еще раз о вопросе "а что, если их не получится 50 в какой-то день?" Значит их не получится 50 в какой-то день. Не задавайте идиотский вопрос, стоит ли тогда сразу бросать этот эксперимент навсегда. Да, конечно стоит, если вы все равно этим заниматься не хотели. Если хотели - занимайтесь и не копайтесь в мелочных вопросах. Если не можете делать 50, делайте 20. Не можете 20 - делайте пять. Любой набросок будет лучше, чем ноль. НО! Этот эксперимент работает только, начиная от определенной критической массы. Когда решено делать набросков меньше какого-то количества, давления становится слишком мало, успеха - тоже. Когда плохая фаза слишком затягивается, фрастрация растет и мотивация падает. И я не знаю, где эта критическая масса начинается или кончается! Я не знаю, сколько надо - 20 или 15! Я только знаю, что 50 - работают. Поэтому - не надо сразу стреляться, если не получится 50. Но оправдывать себя, искать поводы отмазаться, и убеждать себя, что пять вам тоже хватит - тоже не эффективно.
Давайте я сделаю, а вы посмотрите
И чтобы закрыть эту дискуссию я решила проделать этот эксперимент сама, и показать его вам весь, как есть. Со всеми неудачами, ужасами и с прогрессом. Чтобы было ясно, что именно я предлагаю делать, как это могло бы выглядеть, и куда могло бы привести.
Я умею рисовать, я этим уже 25 лет зарабатываю на жизнь. Но именно навык делания набросков отсыхает обычно года за 2-3, если этим не заниматься. Когда очень много всего пробуешь другими способами, это не так страшно. Но у меня сейчас - впервые за 12 лет - произошел очень большой обвал в творчестве. В последний раз у меня такое было, когда я тяжело заболела, и почти ничего не рисовала полтора года. Тогда я из этого выбралась рисовательным марафоном длиной в 5 недель.
Сейчас я почти ничего не рисовала с января - 6 месяцев. Мне два раза прооперировали глаз, после этого я неделями очень плохо и странно видела, до этого я месяцами видела все хуже, и это тоже мешало мне работать. Все это сопроводилось страхами, сложностями в других областях жизни, и небольшой депрессией. Сейчас у меня сильно провис бизнес, потому что я им тоже не занималась полгода. Поэтому я должна активно заниматься своим магазином, а так же садиться рисовать и писать несколько больших проектов. У меня есть два внука, и в нашей стране опять (в третий раз за сезон) бастуют детские садики. У меня так же есть личная жизнь, и мужчина, которому хочется регулярно уделять внимание. И еще мне надолго запретили заниматься спортом, а потом снова разрешили, и я сейчас все наверстываю.
Поэтому в моей программе железно присутствуют 4-5 тренировок в неделю, два посещения школы зрения в неделю. Раз в две недели я хожу к глазному врачу. (Каждое из озвученных предприятий - 2 часа жизни.) Я только что дорисовала книгу (это был марафон в 3 недели, книга была небольшая, но я в нее всунула около 70 часов работы). Теперь берусь за следующую. Жж у меня занимает около 7 часов в неделю, фудшеринг - 5-7. Так что я не скучающая домохозяйка, у которой просто есть на это сто часов в день.
И мне ооооочень лень. Слов нет, как лень и неохота. И неприятно. Я тут не исключение. Ощущение мое такое, что я буквально разучилась рисовать. Мне очень тошно от того, что у меня получается. И стыдно. И скучно мне. И неприятно ощущение собственной безрукости. Но тупик - хуже.
Поэтому я с сегодняшнего дня решила минимум месяц делать эти злосчастные 50 набросков в день, и я попытаюсь как можно подробнее показать вам результат, и немножко обсудить его. Чтобы вы могли лучше понять суть этой задачи, увидеть результат, и может быть немного потерять страх перед этим заданием. Кто хочет - может присоединиться ко мне.
Если хотите, показывайте ваши наброски в комментариях (только имейте ввиду, что их тогда обсудят, и у меня чудесная публика, но тролли тут тоже водятся). Спрашивайте, если на вашем пути возникли какие-то помехи, которые я тут еще не описала.
Только - ПОЖАЛУЙСТА - не несите в эту серию постов никакие другие работы. Оставьте в покое другие жанры и задания. Спрашивайте о них отдельно, если вам надо. Тут - только быстрые наброски, с приоритетной задачей научиться делать их 50 штук в день.
Все!
Желаю всем, кто попробует присоединится, успехов!
Кто хочет через инстаграм:
Немножко моих будет тут:
https://instagram.com/mammamiu/Присоединяйтесь: #50набросковвдень 50sketchesaday
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дорогие друзья!
По вашим же просьбам я устанавливаю под этими постами кнопки "пожертвовать", т.к. некоторым хочется поддержать меня в написании этих длинных постов.
В этот раздел войдут те самые материалы, которые не станут книгой. Потому что издатели про них сказали: "Если очень хотите это писать - лучше сразу выкладывайте бесплатно в интернет". В силу разных обстоятельств, которые сейчас правят российским книжным рынком, этот материал в виде бумажной книги не отобьет даже стоимость бумаги.
Т.к. данный материал многим читателям этого жж нужен, и они часто пишут, что ждут его публикации, я так и сделала: начала писать и выкладывать его в интернет бесплатно, в свободное от работы время. :-) Но очень благодарна всем, кто помогает этой затее стать "не просто бесплатным развлечением"! Спасибо вам за поддержку и мотивацию! :-)
Для рублей:Для евро:Для долларов: