Портфолио иллюстратора и самопродвижение - 1

Dec 25, 2014 22:13

Решила начать писать эту кучку статей по частям, а то не напишу никогда. Длинно получается.
И начну с самого начала, хотя понимаю, что большинство меня тут читающих портфолио давно составили. Просто самые первые вопросы тоже бесконечно повторяются, поэтому я уж отвечу на них один раз тут, потом будет куда ссылаться. :-)

Итак, меня часто спрашивают: "Ну сколько же работ должно быть в этом портфеле?!"
Я в своей книге "Тайные знания коммерческих иллюстраторов" написала, что хорошее оптимальное число для работ в портфолио, это - 20. И теперь очень часто приходит вопрос: "А десять - можно? А пять? А три? А 50? А 250?



В ответ на это я, конечно же, могу привести примеры всех этих вариантов, когда портфолио сработало, и иллюстратор состоялся. Возьмите, хотя бы, успех группы Rinpa Eshidan, которые сначала опубликовали ОДНО видео на ютюбе, которое обошло весь мир. Рисовали они там довольно простенькие рисуночки. Если бы они это рисовали просто на отдельных файлах, и выставили эти рисунки в виде 20 или 40 картинок, никто бы их не заметил. Но они все хорошо посчитали, взяли оптимальную по размеру плоскость. Придумали, чем рисовать, чтобы получились видные издалека линии (там получилось, что линии нужны были - толщиной с руку). Придумали все, рассчитали, написали сценарий, поставили камеру, и сняли видео. После него появилось второе, и только после третьего появилось какое-то подобие сайта. До этого у них не было даже визитки! Никаких фейсбуков, твиттеров или блогов. Однако, когда появилось на ютюбе третье видео, они уже ездили по свету, везде рисовали вживую, а так же им заказывали "нарисованный вживую сайт" и много чего еще. Хороший пример того, что и две с половиной работы можно ТАК продать, что их заметят. И да, там на первой работе запечатлели 7 дней чистого рисования. Я полагаю, что эскиз и план они делали не меньше, и пока все собрали и смонтировали - тоже время прошло. Так что не исключено, что по времени оно заняло столько же, как портфолио из каких-нибудь 20-40 работ создать. Но они (умно) приняли вот такое решение.
Это вот - к вопросу о "золотых идеях", про которые все потом вздыхают "ах, почему это сделал первым не я!"

Но вернемся к портфелю.
Мне кажется, что главной ошибкой в размышлениях о портфолио является вот эта "финальная точка". Люди так спрашивают "Ну сколько работ нужно?", как будто нарисуешь вот ровно эти 20, и все! начнется новая жизнь. (А портфолио будет готово.)
А на самом деле это как с диетами, там тоже бесполезно говорить (себе и другим), что "вот похудею на 20 кг и - ура!". А чего ура-то? Как будто это - какая-то магическая точка, после которой что-то радикально изменится?
На самом деле все знают (по крайней мере, про диеты), что, чем больше приближаешься к этой магической точке, тем больше понимаешь, что после первого же "ура" и вздоха с облегчением килограммы снова побегут наверх. И уже с самого начала лучше думать над совсем другим вопросом - гораздо более сложным - как потом эти минус 20 кг удержать? Ответом на этот вопрос является признание, что придется изменить всю свою жизнь. Включив в ежедневную рутину мысли об этом. Это теперь будет еще один пункт, о котором мы будем заботиться вечно.

Вот с портфолио тоже будет так.
Если вы хотите портфолио, которое будет вас кормить, то первые 20 работ, или сколько вы их решите туда положить для старта - это только начало очень долгого пути! После того, как оно будет готово, у вас забот не убавится! Наоборот! Вы после этого приступите к другим вещам, без которых никуда - будете это портфолио продвигать, показывать, рекламировать, вылизывать, складывать его копии в другие места. И это все - плюс к тому, что вы его дальше будете пополнять! Постоянно принимая все те же решения, что туда положить, что не класть, как это все подать, и.т.д. В общем, готовьтесь, что это не один какой-то рывок, который вы сделаете, а потом как заживете! Там будет первый рывок, который многие предпочитают сделать в ускоренном темпе. А потом, уже в более умеренном темпе, будет продолжение длиною во всю вашу иллюстраторскую карьеру.

Так что можете сразу отводить вашем календаре стабильное место (и время) для работы над портфолио. Отсюда и до горизонта.

***

СКОЛЬКО?

В целом портфолио отражает то, что вы умете и хотите делать.
Поэтому не надо туда класть то, что вы не хотите делать. И то, что не умеете - тоже. Даже если был у вас в жизни момент, когда вы, давясь и плача, сделали. Не кладите ничего в порфтолио "для количества" и "для разнообразия". Тут нету формальных правил вроде "Меньше 20 работ не засчитывается".

Почему заказчики хотят видеть в портфеле побольше работ? По очевидным причинам - им хочется гарантий и надежности. Когда у вас в портфеле три хорошие работы, это может означать разное. Например, что у вас их, вот таких, было 100 штук. Но погиб диск, на котором они все хранились (разумеется, в единственном экземпляре), и теперь остались единственные копии только от этих трех. Это - бывает (хоть и редко) и тоже кое-что говорит о разгильдяйском образе жизни и обращения со своей работой.

Либо у вас эти три работы, а все остальное к ним не подходит. Почему?
Как вы к этим трем пришли? Всякий человек, нарисовавший три сильные картинки, как-то к этому шел - он не мог просто сесть и нарисовать их "на ровном месте" так вот, спрашивается - что он такого делал раньше, что оно совсем не подходит к этим трем? Искал себя? Менял стили? Поэтому у него сто работ, но вот в этом конкретном стиле - только три? Да, такое очень может быть. Может быть, он только что окончательно принял решение, и теперь хочет работать только так. Но, если в этом новом направлении до сих пор предпринято только три попытки, то это еще ничего не значит. Может быть, автору через 5 работ этот стиль надоест. (Так же, как предыдущие 10? Мы же не знаем, что там раньше было?)
Или он встретит несколько сложных заданий, и выяснится, что многое в этом стиле рисовать муторно и неприятно - и передумает так работать. Тоже бывает. Или иллюстратору стиль понравился, и он начал пробовать, но еще не успел хорошо подумать обо всем. А как приплывут к нему новые задания и идеи, окажется, что он вообще не представляет, как в таком стиле рисовать те или иные вещи. Просто потому что опыта нет. И будет вот этот несчастный заказчик - первым блином. И будут на нем тренироваться, в слезах переделывая по пять раз, и принося ужасные результаты. Все эти потенциальные мучения с новичком заказчика пугают. Хочется человека с опытом. Чтобы поменьше всплыло проблем в процессе.

Так же бывает, что видишь в портфеле 20 работ, а из них сильных - три. Это такое загадочное состояние, в котором некоторые умудряются пребывать десятилетиями. Когда удается выдать по-настоящему сильной только каждую пятую работу. Или каждую десятую. А между этим - разные беспомощные попытки. Все эти попытки очень полезны автору! Но для работодателя это тоже опасность. Ведь очень вероятно, что на его долю выпадет одна из слабых работ, если их в 10-20 раз больше, чем сильных.

Именно поэтому заказчику хочется видеть, что иллюстратор пробует то, что он делал, уже не в первый раз, и удачные работы ему удаются часто и регулярно. И их настолько много, что он может себе позволить совсем неудачные (которые у всех случаются) просто нигде не вывешивать. Кстати, когда работ штук 40, там тоже обязательно будут работы посильнее и послабее. И это - очень важно для заказчика. Он увидит, где находится "минимум", хуже которого сам автор не считает работу достойной выставления. Вот это - то, что заказчика успокаивает. Хуже вот этого мне не сделают, т.к. сам автор считает, что хуже такого уровня он ничего не продает (потому что не сможет потом нигде показать).

Вот к такой картине нужно стремиться!
Что не означает, что нельзя начинать продвигать свое портфолио, когда оно еще полупустое, или там мало работ. Можно! Но не удивляйтесь, если у кого-то оно будет вызывать оправданные сомнения, из-за недостающего количества работ.

***

ЧТО?
Теперь надо решить, что пойдет в портфолио первым делом. Как уже сказано - кладите то, что хотите, чтобы вам заказали. Это означает, что надо сначала подумать - каких заказов я хочу? У некоторых есть хорошие работы, достаточно, чтобы сейчас выставить их в интернет. Но это - не совсем то, чем хотелось бы хвалиться, и заниматься в ближайшее время. Тогда можно поставить себе цель набирать работы в желанном направлении, все больше заменяя их тем, что хочется. Если работ совсем нет, то процесс наполнения начинается с нуля.

Количество работ отчасти зависит от сложности. Если по работе видно, что такое делали месяц, то три работы смотрятся убедительнее, чем три иконки. При этом мы все понимаем, что все это относительно. Когда мои заказчики впервые увидели на видео процесс рисования, заснятый в реальном времени, они очень удивились. Потому что для котика, сделанного из трех линий, я эти линии вылизывала 40 минут. Глядя на легкую простую линию, все думают, что это нарисовано двумя взмахами. А на самом деле все иначе. Более того, у меня на такого котика в среднем уходит полчаса на отрисовку, и еще столько же на раскраску и доработку. Но даже после тысячного котика случаются казусы. Например, я вот сегодня села нарисовать котика в каске, собиралась вот за такое время его сделать, а потом одну его мордочку переделывала раз тридцать! Он мне не нравился! Я его долго затирала и подправляла, потом решала, что я в тупике, полностью выбрасывала слой, начинала сначала. И так - почти 2 часа. Бывает.

Но все равно, картинка, на которой один лаконично нарисованный котик - это одно. А многофигурка со сложной и оригинальной композицией - другое. По некоторым работам видно, что тут не дни-часы, а недели-месяцы. И они смотрятся "убедительнее", и их можно взять для старта меньше. Если у вас на примете несколько работ разной сложности и загруженности (и тематики) беритесь сначала за разное. Чтобы было разнообразие. Не три почти одинаковые работы, а три, из которых одна сложная, другая совсем простая, и сюжет разный, и колорит, и тема. Чтобы было ясно - вы и отдельную иконку можете нарисовать нескучно, и сложный сценарий развернуть и вытянуть.

Если вы еще никому не показываете портфолио, и набираете первую "минимальную массу" перед выставлением, неважно, в каком порядке что рисовать. Например, можно решить сделать 20 работ, из которых пять - сложные, пять - средние, остальные простые. Там можно рисовать как хочется - одним махом нарисовать все простенькие. Или переключаться на простенькие, когда устанешь от сложных.

А вот когда портфолио уже выставлено и пополняется, лучше пополнять его равномерно. Например, составьте план на обозримое будущее: пять сложных работ, пять средних, 10 простых. И делайте поочередно - одну сложную, одну среднюю, две простые. Чтобы всего прибавлялось равномерно.

Если у вас уже есть готовые работы, выполненные на заказ, понятное дело, их надо выкладывать первыми. При этом в первую очередь выставляя самые сильные и удачные.
Если работ мало и заказов мало, обычно иллюстраторы делают некие выдуманные заказы, или работы для себя. Вот тут я в третий раз вернусь к правилу "делай то, что хочешь делать на заказ". Т.е. если вам хочется делать иллюстрации для журналов, берите любой журнал, в нем выбирайте статью, которую вы бы хотели проиллюстрировать, и иллюстрируйте. Если в той статье уже есть иллюстрации, можете прямо в этот макет и рисовать, потом распечатать, приклеить на нужные места в развороте, и сделать фото разворота. Вас никто за это не съест, потому что это образец. Просто не надо писать, что это у вас был заказ такой, а напишите нейтрально: "Иллюстрации к статье про фитнес". Или возьмите любой текст из интернета (или может у вас есть свой), сверстайте в некий макет и проиллюстрируйте. Тут очень полезно класть картинки в макет, чтобы было видно, как они там работают (а начинается это с того, что вы себе сами представили, как оно будет с макетом сотрудничать). И вообще - читайте вот этот мой опус о том, почему вы еще раньше заказчика должны понимать, зачем и куда годятся ваши иллюстрации:

http://miumau.livejournal.com/1744129.html

Там и советы есть, как картинки подать, чтобы другим тоже стало ясно, к чему они подходят.

***

ПЛАН

Итак, первый объем картинок вы для себя определили. Допустим, вы решили, что иллюстрации у вас сложные - вам для старта хватит и пяти хороших. Или если вы считаете, что они у вас средней сложности, вам хочется для надежности сделать их хотя бы 15. Или 20. Все равно, нужна некая планка, сколько вы их должны сделать до "поворотной точки".

После этого нужно сделать четкий план этих картинок. Если есть конкретные проекты, которые вы сейчас рисуете, поставьте в план их. Если вы понятия не имеете, что рисовать - сейчас подходящий момент, чтобы составить план и придумать, что рисовать.
Примеры, что бы такое нарисовать - вот тут.
http://miumau.livejournal.com/1744129.html
Это, разумеется, не единственный способ придумать себе план. Придумывайте, как хотите. Главное, чтобы вначале были придуманы уже почти все темы картинок, тогда можно будет каждый раз, когда доходит до работы с портфолио, садиться и рисовать следующую по списку, не тормозя.

Теперь нужно выделить себе время на занятия этим портфолио. Тут все по-разному, многие пишут, что прямо целенаправленно отводят себе сколько-то месяцев и недель, чтобы заниматься только этим. Тогда, ясное дело, надо садиться на несколько часов в день, и рисовать. Некоторые отводят себе после работы сколько-то часов в неделю. Их тоже лучше всего четко вписать в календарь, и работать, отрабатывая план по списку. И нужно обязательно решить, что будет дальше, после того, как эта критическая масса картинок будет готова! После этого в календаре дальше должно быть отведено регулярное время на работу над портфолио! Естественно, если вы решили заниматься этим рывком на несколько месяцев, вы не сможете продолжать в том же духе навсегда. Тут, после пройденного первого этапа, время урезается, и оставляется "сколько возможно" - у кого-то это час-другой в день, у кого-то - выходные. Но этого времени не должно быть слишком мало. Потому что после достижения этой критической точки работы станет ровно в два раза больше!

В следующем этапе время нужно будет разделить на две части. Я делю примерно на три части, и отвожу 2/3 рисованию и 1/3 продвижению.

То, что у вас отведено на продвижение, будет отдано сначала заведению разных портфелей в разных местах (об этом мы поговорим позже), а потом - пополнению и продвижению оных.
Соответственно время, отведенное на рисование, будет занято рисованием. В идеале у вас скоро появятся заказы, и вы будете рисовать их. Но если заказов нет, надо все равно рисовать дальше и дальше! Опять составляется план на ближайшие 5-10 пунктов, какие иллюстрации будут следующими, и потом по плану рисуется следующее "пополнение в портфолио". При этом дальше и снова нужно думать одни и те же мысли: "Что я хочу показать, что я хочу, чтобы мне заказывали, чем я хочу блеснуть, в чем хочу попробовать силы?

Если у вас такая супер-счастливая жизнь, что времени на рисование вообще сколько угодно, и вы можете себе выбирать, что рисовать, лучше всего и рисовательное время разделить на две половины. Половину времени рисовать в портфолио задания, с которыми все ясно, где вам понятно, как сделать сильную работу, особо надрываться не надо, а надо сидеть и делать то, что умеешь лучше всего. А вторую половину отвести на всякие эксперименты, из которых еще не известно, что получится. Но которые очень полезны для развития. В это время можно пробовать новое сложное, биться с объектами и композициями, которые трудно даются, вырисовывать мелочи, пробовать новые техники и приемы. Такое разделение полезно, чтобы не утонуть в экспериментах, и не обнаружить через неделю, что 100% рисованного материала ушло в помойку.

***

Ну и дальше можно начинать работать, внутренне начиная мириться с тем, что это теперь - навсегда. Т.е. не будет никакого берега, к которому доплывешь, и можно будет расслабиться. Будет точка, после которой можно будет переходить к следующему этапу работы. А этапов этих будет - до горизонта, не одно, так другое.

***

В следующих постах на эту тему будет:

- Куда положить готовое, и что с этим делать.
- Портфолио и социальные сети. Какие из них завести, и как их потом поддерживать.
- Потом будет про продвижение, как в целом продвигать и популяризировать портфолио.
- Потом - про поиск агентов и заказчиков.
- Потом - про продвижение отдельных проектов и готовых работ.
(Этот план я больше для себя написала, чтобы не забыть, что я следующим тут написать хотела). :-)

Если у вас есть какие-то вопросы по теме, мили дополнения, о чем вы в последующих постах на эту тему почитать хотели бы - пишите все вопросы и мысли тут в комментариях.

иллюстраторское ремесло

Previous post Next post
Up