Под вчерашним постом многие написали возмущенно, что "сидеть, смотреть чужие красивые вещи, вдохновляться, но при этом ничего не делать - неправильная стратегия, надо вставать и делать свое, а то так и просидишь всю жизнь, листая чужое". все правильно, но мне захотелось к этому прибавить кое что. Потому что я сама уже провела немало времени за таким "сидением и листанием" и знаю, что иногда оно нужно, а иногда - неизбежно.
Интернет, вообще, великая вещь. С его появлением мы стали учиться с огромной скоростью, расширять свой кругозор, видеть, что делают другие. Я еще отчетливо помню времена, когда всякие журналы из далеких стран были раритетом, и до нас иногда долетали отголоски чужих культур: оказывается на Кубе процветает плакатное искусство, а в Японии живет куча каких-то совершенно инопланетно-иных иллюстраторов и дизайнеров. Когда я в первый раз оказалась в немецком магазине с книгами по дизайну, меня накрыло громадной волной. Я увидела мириады примеров совсем нового! После этого я много ходила в Американскую библиотеку, и в те самые магазины. Но когда появился интернет, это все еще умножилось на десять, и на сто, потому что я увидела тысячи молодых талантов, которые еще не издали книгу, лежащую во всех магазинах мира, но которым вполне уже есть, что показать.
Этот информационный поток - просто гигансткий. На людей творческих, ищущих, куда расти и развиваться, он может производить неизгладимое впечатление. Тут встречается все, от "я тоже такое хочу попробовать", до "Вот так я оказывается всю жизнь хочу!"
И это нормально, что все это нужно как-т о переработать.
В какой-то момент я обнаружила, что вот это перекапывание новой красивой информации может сжирать огромное количество времени. И это так нужно. Неважно, где засядешь - в библиотеке или перед компьютером - начинаешь копаться, и не замечаешь, как проходят 4 часа, легко! И это время иногда очень нужно творческому человеку для развития, и его надо по-настоящему включать в планы. Потому что это затягивает, и это не получается "поделать 15 минут между делом". Если уже вцепишься во что-то, начнешь вытягивать одну ниточку за другой, в поисках чего-то конкретного, по ходу все больше понимая, что именно ищешь - это надо уже "копать до конца".
Однако, я все еще вижу в дискуссиях, как многие чувствуют себя виноватыми из-за этого занятия. Считают это "тупдением в интернете". потерянным временем, и прокрастинацией. Либо считают, что все это легитимно, но только при условии. что через какое-то обозримое время обернется реальной пользой! В том смысле, что вот насмотрелся, что-то понял, принял решение, пошел сделал свое и продал!
Но иногда все не так просто.
Предлагаю несколько оправданий этому чудесному заданию, для тех, кого все еще гложет совесть (или грызет какой-нибудь несогласный).
Итак, почему не все такие сеансы приводят к действию:
- Потому что некоторые вещи надо внимательно рассмотреть, чтобы понять, что они нам не нужны!
Некоторые картинки страшно будоражили мое воображение только потому, что я не могла понять. как это сделано. Это не давало мне покоя! Как же так, кто-то нарисовал такой суперэффект, а я не могу понять, как! Некоторые картинки я действительно "просматривала до дыр", пытаясь разобраться, что это. чем это, какими средствами. Иногда я часами перекапывала сайт и блог автора, чтобы найти какой-то намек на технику или материалы, которыми это исполнено. найдя нужные ключевые слова, перекапывала весь интернет в поисках материала, и туториалов, как с этим материалом работать. И - о, чудо! - поняв, как это работает, я немедленно успокаивалась! Не шла делать такое же. Почему? Ну, напрмиер потому, что я узнавала, что такая красотища вытравливается соляной кислотой в дорогущей пластине из меди, и потом с нее печатают с помощью офортного станка, и всего этого под рукой нет, и связываться совсем не хочется, вдохновение пропало немедленно. Или выясняется, что все это возможно, но на изготовление одного такого миллиметра красоты требуется 100 часов. А мне не достаточно нравится процесс, чтобы на это решиться. Или, как написали вот у меня в комментариях - оказывается, чтобы работать с живыми цветами. надо жить в холодильнике, а я очень не люблю холод. Ну мало ли.
Либо вся эта техника, стиль, жанр, в котором все исполнено - вообще не мои. Весь мой жгучий интерес просто был посвящен вопросу "как это сделали" - чистая любознательность.
Еще она из причин: я, как и все люди, некоторые вещи хочу только потому, что не могу их получить. До тех пор, пока что-то находится для меня в категории "Как я хотела бы знать. как люди такое делают" - мне этого страстно хочется! Как только оно переходит в категорию: "С этим все ясно до мельчайших мелочей" - мне становится просто неинтересно. Я начинаю хотеть других вещей, следующего, того, что не могу и что кажется недостижимым.
Или еще: от некоторых вещей мне нужна только одна сотая доля! Тоже бывает. Вот смотрю я на какого-то художника, у которого совершенно чуждые мне образы, цвета, линии, и прочее - и там куча всего, свой собственный мир. А мне не дает покоя только одна мельчайшая деталька - как он сделал такие реалистичные выбоины на маленьком кусочке линии в уголке. Весь этот его чудо-мир меня вообще никак не трогает, я только уголок хочу такой же. Или букву. Или наложение чего-то полупрозрачного на фактуру-структуру. Или кто-то там делает скульптуры из не знаю чего, а мне вообще-то хотелось сделать кошечку из пластиковой бутылки от йогурта, и тут я вижу, что он свою эту штуку загрунтовал чем-то. что на мою бутылку бы тоже легло. Вот. чего мне для моего проекта не хватало! а его эти странные штуки - это мне не надо. Или у кого-то какие-то там игрушки, а меня терзает только вопрос, как он пакетик сделал, в котором оно продается.
И вот я сижу, и 4 часа ищу все про этого автора, чтобы понять вот этот один миллиметр. Узнав, успокиваюсь - мой следующий пакетик будет таким же! Но со стороны можно подумать, что я убила полдня не известно на что.
- Потому что оказывается, что мы это хотим не делать.
Некоторые вещи могут нас очень интересовать, мы все про них прочитаем, узнаем, у нас есть гигантская коллекция ссылок на это, есть свои фавориты, свой вкус, а делать - не делаем. Если честно признаться себе, в чем дело, окажется, что мы любим такое только смотреть, нам не хочется над этим сидеть по три месяца - нам хочется листать коллекции других, кто это уже сделал, любоваться, сравнивать, может быть надеть или повесить на стенку. Но самим делать не хочется. Особенно тяжело признаться себе в таком бывает людям, приученным многое делать своими руками. Многих всю жизнь хвалят за то, что они все делают сами, не покупая многие вещи. Именно то, что "сделал сам" - постоянно поощряется. Купить чужое - это как подписаться в неумении или нежелании сделать себе такое самостоятельно! Многие люди годами не покупают себе красивую одежду, которую прекрасно могут себе позволить, потому что хорошо шьют сами. и так долго гордились тем, что все могут сшить себе сами - им не нужно покупать пальто, они себе свое идеальное пальто могут сделать своими руками! Пойти и быстро купить чужое - ощущается как предательство собственного ремесла. И еще от них все ждут именно производства!
Если такой человек вдруг садится вести популярный блог о том, что ему нравится, это многие считают ленью: сам не делаешь, и только пишешь про это! Хотя вести популярный блог, искать для него материалы, сортировать, описывать. показывать - такая же работа, как и все остальные.
Тут мне пришлось часто преодолевать себя, и говорит: "Да, я это умею хорошо делать сама! Но мне не хочется! Мне больше нравистя смотреть на это у других!"
- Потому что некоторые вещи не прикладываются ни к чему моему.
Часто доводится встретить что-то, что поражает красотой идеи, легкостью исполнения, гениальной простотой. И как бы хочется тоже такое попробовать, но к собственным вещам и стилю оно никак не прикладывается. например, я рисую очень графические картинки, у меня самое главное - контуры, гладко залитые плоскости и яркие цвета, а тут я вижу, как кто-то умудрился в какой-то технике неожиданно круто изобразить живописные пятна. Например, развел живопись в войлоке, или на тортике, или в какой-то новой технике, которая меня интересует. Но что мне в этом технике сделать, если ничего живописного у меня в творчестве нету, и приложить - не к чему?
Такие открытия могут вводить людей в настоящий ступор - не бросать е полностью свое любимое направление, чтобы попробовать что-то такое? Ну и потом - человек же не зря выбрал себе тот стиль, в котором работает - значит он именно в этом чувствует себя уверенным, и тут у него хорошо получается. А как попробуешь в совсем незнакомой технике, получится слабенькая работа.
Иногда приходится долго думать, прежде чем удается как-то "утилизировать" некий привлекательный прием. А иногда помогает продолжать поиски - потому что можно вдруг наткнуться (в совсем новом месте) на идею, как совместить живописное с линейным, или что-то другое трудносовместимое. И тут, сделав 10 кругов в разных направлениях, вдруг вернешься к тому, что четыре часа назад так нравилось, но ни к чему не прикладывалось. А иногда такое решение удается найти только через два месяца, или через год.
- Потому что мы пытаемся нарушить технологию.
Это одна из распространенных ошибок: находишь некую технику, начинаешь читать, обнаруживаешь, что для изготовления такой штуки нужно настоящий фарфор, возможность его обжигать, шлифовать, и многое другое. И думаешь: "Ну, это же не обязательно сразу делать вот так! Попробую из чего-нибудь другого". И начинаются попытки сделать что-то очень сложное и тонкое из какого-то совсем неподходящего материала. Да, можно додумать, что. если каждый встречный-поперечный не делает такие красоты из дешевого текста, на это наверное есть причины. Но к этому мы приходим позже. После первой неудачи. Обычно неудача не заставляет себя ждать - получается какая-то фигня, ужасная и некрасивая, и наступает больше разочарование. Я знаю многих, у кого от таких экспериментов пропало все вдохновение пробовать что-либо на месяцы: и правильный путь кажется недоступным, и с "гораздо более легким" намучились.
- Потому что нет сил делать, а есть силы только, чтобы смотреть.
Это тоже бывает: когда я проходила химиотерапию и всякие страшные операции, я полтора года только смотрела чужие сайты и листала всякое красивое в интернете. Шевельнуться и самостоятельно что-то сделать я не могла себя заставить, т.к. физически не хватало на это ил. Но что-то мне подсказывало, что это - не навсегда, и что рано или поздно мне станет лучше, и тут я все сделаю. Я складывала закладки. сортировала их, собирала папки с идеями и вдохновениями. А потом, когда выздоровела, потихоньку многое перепробовала. Иногда у человека просто нету сил, бывает.
- Потому что нужно финансово подготовиться.
Некоторые решают таки делать сразу по-настоящему, купить все нужные материалы, или взять нужное в аренду, договориться, где что обжечь, распечатать, обклеить, или что там еще бывает. Но когда делаешь такое в первый раз, иногда каждую из таких инстанций можно проискать несколько месяцев. А иногда просто приходится на что-то месяцами или годами копить деньги. У меня между первой мечтой "напечатать и нарезать свои собственные наклейки" и реализацией этой идеей вообще прошло два года. А от момента, когда я решила сделать свои собственные временные тату, до реализации, прошло больше года. Пока я поняла, как это делается, пока разочаровалась во всех стандартных путях к такому собственному товару (дорого), пока случайно (но в результате активных регулярных поисков) нашла подержанную технику из тридесятых рук...
Между этим я приступами листала, искала и смотрела, много раз по много часов. И можно было бы подумать, что все это зря.
Но я зато многое узнала про другие технологии, многие идеи вычеркнула из планов, уже осознанно, понимая, почему я это не смогу или не хочу.
Про некоторые вещи нужно все узнать, чтобы они отпустили.
Другие прекрасные вещи находятся неожиданно, когда искали совсем другое.
В целом от перекапывания тонн информации всегда расширяется кругозор, меняется картина мира, прибавляется знаний и вдохновения. Поэтому оно все равно полезно. А когда в голове оформится идея, как сделать свое, будут силы и время, человек все равно встанет и сделает.