Очень много опять вздохов со всех сторон, вроде "Очень хотела свой магазин, открыла и разочаровалась" или "ничего у меня с магазином не вышло". Или сакраментальный вопрос (который много раз повторяют, видимо для проверки) - "Ну вот как ты думаешь, может у меня получиться, с магазином-то? Может?"
Захотелось написать о том, почему у многих мечта о собственном онлайн-шопе заканчивается таким разочарованием.
Картинку я повесила для привлечения внимания, но все же:
смотрииитее какаяааа лисааа! Во всех системах, предлагающих построить себе у них онлайн-шоп, написано что-то вроде "сделайте себе магазин за 10 минут!" (Впрочем, это во всех остальных генераторах блогов, сайтов и всего остального тоже написано). Ладно, многие уже научились быть честными, и пишут совсем другое. Например, я часто вижу в приличных туториалах по прикручиванию каких-то темплейтов или дизайнов, что-то вроде: "При наличии таких-то знаний на установку и наладку этой штуки у вас уйдет 4 часа". Это - тоже еще не значит, что оно у всех будет блестеть и работать ровно через 4 часа, но это, по крайней мере, более честно, чем "10 минут".
Когда я писала о том, как я строила себе онлайн-шоп, я тоже честно написала, сколько на это ушло времени. "Заведи свой магазин за 5 минут" - это правдивое заявление. Более того, магазин
ecwid, где я поселилась, первым делом предложил мне вообще ничего не заводить, а просто залогиниться через свою гугл-почту. Таким образом я получила свой магазин не за 10 минут, а за 10 секунд. Ну а дальше-то что? У меня есть свой магазин, пустой, ни к чему не прикрученнывй, ни на что не настроенный.
Чтобы этот магазин стало видно другим людям, я завела для него персональный сайт: mammamiu.com, потом я нарисовала и собрала страничку с простеньким дизайном. Программист из меня абсолютно никакой, и сама я владею только азами Html. Но тут надо сказать спасибо разработчикам магазина - именно для таких "кадров" они свой движолк и построили. Мне было достаточно собрать симпатичную табличку со своим логотипом, и поместить в него меню и серединку магазина, чтобы все заработало. Это заняло у меня часа три (начиная от эскиза в фотошопе, и кончая моментом, когда на сайте появилось то, что вы там сейчас видите). Потом я ухлопала еще час на то, чтобы списать с сайта немецкой почты все регионы, на которые рассортированы страны, и все цены на письма и посылки. Чтобы магазин сам считал правильно стоимость пересылки.
Таким образом можно сказать, что готовый к употреблению магазин я получила за те самые 4 часа.
А дальше?
У меня была уже статья о том, как продавать вещи через интернет.
http://miumau.livejournal.com/550579.html Там описан сценарий продажи каждого товара. Если совсем кратко: надо иметь товар, надо придумать, как его упаковать, надо его (хорошо!) сфотографировать, описать и выставить в магазин, потом получить заказ и деньги, таки упаковать, обклеить всеми нужными этикетками, и отнести на почту. Это кто-то должен сделать. С каждой вещью (или с каждым тиражом вещей) которые вы хотите продать. В идеале вам это интересно и нравится, вы хотите это сами попробовать, и вам очень приятно с этим возиться. Либо есть кто-то, кому очень интересно делать это за вас - за деньги или по другим каким-то причинам. Но это - тоже совсем не 5 минут.
Но самое главное вообще не это, а вопрос: зачем вам магазин? Что вы от него хотите?
Свой магазин можно хотеть по разным причинам. Самое главное здесь - быть честным! Хотя бы по отношению к себе! Например:
- Мне просто очень хочется иметь собственный онлайн-шоп, в котором лежит несколько моих товаров. У всех серьезных коллег такое есть, и я тоже такое хочу. Это выглядит солидно. И если я что-то такое небольшое сделаю, я смогу это выставить в свой магазин и продать.
- У меня дома лежит миллион поделок, и нету больше места для новых. Я хочу от них избавиться. Заработок мне не так важен, главное - движение. Хочу продать старые, чтобы спокойно делать новые. Хочу избавиться от всего надоевшего, чтобы прибавилось место для новых проектов.
- Я люблю что-то делать, но это хобби стоит немалых денег. Я хочу научиться продавать свои вещи, хотя бы так, чтобы они окупались. И чтобы еще заработать немного денег на будущие эксперименты. Чтобы в следующий раз было на что попробовать более крупный проект, или более дорогие материалы.
- Мне бы подработать 200 евро в месяц, к тому, что сейчас уже есть - и больше мне от магазина ничего не надо.
- Я хочу научиться полностью обеспечивать себя тем, что продается в моем собственном магазине.
И нужно понимать, что ничего из описанного не произойдет само! Даже если вы хотите взять и продать все, что у вас есть - это надо выставлять и продавать! Если вы хотите заработать 200 евро в месяц - считайте! Начните с самой простой математики: что у вас есть? Какая-то штука, изготовление которой стоит вам 5 евро и час жизни? За сколько ее можно продать? (Если совсем нет идей, посмотрите у соседей, торгующих аналогичным в интернете). Если вы потратите на это столько-то, а заработаете на этом столько-то - сколько нужно сделать таких штук в месяц, чтобы получилось 200 евро прибыли? А 500? А 1000?
В абсолютном большинстве случаев вот этого простого примера достаточно, чтобы понять многое. Некоторые скажут: "Ой! Это мне надо 80 штук таких делать за месяц! Нет, я так не хочу и не могу! Нужно придумывать что-то другое!" Другие, наоборот, обрадуются: "Получается как раз столько, сколько мне приятно делать в месяц, как раз столько у меня и выходит, а больше мне не нужно! Очень хорошо". Третьи сразу прикидывают: "Да это же легко! Если это хорошо пойдет, я и в 4 раза больше могу сделать - легко! Надо только научиться продавать не на 200, а на 1000, и будет мне счастье!"
Просто нужно оценить объем работы. Представить себе его! И задаться вопросом: я вот этого хочу? Вот на это готов? А то многие через полгода пишут: "Я положил в свой магазин три товара, они там по сей день и лежат. Ну и что?" либо "Я положил три товара, продал их, заработал совсем незаметную сумму. Как-то это мало получилось, что мне дают эти 50 евро!"
А откуда там должны были появиться другие суммы, если никто на такую стоимость не клал туда товаров, не делал их, не пытался продать? Кто-нибудь пытался посчитать, сколько эти три товара принесут? Они могли принести ровно 50 евро, вот они их и принесли. Само в магазине ничего не отрастает, а так же оно само оттуда не продается.
***
Еще одна ошибка будущих владельцев онлайн-шопов, это - сделать магазин, и сесть ждать у моря погоды. Это, кстати, касается абсолютно всех магазинов. Будь они свои собственные, на персональном сайте, или какие-то магазины в сообществах вроде etsy или dawanda. Если просто сделать и сесть ждать- ничего не будет! Везде-везде нужно свой магазин раскручивать, бегать с ним, рассказывать про него, рекламировать. Показывать друзьям и контактам, вписывать адрес магазина в свои визитки, и их потом всем раздавать! Бегать по всему интернету, дружить, общаться, привлекать к себе внимание, а в своем профиле всеми доступными способами писать, что у вас есть магазин. С картинкой, ссылкой, и.т.д. Блог - тоже очень полезная штука. Про ведение блогов уже написано сто тысяч статей, и про раскрутку оных - тоже. Каждому магазину полезно иметь блог, в котором его постоянно упоминают. Многие заводят для магазина свой собственный блог, и нежно за ним ухаживают, сообщают о новостях. В магазине должна быть какая-то жизнь! Иначе никто туда не будет заглядывать, и не заглянет повторно!
И вообще - мы ведь знаем золотое правило, работающее со всеми серьезными затеями на свете: чтобы что-то крутилось, нужно это подкручивать. Чтобы работал магазин, нужно его подкручивать, украшать, улучшать, рассматривать, думать, чтобы сделать лучше и удобнее. Кстати, абсолютное большинство движков для магазинов постоянно растут и улучшаются. Так поживешь немного - а в магазине появилась интересная новая кнопка, блог, галерея, "каруселька" в которой можно показывать похожие товары. Все это нужно замечать, заводить, настраивать. Вот тогда оно и будет цвести и приносить пользу.
Поэтому, ответ на вопрос, может ли из этого что-то получиться - конечно же "да"!
Но! Ничего не получится САМО! Ничего! Магазин, это проект, бизнес, работа. Регулярная. И работы надо вкладывать столько, сколько вы хотите оттуда вынимать пользы. И это так же касается регулярности. Хотите что-то иметь от магазина чаще, чем раз в год - значит и заниматиься им надо чаще!
***
P.S. Надеюсь, что эта статья так же поможет всем, к кому регулярно приходят разные люди и говорят: "Слушай, у меня тут лежит куча вещиц - а сделай-ка мне магазин. Я хочу от всего этого избавиться, а тебе это легко, ты в компьютерах разбираешься!"
На это надо бодренько отвечать: "Идете на
ecwid.com, заводите логин с паролем (10 минут) или заходите через свою гуглопочту (10 секунд). И вуаля - у вас есть свой магазин! Это легко! Это правда 10 минут! Да!"
А потом - возвращайтесь наверх, к списку: отбирать товары, считать себестоимость, придумывать им цены, фотографировать, описывать, выставлять. Магазину - вписывать стоимость пересылки, исходя из расценок местной почты. Наводить красоту. Прикручивать магазин к сайту, фейсбуку, блогу. Закупаться упаковками. Продавать, паковать, отправлять. И все оставшееся время бегать везде, чтобы накричать везде о своем магазине - чтобы купили еще! Вперед! Это куча работы! Много часов работы, регулярно, каждый день. И кто ее будет делать? Никто такое за вас не сделает. Если только не дать ему за это зарплату.
:-)