Среди прочих нас отвезли в Болонье на завод Philips, где выпускаются кофемашины Saeco.
Я редко бываю в каких-то фабриках и на заводах, но посмотреть такое изнутри всегда интересно.
Помнится, в детстве нас гоняли на какую-то "практику" на фабрики. Тоже было любопытно. В наших советских фабриках мне всегда было не понятно, как оно вообще работает. Т.е. там, например, что-то склеивали между собой, хотя 4/5 товаров были не намазаны клеем, и вся надежда была на ту 1/5, на которую вдруг откуда-то вываливалась пятикратная порция клея. При первом же контакте с такой штукой, человек погружался в клей по локоть, после чего начинало благополучно работать правило "остальное само приклеится". Все остальное действительно само приклеивалось, от одного только контакта с перепачканным человеком. :-)
Но я отвлеклась... На фабрике Philips все понятно, красиво и светло, и даже не очень шумно. И для фабрики - поразительно чисто.
Вот она:
На этом месте вас уже ждет первое больше разочарование: на прогулке по этой фабрике нам во всех подробностях объяснили, как работают эти машины...
... но я ни-че-го из объяснения не поняла и не запомнила!
Первое некоторое время я еще честно делала фотографии, когда нам показывали, что откуда берется, куда прикрепляется и чему служит.
Вот он - корпус, на нем снаружи крепится то, а изнутри - это. Вот насос, который закачивает воду отсюда и прокачивает туда, параллельно нагревая, измеряя и еще что-то там.
В этой машине, как я поняла, находится одновременно куча механизмов, из которых один нагревает воду, другой мельчит кофе разными способами, в зависимости от программы, третий нагревает молоко, и все эти штуки - это такие кракозябры, из которых торчит куча проводов, шлангов и трубок.
Часть этих приспособлений намертво вкручены в машину, другие - вынимаются, чтобы в них можно было налить воду или что там еще в нее наливают. Вот нам показывают, как "танк" вставляется в машину и защелкивается, и какие у нее есть разные защитные приспособления, чтобы ничего не заработало, пока не вставили, как надо.
Я через некоторое время поняла, что внутренний мир этой кофемашины для меня непостижим, и начала просто бродить по фабрике, вдоль конвейеров, и глазеть. Я вообще везде так гуляю - хожу с открытым ртом, и хлопаю ушами, при этом постоянно отбиваюсь от стаи, потом догоняю всех, под причитания гидов. Это у меня с детства так, и видимо уже навсегда.
Практически весь конвейер занят работающими женщинами:
И женщины эти одеты в яркие красные одежки, чтобы их везде было хорошо видно, и никто их не задел, когда они шастают по фабрике. Впрочем, особо тут не расшастаешься - все расчерчено белыми полосками, ограничивающими узкие тропинки, которые людям не разрешено покидать. Чтобы не бросались под колеса автопогрузчиков.
Я шла вдоль ряда и удивлялась, как ловко, уверенными движениями, метко и деловито они прикручивают к этим монстрам какие-то провода. У них все под рукой - у кого-то небольшая дрель, у кого-то всякие щипцы и ножницы, и все они так бодренько шуруют.
Т.к. я как раз подписала собственную полную капитуляцию перед этим монстрозным механизмом, я ходила и восхищалась: надо же, какие девушки-сисадмины. Такую машину собрать в состоянии.
Однако гид через некоторое время разрушил мою романтическую картину о девушках-монстрах, сказав, что мало кто из них по-настоящему в состоянии собрать целую такую машину. Они такие шустрые, потому что выполняют одну очень простую операцию, и про эту одну операцию все очень хорошо выучили. А все остальное их не касается. Машина доходит до них в определенном состоянии, и уходит от них, проделав ровно один, маленький шаг эволюции. И большинство из них выполняют одну и ту же операцию всегда, или очень долго. Большинство, если работают на фабрике долго, успевают выучить максимум 3-5 операций. Те, кто от повышенной любознательности выучивают со временем все операции, или хотя бы значительную часть, чаще всего сразу после этого повышаются по службе, и начинают контролировать процесс.
На вопрос, почему здесь почти одни только женщины, нам объяснили, что женщины просто аккуратнее и точнее выполняют скучную мелкую работу.
Вот, машину собрали, теперь начинается фаза тестов.
Через нее прогоняют воду, чтобы посмотреть, проходит ли она весь путь правильно (а так же - все ли при этом в порядке внутри).
Так же через нее прогоняют и молоко:
Вдоль всего конвейера стоят ящики с какими-то запчастями:
Ну вот она готова. Ее проверили, потом опять почистили (от всего, что в нее наливали для теста) и теперь ее заворачивают.
Это - последний этап, на котором с машиной работает женщина. Она на прощание обклеивает машину первым тонким слоем упаковочного материала.
Дальше нас ждут коробки:
И мужчина:
Он раскладывает пустую коробку, и ставит ее на специальное место на конвейере. Потом на саму машину закреплять по бокам пенопластовые части упаковки:
После чего за машиной приходит робот. Хватает ее всю, вместе с пенопластом:
И запихивает в коробку:
После этого мужчина еще присыпает все охапкой рекламы, инструкций по выживанию, гарантий и еще каких-то бумажек, закрывает коробку и относит в сторонку.
После всего мы еще сходили в цех, где красят видимые части машин:
Красят все в подвешенном состоянии:
Как я поняла, все металлические части (которые можно обжигать при высоких температурах) запыляются порошком и обжигаются. При обжиге под действием высокой температуры порошок плавится, и превращается в эмаль:
А все пластиковые части запыляют лаком.
Вот - самая пахучая комната во всей фабрике, тут стоят лаки. И роботы, по запросу, в любой момент готовый смешать из них любой цвет, т.е. людям сюда практически никогда не нужно заходить:
А вот "дизайнер", который эти краски (снаружи, в другом помещении) "запрашивает", нужного тона и цвета, и в нужных количествах:
Вот эту чудесную вывеску захотелось скопировать, и продать какому-нибудь фетиш-клубу. Я думаю, там ее оценят. :-)
Вот - чудесный порошок, которому суждено стать эмалью:
А вот - гладкий слой эмали, в который оно превратилось после обжига:
Напыление лака на пластиковые детали осуществляет робот. Он дует краской на детали, а за этими деталями находится стенка, по которой беспрерывно стекает вода. Таким образом избыточная краска попадает в воду и смывается оттуда в специальные накопители, где ее собирают в специальные контейнеры, и сжигают. Летом, когда хорошая погода, остатки краски сжигают просто так (пустая трата ресурса). А когда холодно, получившимся при сжигании теплом отапливают всю фабрику. :-)
А что на картинке совсем не видно - так это - причудливый танец робота, который все красит. У робота есть небольшое "поле для творчества" - в него запрограммированы всякие позиции, с которых он должен дуть на разные детали. А как в какую позицию прийти, самым коротким и удобным путем, он решает сам. В результате робот танцует.
На этой лирической нотке я закончу этот пост. Вот вам маленькое видео про "художников будущего" за работой:
You can watch this video on www.livejournal.com