Снова возвращаюсь к рассказу об июньском итальянском путешествии. Сев на поезд в Бергамо, уже через час мы были в Милане.
Есть такое мнение, что, мол, в Милане "смотреть нечего". Что едут туда исключительно за туфлями, а по дороге одним глазом поглядывают на Дуомо. Спешу опровергунть этот миф - наша программа в Милане была весьма насыщенной, но, уверена, что мы и не посмотрели даже половины. Итак, Милан.
3
4
5
Милан - главный город северной части Италии, административный центр области Ломбардия, самого крупного региона Италии. Второй по величине город Италии - имеет репутацию финансово-экономической столицы страны, ну и одной из мировых столиц моды. Возможно именно поэтому мужчины тут ходят либо в пиджаках, либо в рубашках. Хотя, мы заключили, что это у них такой дрес-код в городе, чтобы сразу было видно туристов и эммигрантов =)
6
7
микро-макет
8
Ну, конечно, Дуомо.
9
Галерея Виктора Эммануила II (Galleria Vittorio Emanuele II)
10
Это непримечательное на первый взгляд здание - театр "Ла Скала".
11
В Милане - наиболее развитая система трамваев в Западной Европе, более 160 км путей, объединяющих Большой Милан.
12
13
14
15
16
17
18
19
В 10 вечера на улицах Милана уже почти нет людей. Ресторанчики уже тоже стараются закрыться к 10-ти, лишь одинокие туристы пытаются там всё ещё что-то съесть до 11-ти. Но на пустынной Corso Buenos Aires вдруг видна толпа людей. Это очередь за мороженым Grom! Это мороженое и правда самое лучшее, но чтобы очередь... Тут мы решили, что местные даже встречи назначают около "Грома" =)
20
21
22
Утренний капучино. Считается, что пить капучино после 10-ти (а по некоторым данным, после 11-ти) утра - дурной тон =) Так же итальянцы утверждают, что ни один капучино на свете не может стоить дороже 3-х евро. Поэтому он стоит 3 евро=) По большому счёту, если выпить его за стойкой, он стоит дешевле, так итальянцы и делают, но иностранцев за столы прямо усаживают и не дают сэкономить. Кстати, в Италии нет Starbucks, потому что это было бы кощунством. Хотя, по легенде, именно итальянские кофейни вдохновили Говарда Шульца.
23
24
25
Первая церковь на нашем маршруте - в тот день их было много=)
26
27
28
Замок Сфорца
В начале XVI века к украшению замка был привлечён Леонардо да Винчи, но из его работ почти ничего не сохранились. Зато на территории замка есть последняя работа Микеланджело (вход туда отдельный и очень платный), она не законченна, и вид её вызывает грусть (Микеланджело было около 80-ти, когда он над ней работал).
29
Считается, что облик крепости Сфорца взяли за образец архитекторы, работавшие над московским Кремлём (форма башен и корона венчающих стены зубцов).
Тут так же бывал Суворов. Бывал и Наполеон - ему предлагали разрушить замок, мол, Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Но вместо этого замок был отреставрирован.
30
31
Парк Семпионе
32
Парк Семпионе
33
34
Арка мира. Строительство этой арки (а задумывалась она как Триумфальная арка) было начато по указанию Наполеона в 1807 году в честь побед его войск на Аппенинском полуострове. Арка должна была стать одновременно и неформальными 14-ми воротами Милана. Через них император Франции предполагал торжественно въехать в город после завершения строительства арки. Существует мнение, что проем арки ориентирован по оси Париж - Милан и выходит на историческую ось Парижа. В книге «Праздник, который всегда с тобой» Эрнест Хемингуэй прямо высказывает мысль, что Арка мира (он называет её сермионской аркой) находится на одной прямой с Аркой Каррузель и Триумфальной аркой в Париже.
35
36
Иголка с ниткой - где, как не в столице моды, быть таким памятникам.
37
Оказалось, что скульптура еще символизирует и транспорт Милана - нить раскрашена в три цвета - желтый, зеленый и красный - цвета трех линий метро Милана. Неслучайно и ее расположение - маленькая площадь Кадорна является важным местом в городских коммуникациях (там находятся железодорожный вокзал Cadorna и пересадочная станция метро Cadorna FNM-Triennale, которая соединяет красную и зеленую линии метро).
Скульптура установлена в 2000 году, авторы - супруги Клас Ольденбург и Кузи ван Брюгген.
38
39
И снова мужчины в пиджаках
40
41
Иголка, нитка и узелок.
42
Веспа, тут всё понятно
43
Санта-Мария-делле-Грацие
44
Санта-Мария-делле-Грацие. Иенно здесь находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. НО чтобы её посмотреть, нужно заранее записываться на сайте, имейте ввиду!
45
46
47
48
В этом здании находится национальный музей науки и техники «Леонардо да Винчи». Говорят, там много интересного, даже спроектированная Леонардо подводная лодка и пирамидальный парашют.
49
Базилика Святого Амвросия
50
Базилика Святого Амвросия. Святитель Амвросий - весьма почитаемый святой, и в базилике храняться его мощи. Но и с точки зрения архитектуры базилика считается самая красивой из сохранившихся церквей романского периода. Но мы не попали туда, так как в церкви был обеденный перерыв (а обед - это святое).
51
Памятник, связанный со Второй мировой войной, на нём есть даже что-то про Россию. Но, вспоминая историю, кажется, ничего хорошего.
52
Уголок Милана кватроченто - Ка Гранде, старое здание Миланского университета.
53
Во вдоре университета
54
55
56
Когда приходит время обеда, едят все и везде. Кого-то может порадовать столь трепетное отношение к еде, но когда тебе нужно попасть в музей, собор или куда-то по действительно важным делам, то это вряд ли получится - обеденный перерыв. А обед может длиться и два часа, и три - ведь итальянский обед никак не ограничивается одним блюдом!
57
Базилика Святого Лаврентия Сан-Лоренцо-Маджоре (Basilica di San Lorenzo Maggiore)
58
59
16 древнеримских коринфских колонн II-III веков, перенесённые в это место в IV веке
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
Интересный район, но не хтела бы я оказаться там ночью
71
72
73
Базилика Сант'Эусторджио (basilica di Sant'Eustorgio). Колокольня этой церкви считается самой высокой в городе.
74
Изначально здесь содержались мощи волхвов (тех, что первыми пришли поклониться новорождённому Иисусу), которые были подаренны церкви в 343 году императором Константином II, который отправил Эусторджо в Милан в качестве епископа. Когда в 1162 году Фридрих Барбаросса завоевал Милан, он похитил мощи и передал их своему канцлеру, кёльнскому архиепископу, который перевез их в Кёльн. В 1903 году состоялось частичное возвращение реликвий из Кёльнского собора в Милан, и теперь они опять хранятся в ковчеге под алтарём базилики Сант-Эусторджо. Поэтому до сих пор церковная колокольня увенчана звездой вместо традиционного креста
75
76
Вернемся к Дуомо (кстати, от базилики Сант'Эусторджио до Дуомом ходит прямо трамвай, номер 3, но не забудьте заранее купить билет! У водителя он не продаётся, на остановке тоже, а контролёры ходят часто с могут подловить вас даже на улице, когда вы уже вышли из трамвая).
Многие отводят собору третье по величине место в Европе - после соборов Святого Петра в Риме и Севильского. Но по какому критерию составлен этот рейтинг, везде умалчивается. Что понимать под термином "величина", нигде не написано. Относится ли к ней количество вмещаемого народа? Кстати, некоторые источники ставят миланский собор на первое место по таким параметрам, как его площадь и высота центрального нефа и называют его единственным мраморным готическим собором в мире.
77
78
Генри Мортон в своей книге «От Милана до Рима» пишет:
"Многие столетия Миланский собор вызывает изумление. Даже у тех путешественников, которые видели самые большие храмы мира. Это - одно из самых могучих и пышных готических зданий. Огромное количество святых: «Их больше, чем в немецком герцогстве», - сказала княгиня Ливен - словно скалолазы, облепило бесчисленные шпили. Вы видите их повсюду на головокружительной высоте, и первая мысль, которая приходит вам в голову, что это клумба со слишком разросшимися люпинами и что их не мешало бы проредить. И на самом деле удивительно, что этого пока не произошло, особенно когда вспоминаешь о свирепых зимних ветрах, дующих с Альп в долину реки По.
Но стоит вам побывать в Милане короткое время, и вы ни за что не согласитесь убрать шпиль или лишиться хотя бы одного святого. Что за магия заключена в этой каменной громаде, отчего она становится вам так мила, сказать не берусь, однако таковы факты. Скоро вы и сами понимаете, отчего все жители Милана обожают свой собор. Все заходят туда, словно в деревенскую церковь. Входя в собор, человек переносится от шума и тревог современного города в тишину и спокойствие вечных ценностей. Собор, словно большой прохладный лес, стоящий в центре Милана, в котором можно найти приют - укрыться от палящего солнца и от надоедливых людей".
Полный цикл строительства собора занял около 600 лет.
79
Статуя христианского мученика Святого Варфоломея, с которого живьём содрали кожу. Очень точное воспроизведение всех анатомических подробностей.
80
Самое прекрасное - прогулки по террасам собор (то есть, грубо говоря, подъем на крышу). Подняться можно как на лифте, так и пешком (но на лифте дороже раза в полтора, а подниматься не так уж и сложно). КАссы находятся в отдельно стоящем домике ("баня, а через дорогу раздевалка"), поэтому сначала надо купить билет, а потом уже идти искать нужный вход (один для подъема на лифте, другой - по лестнице).
81
82
Если бы мы знали, что именно ждёт нас наверху, то взяли бы с собой что-нибудь и устроили настощий пикник. Народа там практически не было, а пространства весьма большие. Вот, даже дяденьки в пиджках поднимаются сюда решать деловые воросы=)
83
84
И снвоа цитирую Генри Мортона, уж очень он правильно всё говорит:
<
"У собора удивительная крыша. Я никогда бы не поверил, что, карабкаясь по крыше собора, можно испытывать большое удовольствие. В большинстве кафедральных городов у меня такой опыт приятных эмоций не вызывал. У этих зданий обычно узкие карнизы и опасные маленькие площадки. Вам постоянно напоминают, что нужно «соблюдать осторожность», вам постоянно хочется ухватиться за перила, а вот крыша Миланского собора, похоже, предназначена для прогулок и маленьких открытий, словно большой сад, но ведь это и в самом деле так. Ты идешь по большим каменным блокам и поднимаешься с террасы на террасу. Каменные розетки, орнаменты в виде трилистников, а шпили со святыми вздымаются, словно огромные наперстянки или львиный зев. Большинство путешественников прошлого с удовольствием взбиралось на крышу по бесчисленным каменным ступеням, а теперь вы можете быстро и без труда подняться на лифте. Сверху открывается великолепная панорама Милана и его окрестностей."
85
86
Вблизи Пьяцца дель Дуомо находится Palazzo Reale - Королевский дворец с красивой башней
87
88
89
90
Недалеко от Соборной пощади, пьяцца дель Дуомо, находится Королевский дворец (Palazzo Reale) и рядом с ним - на площадь Св. Стефана, где виднеются две особо непримечательные на вид церкви.
Одна из них Церковь Св. Стефана, вторая - Сан-Бернардино алле Осса (San Bernardino alle Ossa), вход в неё слева, если орентироваться по этому фото).
Церковь Св. Стефана очень древняя. Её заложили ещё в V веке, правда, потом не раз перестраивали. В середине XII века рядом с ней построили больницу и кладбище. Однако очень скоро мест на кладбище стало не хватать. Тогда кости умерших начали складывать в специально построенную для этого комнату, а в 1269 году сбоку от этой комнаты пристроили церковь. Её назвали Ossario - Костница.
В середине 17 века обвалилась колокольня церкви Св. Стефана, разрушив не только "свою" церковь, но и Костницу. Их очень быстро восстановили, Костницу расширили. На её месте появилась новая церковь, названная Сан-Бернардино алле Осса (San Bernardino alle Ossa) в честь Св. Бернардино из Сиены (а "ossa" означает кости), а для хранения останков построили небольшую капеллу (часовню). Сама церковь изнутри выглядит просто и незамысловато, но стоит вам пройти в часовню, как вы увидите интересную картину.
91
92
93
Тут даже какой-то дяденька снимал это на слайд
94
95
Любопытный факт: в 1738 году португальский король Иоанн V был настолько впечатлен Костницей, что велел возвести аналогичную часовню в городе Эвора.
96
97
Ориентироваться надо вот по такому указателю
98
Основное помещене церкви выглядит тоже непримечательно
99
Церковь Santo Stefano Maggiore, запомнилась так же и тем, что в ней я не заметила ни одного человека (включая служителей)
100
Вот так она выглядит издалека (со стороны Дуомо)
101
Галерея Виктора Эммануила II - один из первых в Европе пассажей. Именно здесь расположен бар «La Zucca», где в 1867 году Давид Кампари изобрёл красный напиток, увековечивший его имя во всём мире.
102
Здесь все загадывают желания
103
На полу есть мозаика в виде Туринского быка. Миланцы так "любят" туринцев, что родился ритуал - поставить пятку быку между ног и прокрутиться три раза, загадав при этом желание. Осуществление всех мечт и удача после этого будут просто преследовать=)
104
105
И снова "Ла скала"
106
Напротив - памятник Леонардо да Винчи, который, между прочим, создавал машины для театра, костюмы для маскарадов и даже для турецких бань.
107
108
109
110
Виа Данте - одна из знаменитых торговых улиц Милана
111
112
113
114
115
Несмотря на столь насыщенные полтора дня в Милане, он мне всё ещё не очень нравился. И с этим ощущением я спусилась в метро и отправилась на концерт группы SHINEDOWN. Метро в Милане достаточно обычное - стандартное европейское метро. А вот концерт... После этого я не смогла не полюбить Милан=)
116
117
В следующей серии - концерт группы SHINEDOWN в Милане.
в Путешествии по Милану мне во многом помог очень подробный отзыв с одного из сайтов (источник утерян), в такие моменты я понимаю, как важно подробно рассказывать о своих путешествиях. Поэтому если у кого-то возникнут конкретные практические вопросы, готова дать конкретные практические ответы=)
Другие посты про это путешествие:
Бергамо:
http://mitrofanova-m.livejournal.com/222821.htmlТаллин:
http://mitrofanova-m.livejournal.com/222711.html