Оригинал взят у
gatita_shu в
Женские и мужские статусы в русском укладе. Семейные связи.Почему часто нехватает ощущения взрослости, в отсутствии которой трудно быть родителем и воспитывать собственных детей? Как и при каких условиях она формируется?
Адоньева С. Б. Большаки и большухи.
(Выдержки)
Большой, большак, большина м. большая, большуха, большиха, большица, большачиха ж. старший в доме, хозяин и хозяйка, старшина в семье; вообще набольший, старший в общине или артели; нарядчик, распорядитель, указчик. Не велик большак, да булава при нем. Нет большака супротив хозяина, Жена зовет мужа большаком, хоть он и не старший в доме | Большина - старшинство, первенство, власть, воля. Она всю большину забрала в руки. Своя воля - своя большина. Большинствовать, большинничать, большичать, начальствовать, распоряжаться по праву, быть головою дела. Большинствовать также брать перевес, первенствовать властью, влиянием или числом. Большичанье - начальствование, управление или хозяйничанье в дому.
В.Даль. Словарь живого великорусского языка.
"...В русской народной речи существуют слова, отдельно называющие разные возрастные классы мужчин и женщин. Эти слова обозначали не физический возраст, вернее не только его, но целую область правил, представлений и отношений, которые подразумевались за таким определением.
В отношении мужчин: парень (от рождения до женитьбы), мужик (от женитьбы до самостоятельного хозяйствования), сам, хозяин, большак (с момента обретения собственного дома и хозяйства и до смерти). Бобыль - одинокий старший мужчина, по какой-то причине не имевший семьи и детей, например - отставной солдат. Этот статус был экономически и социально ущербным: земельные наделы выделялась на количество мужских душ в семье. Отсутствие земли и семьи определяло низкий «моральный» статус бобыля среди прочих мужиков-хозяев. Поэтому практически всегда бобыли имели какое-то еще занятие - плетение корзин или сетей, промысел, ремесло, кроме работы на земле, поскольку ее малое количество не могло его прокормить. Знание ремесла, а также, зачастую и ворожбы, - компенсационная тактика бобылей.
Женские возрастные определения таковы: девка/девушка (от рождения до замужества), молодка/молодая (от замужества до первого ребенка или до первой дочери) баба (замужняя женщина, но не хозяйка в доме), большуха, хозяйка «сама». Большухой женщина становилась при выходе мужа на большину, смерти свекрови или же - когда свекровь передавала большину одной из невесток в случае своей физической немощи. Тогда большаком оставался свекр, а хозяйкой - жена старшего сына. Большаками и большухами становились тогда, когда семья выделялась в отдельное хозяйство.
Например (картотека Псковского областного словаря, записи 1960-70 гг.):
«Большуха - сынова мать, пака не умрёт. Большанить будет сынова жёнка».
«Свекровки нет - сразу за большуху».
«Я первый год стала большухой, полной хозяйкой. Свекровь умерла и стала большухой».
Пребывание в том или иной статусе предполагало определенную сеть горизонтальных и вертикальных отношений* с другими членами сообщества, определенные имущественные правила, определенные «должностные обязанности».
Горизонтальные отношения - отношения договора и конкуренции. Парни бьются за престиж - «честь» и «славу». Этот престиж определяется лихостью и отвагой личного поведения, тогда парень признается «атаманом» своей «ватаги» (парней одной деревни), а также групповой доблестью в битве шатии на шатию.
Кто из моих ровесников-мужчин не помнит своих отношений с «местными» в студенческих стройотрядах, экспедициях и пр.?!
Агрессия этих самых «местных» была не нормативной. Их поведение ничем не отличалось от войны подростков - двора на двор, скинхедов на «альтернативщиков», Тимура с его командой и местных «хулиганов».
Важно и то, что «парни», неженатые мужчины, не имели никакой собственности. Любая их добыча могла быть преобразована только в «справу» - его символический капитал. К справе относились - одежда, средство передвижения, оружие, предметы личного обихода.
Отношения групп парней и девок также состязательны. На кону - «честь». Задача девиц состояла в сохранении своей «чести» до брака, задача парней - стяжание «мужской чести», которая определялась количеством любовных связей.
Итак, главные черты поведения «парня» - удаль, риск, превращение добытых средств в символический, а не экономический капитал, множественность любовных связей. А также, что очень важно, отсутствие персональной ответственности за что-либо или кого-либо. Оценивающей группой для парня были своя ватага и девки. Но также - мужики деревни, потому что с раннего возраста мальчики и парни принимали участие в общих мужских работах, оценка старших мужчин была для них исключительно важна.
Вертикальные отношения мужских поколений в деревне существенно меняются с приходом советской власти. До нее - парни подчиняются матерям-большухам, причем как своим, так и чужим. Они выходили из под власти матерей после свадьбы. Старшим мужчинам они подчинялись вплоть до самостоятельного выхода на большину.
Социальной задачей молодого мужчины-мужика было завоевание признания в среде мужиков, дабы постепенно быть принятым в состав деревенского схода.
Сход - коллегиальный управляющий орган деревни, состоявший из хозяев-мужчин. Важно понять и характер психологических отношений внутри этой группы. «Парни» одного поколения, одной «ватаги», обретая с возрастом в статус хозяев, остаются «парнями» друг для друга. Их объединяет общее прошлое - гульба, драки, призыв. У старших мужчин - отцов - они учатся ответственности и принятию решений. В мужских местах и в мужском общении - на рыболовном промысле, артельных работах, строительстве, в банях и на пивных праздниках - они набирают хозяйственный и социальный опыт.
Отцы-большаки несли полную ответственность перед миром - государственной властью и общиной - за поведение всех членов своей семьи, а также за материальное состояние семьи.
Советская власть ударила именно по мужской возрастной иерархии. Физически уничтожались крепкие большаки, опытные и успешные хозяева (на языке совдепа - «кулаки» и «середняки»), был разрушен институт схода. Власть в деревне захватывалась теми, кто получал на нее санкции большевиков в губернских центрах. Обычно это были мужчины, чья крестьянская мужская судьба не состоялась. Женившись и бросив семью, либо - не женившись, они ушли в город на заработки или на учебу. Собственно, это были сыновья большаков - парни и молодые мужчины.
Революция в российской деревне - а она произошла с коллективизацией - была конфликтом мужских поколений. Был разрушен порядок освоения степеней ответственности. Отныне и надолго социальный успех мужчины определялся его символическими достижениями - медалями, наградами, грамотами и привилегиями. Оценивающей группой оказывалась партия, которая была, как многие из нас помнят - «ум, честь и совесть нашей эпохи». Партия раздавала честь.
Социализация мужчин советского времени успешно проходила до стадии «мужиков»: дворовая ватага, армия/война, женитьба. Именно эти модели поведения успешно транслировались советскими поколениями: мужская группа с сильными коллективистскими связями, ответственность перед нею, риск и агрессивность. В-общем: «сам погибай, а товарища выручай», «один в поле не воин», «один за всех и все за одного» - хорошо известная нам этика коллективизма.
На этапе освоения большины социализация давала сбой: удалые уходили на фронт и погибали, уезжали на стройки страны, поднимали целину, служили в армии, сидели на зонах и т.д. и т.п. Функцию оценивающей группы старших мужчин приняла на себя опять-таки партия. Не столько с ее геронтократией верхов, сколько с приватностью, «банностью» отношений местных парткомов. Если в кабинете директора общались на «вы», то в парткоме те же люди были на «ты». Малая доля «товарищей-женщин» в составе партийных комитетов существенно на этот мужской институт не влияла. Итак, путем для социального роста мужчины была партийная лестница - пионерия, комсомол, партия. На каждом ее марше форма отношений выстраивалась подобно «мужскому союзу» - шатии, где ценность товарищества (коллектива), выше ценности своей семьи, где есть «Иван Иванович», гарантирующий договоренности своим авторитетом. В постсоветское время наряду с этими формами отношений постепенно определяются и иные.
Иначе разворачивалась история вертикали отношений женщин*. В дореволюционной деревне девочка взрослела в семье. Ее социализация начиналась со вступлением в «малую беседу» (собрания девочек-подростков 11-12 лет), а позже - в «большую беседу» (собрания девушек брачного возраста).
Женщина набирала свой социальный авторитет посредством той семьи, в которую она входила, вступая в брак.
Бывают беседы, что и прясть собираются специально. Только девки собираются. А парни так, иногда посидеть заходили. Бывало, что и женщина пряли с девками. А девки больше полотенца вышивали, скатерти вязали. А старухи, дак эти прядут, да ткут. Девки не ткали - не умели. Этим занимались сами хозяйки.
Учились ткать у женщин, которые "снуют". Молодые не умеют, выйдут замуж, так свекровка покажет. Научит, как сновать (учат после свадьбы). А если свекровка молодая, так она сама будет ткать. Ткать начинают, когда свекровка состарится. Раньше старики были в почете - хозяевами были. Уж если не может делать свекровь, только тогда дети учились. Свекровь и печку топит, и ребенка в зыбке качает, а молодые работают. А за стол садятся - первую ложку отец хлебнет, а затем - остальные. 1
И, также как парни одного поколения оставались «парнями» друг для друга, женщины одного поколения (одной беседы) - оставались «девчатами» друг для друга.
Но отношения между возросшими до статуса хозяек «девчатами» существенно отличались от мужских: они были конкурентными. «Все топоры вместе, а грабли - врозь» - говорит пословица о мужских и женских отношениях в деревне.
Оценивающей группой женщины был ее «род». А родом для женщины была не ее собственная семья, а та семья, в которую она вошла, вступив в брак. В случае развода или смерти мужа, крестьянка никогда не возвращалась в дом родителей. Это удивительное на наш городской взгляд правило сохранялось очень долго. Так, наши деревенские собеседницы 50-80 лет, то есть рожденные в 30-50-хх годах, настаивали на том, что после брака возврат в родительский дом невозможен. Этого не принимали сами родители.
На попечении большухи - дом, скот и дети (и собственные, и дети сыновей - внуки). Состоятельность большухи оценивал большак - муж, свекр или сын. Критерии оценки - здоровье семьи и скота, в том числе - и защита от магических чар «завидующих соседок». Успешность большухи - мир между членами семьи, рациональная организация быта, запасов, одежды. И в том числе - организация всех семейных ритуалов: календарных праздников, на которых гостят «по семьям», поминок, свадеб, проводов в армию.
Большаки заботятся как о семейном благе, так и о благе социальном: сход отвечает перед властями за сбор налогов, распределение земли, отправку на военную службу и пр. Условием благополучия общины было разумное и компетентное поведение домохозяев.
Характер ответственности распределялся следующим образом. Парень отвечает за себя и за свою «шатию» перед отцами и матерями общины. Девушка отвечает за свою «честь» перед родителями. Женатый мужчина отвечает за свою работу перед сходом и за себя и свою жену - перед отцом и «обчеством». Хозяйка была подотчетна большаку и только, сфера ее ответственности - семья-дом.
С разрушением статуса мужчин-хозяев институт большух набирал силу в сороковые-пятидесятые годы. Старшая женщина принимает социальную ответственность за семью перед государством и главенствует в доме. В отсутствие мужчины-хозяина в доме, нуждаясь в чьем-то персональном, а не коллективном, одобрении она перекладывает его функцию на начальника на работе, парторга или ища иной, далекий и бесспорный авторитет. Женщинам советской страны были отданы все те профессии, которые в народной традиции были прерогативой большух - здоровье, образование, воспитание.
Что же касается девушек, их «девичья честь» становится с 1930-х годов предметом особого социального контроля. Задача семьи и школы - дорастить девицу до брака невинной. Фактически, начиная с послевоенного времени на уровне идеологии институт «девичьей чести» устанавливается в патриархальном дореволюционном объеме. Так, женщины довоенного поколения считали необходимым, чтобы их дочери вступали в брак с утратой невинности, дабы «прикрыть свой грех».
Конфликт молодых невесток и свекровей - две хозяйки в доме - переживался в советское время как универсальный, хотя в традиции таким не был. В деревне невестка получала хозяйствование от свекрови, и от нее же - большинство необходимых для этого навыков. Ее защитой перед властью свекрови был муж. Традиционная свадьба была ритуалом, который в том числе разрывал отношения подчинения между матерью и сыном. Их отношения становились равными - они оба подчинялись отцу.
Исчезнувшие или перенесшие свой авторитет в область народного хозяйства советские отцы, устранились из семейной иерархии. Роль хозяина-домостроителя советским мужчинам давалась с трудом, она выпала из системы стереотипов, в отличие от героя-вожака, наставника, гуру, пахана. Мужчина оставался «парнем» по стереотипам поведения.
Отношения матери и сына оставались вертикальными и после брака, что поддерживало «холостой» тип поведения мужчины. Продолжало работать лишь одно условие их преобразования - выделение молодой семьи, а это в советское время было делом весьма затруднительным..."
Источник___
*выделено мной