О Чернышевском

Oct 14, 2018 18:37

Каждый раз, определяя вынутое из бульона мясо в пирог, вспоминаю, как аналогичная практика в бессмертном кошмаре советских старшеклассников "Что делать?" послужила иллюстрацией мещанской бездуховности и даже бездуховного мещанства семьи Розальских ( Read more... )

книжное

Leave a comment

Comments 25

le_ranger October 14 2018, 16:08:38 UTC
Блин. Давно уже думаю, что надо перечитать, НАДО ;)

Reply

mit_ra October 14 2018, 16:15:54 UTC
Блин. Тогда уж и мне тоже надо :) Будем читать и обмениваться впечатлениями :)

Reply

le_ranger October 14 2018, 16:19:34 UTC
У меня недавно был период - почитал кое-что из классики...
Правда, когда делился в ЖЖ впечатлениями (правда, уже не помню - "Отцы и дети" или "Преступление и наказание"), прибежали какие-то ебанашки и обвинили меня в том, что я чмо, которое нельзя допускать к книгам, и ничего не понимаю :)

Reply

mit_ra October 14 2018, 16:24:45 UTC
Читатель имеет право на собственное видение, особенно когда оно обусловлено надежной житейской логикой. Меня, помню, преподша по зарубежке пыталась зачморить за не соответствующую политике партии (то есть ее самой) трактовку "Госпожи Бовари" (я об этом тоже когда-то писала). Тем не менее, говорят, прониклась.

Reply


civil_engineer October 14 2018, 18:59:15 UTC
Неужели этот кошмар до сих пор там? После всех перемен...

Reply

mit_ra October 14 2018, 19:31:11 UTC
Вряд ли (там теперь другой кошмар - "Архипелаг Гулаг"). Но нужно уточнить у школьных.

Reply

le_ranger October 14 2018, 19:36:41 UTC
Таки да, Бородача проходят даже в младших (!!!) классах...

Reply

civil_engineer October 14 2018, 20:21:32 UTC
Вы смеётесь?

Reply


hild_vindsval October 16 2018, 07:35:09 UTC
Да и незачем его перечитывать. Наша учительница литературы (да пребудет с ней сила, ибо она человек великого ума, честности и интеллигентности) нам перед прочтением сего шедевра так прямо и сказала, что роман сам по себе написан плохо и слабо, поэтому наличие его в школьной программе - рудимент той эпохи, когда все школьные предметы подавались через призму идеологии, а подборка "школьного чтения" была весьма специфична и отражала не столько литературный процесс, сколько "развитие свободолюбивой мысли на тернистом пути к Великой Революции". Роман только с этой точки зрения и интересен - как забавный артефакт своего времени и иллюстрация брожения интеллигентских умов, вознамерившихся "новый мир построить". Как мы понимаем, сейчас он еще менее актуален, чем ..дцать лет назад, когда мы его проходили в школе. С тем же успехом можно взяться перечитывать какую-нибудь "Малую Землю" Брежнева.

Reply

mit_ra October 16 2018, 11:36:17 UTC
Вот все у нас так - обязательно чтоб про "развитие свободолюбивой мысли на тернистом пути" и на голубом глазу назвать это "большой литературой" :( То Чернышевский, то Солженицын.

Reply

hild_vindsval October 16 2018, 15:53:44 UTC
Увы, образование вообще всегда в рабстве у господствующей идеологии - ибо оно и есть чуть ли не самый мощный ее инструмент. Нашему поколению, которое 30+, немного повезло: мы учились в те времена, когда одна идеология уже умерла, а следующая еще не родилась - вот у нас было некоторое право на плюрализм мнений и вольность трактовок, особенно если учитель-предметник оказывался не человеком-штампом. Сейчас, боюсь, всю эту вольницу из школ вытравливают или уже успели вытравить, и снова осталась только "генеральная линия", которая у педагога в методичке.

Reply

mit_ra October 31 2018, 09:35:05 UTC
У педагога в методичке по-прежнему Солженицын (вот только вчера с подругой - мамой школьника это обсуждали). Вкуса к хорошей литературе так не привить.

Reply


Leave a comment

Up