Псковский вокзал (из книги)

Feb 14, 2016 11:27

Читаю книгу Иванова Н. М. "Невозвратимое. Записки старого псковича". Тем, кому интересен, как жил город Псков в 30-е годы прошлого века и далее категорически рекомендую. Пока вот понравилось описание вокзала и вокзального района (провел и я там свои первые пять лет жизни).

На фото Клуб Железнодорожников в настоящее время. Как нельзя лучше отражает то, что осталось от былой эпохи.



А теперь выдержка из главы книги:


... 10 февраля 1859 года, когда возле вокзального перрона остановился первый поезд из Санкт-Петербурга, станция представляла собой маленький островок цивилизации среди кочковатого, заросшего лиственным лесом, изрезанного ручейками и речушками торфяного болота. Только возвышающаяся над местностью громада Троицкого собора напоминала о том, что совсем неподалеку, в каких-то двух-трех верстах находится город, основанный в долетописные времена по повелению Великой княгини Святой и Равноапостольной Ольги российской.

Станционный поселок, разрастаясь и благоустраиваясь, создавал свою, обособленную от города передовую по тому времени инфраструктуру. Наряду со зданиями и сооружениями, обеспечивающими бесперебойное движение поездов, железнодорожные строители проводили водопроводную сеть, возводили по типовым проектам Министерства путей сообщения жилые дома, лечебницу, амбулаторию, школу, пожарное депо. Здесь все было свое: лавки, харчевни, питейные заведения... Своя транспортная полиция и жандармерия.
Предприимчивый татарин арендовал самый большой вокзальный зал под роскошный, по тогдашним понятиям ресторан. Неподалеку, за поймой небольшой речушки, построил красивое двухэтажное здание и открыл в нем игорный дом. Туда съезжались господа из города, чтобы перекинуться в картишки без помех со стороны сварливых жен и других родственников. А то и порезвиться на воле.

Сразу за широким двором игорного дома, где останавливались экипажи, начинался большой сад. Гладкие, посыпанные желтым песком дорожки обрывались возле глубокого пруда необычной треугольной формы. После революции «гнездо разврата» прекратило свое существование. Дом национализировали и передали детскому учреждению.
В отличие от игорного дома железнодорожный клуб имени Ленина занимал неказистое деревянное строение. Зато располагал большой сценой и вместительным залом. Здесь проводились наиболее массовые мероприятия, ставшие чем-то особенно необходимым, даже непременным в первые послереволюционные годы. Заведующий клубом «красный латыш» Люборт слыл инициативным и предприимчивым человеком. Он так организовал дело, что клуб пустовал только глухой ночью и в первую половину дня. Здесь работали многочисленные кружки художественной самодеятельности: струнный, духовой музыки, драматический... По вечерам демонстрировались кинофильмы, показывались спектакли, после которых начинались неизменные танцы.

Из кружка духовой музыки вырос слаженный духовой оркестр, просуществовавший особенно долго. На протяжении многих десятилетий без него не обходились ни один танцевальный вечер, ни одни похороны. Он был непременным участником всех демонстраций, митингов, праздничных торжеств. На базе драматического кружка сформировался железнодорожный театр, смело бравшийся за постановку произведений русской классики и злободневных творений современных драматургов.

<...>

Летом Люборт часто сдавал помещение клуба гастрольным коллективам из Ленинграда. Получал таким способом необходимые средства. Основная-то работа проводилась бесплатно или цена билета была копеечной. Дело строилось преимущественно на энтузиазме, которого людям двадцатых, да и тридцатых годов было не занимать. Самодеятельные актеры обычно довольствовались горячими аплодисментами зрителей.

Когда на основной сцене выступали гастролеры, свои спектакли и концерты переносились на эстрадную площадку в небольшом, но уютном пристанционном парке. Клуб же стоял по соседству с большой ровной поляной, словно самой природой приспособленной для проведения спортивных мероприятий, в том числе дружеских футбольных матчей и волейбольных сражений. Зимой на этом месте заливался каток.

Имея свою, пусть весьма примитивную «индустрию развлечений», невзыскательные железнодорожники только по необходимости бывали в городе, начинавшемся, по их представлениям, с Летнего сада. Отправляясь туда, полагалось одеваться почище и вести себя посдержаннее, не выплескивая эмоций. Пушкинский же театр, по мнению большинства, посещала слишком уж чопорная публика.

В привокзалье все было своим, все находилось под боком.

Иванов Н. М. "Невозвратимое. Записки старого псковича"

Я помню Клуб ЖД еще действующим в начале 90-х. Знал бы Иванов Н. М., что будет дальше с Привокзальем: сам вокзал снова становится маленькой станцией с одним поездом, инфраструктура гниет и рушится, клуб - в руинах. В здании некогда популярной столовой засели сектанты. Памятник паровозу бездарно ....(слово не подобрать литературное)...

Историческое, Город Псков

Previous post Next post
Up