Фильмы о гейшах и не только

Feb 26, 2017 15:27

Как я писала ранее, после знакомства с двумя бестселлерами о гейшах, мне захотелось продолжить свое знакомство с миром японских красавиц. Несмотря, на некую искусственность их красоты, мне доставляет настоящее эстетическое удовольствие наблюдать за ними. Поэтому, я решила пересмотреть, в первую очередь, фильм «Мемуары гейш», а потом поискать и другие фильмы на эту тематику.


Ранее, я упомянула, что первое знакомство с картиной режиссера Роба Маршалла, практически, не оставила следов в моей памяти. Почему это произошло, мне трудно сказать, ведь фильм очень эффектный. Подозреваю, что я его смотрела между делом, не сильно вдаваясь в подробности. Если учесть тот факт, что из всего фильма я, только, и вынесла, что две картинки - Саюри наблюдает цветение сакуры (гейша и сакура - шаблонная открытка, не правда ли) и ее танец с зонтиком под снегопадом.
После того, как я познакомилась с одноименной книгой Артура Голдена, я преступила к детальному просмотру. Я поняла, что фильм сильно проигрывает первоисточнику, в вопросе полного отображении жизни Саюри. Понятно, что в рамках 2-х с половиной часов трудно уместить 400 страниц романа, и режиссер отобрал только главные вехи из жизни юной гейши.

Основной акцент сделан на истории долгого пути гейши к любимому человеку. Если исходить только из этой задачи, то фильм, безусловно, удался - красивая история любви, на фоне экзотических пейзажей. Этакая «Моя прекрасная леди» на японский манер.
Но вот история борьбы Саюри с жизненными обстоятельствами, противостояние ее с Хацимомо, истинная роль Мамехи, в ее становлении как гейши, показано очень слабо. Фактически, Саюри была пешкой в чужой игре. Ее использовала как прикрытие Мамеха, чтобы уничтожить свою соперницу. На талантах девочки неплохо нажилась мать-гейша. А сама Саюри, что получала взамен? Свободу? Деньги? Любовь? Нет, даже слава оборачивалась против нее.

Любовь к Председателю, это та соломинка, которая держала ее в бурном потоке жизни. Если бы не это чувство, где бы оказалась прославленная гейша? Спилась бы как Хацимомо (кстати, история жизни этой барышни не менее интересна, чем главной героини, но в фильм, по понятным причинам, она не вошла), или бы опустилась до уровня Тыковки.
Да, в плане красоты, в фильме все на своем месте, иначе бы он не получил столько Оскаров (хотя, в последнее время это не показатель), но вот психологической драмы не получилось. ИМХО конечно.



Немного разочарованная, я кинулась на поиски документального кино о гейшах и нашла фильм 1999 года снятый ВВС - «Тайная жизнь гейши». Кинолента была снята на волне ажиотажа, поднявшегося в мире, после опубликования «Мемуаров гейши». Создатели постарались собрать различные мнения об институте гейш. В фильме принимали участие, как реальные гейши, так и исследователи данной темы, а также актриса Сьюзен Сарандон и сам Артур Голден.

Среди тех, кто давал интервью есть и успешная гейко Мамеха (не с нее ли списал свою Мамеху Голден?) и начинающая майко (ученица гейши) и, даже, единственная гейша не японка - Лайза Далби (американка, исследовательница института гейш).
Фильм, на мой взгляд, в доступной форме рассказывает о том, кто такие гейши, как появилось это уникальное явление в культуре Японии, и что ждет гейш в недалеком будущем. Картина, также, рассказывает о судьбах нескольких успешных гейш прошлого, и о том, какое влияние оказали гейши на историю Японии.

Отдельно, вынесены вопросы взаимоотношений гейко как внутри общины, так и снаружи. Есть интервью, взятые у жен, чьи мужья общаются с гейшами. Показаны градации в искусстве гейш, так как и среди них есть «классы» профессионализма и «специализации».
Несмотря на то, что фильм документальный, он изобилует красивыми кадрами. От красавиц гейш я просто не могла оторвать глаз. И конечно, много интересного я смогла узнать по интересующему меня вопросу. В сухом остатке, основной мой вывод может звучать так: гейша это супермодель и прима-балерина в одном флаконе! ))))))))))))


В своих поисках лент о жизни гейш, я наткнулась на японский художественный фильм «Омоча» 1998 года. Эта история также рассказывает о девочке, которая стремится стать гейшей. Действие происходит в 1958 году, накануне принятия закона, запрещающего проституцию в Японии. Удивило меня то, что японцы показали общину гейш, как завуалированный публичный дом.

Юная майко Токико (Омоча) готовиться стать полноценной гейшей. Зрителя погружают в повседневный мир одного из домов гейш. Здесь рано встают только слуги и ученицы. Всеми финансами заведует матушка-гейша. А три работающие гейши без конца сорятся друг с другом из-за клиентов.

Токико видит, как сильно страдают ее старшие подруги от прихотей своих покровителей, но, не смотря ни на что, она видит себя в роли гейши в будущем. Почему девочку не останавливают все эти картины разврата и позора, которые она видит каждый день? Даже ее собственный брат осуждает Токико (хотя, он в отличие от девочки безработный). На этот вопрос мейко отвечает прямо - ее семья очень бедная и сильно зависит от заработков дочери. Став гейшей она сможет зарабатывать огромные деньги, которые помогут и ей, и ее семье (где тяжело болен отец и есть еще дети, чье будущее напрямую зависит от нее).

Картина, на мой взгляд, крайне жестокая. Здесь во главу угла поставлены деньги. И гейши и их покровители только и умеют, что считать Йены. Любовь, дружба, честь, порядочность, кажется, не сущесьвуют в этом мире. Фильм заканчивается сценой мизуажа Омоча. Ее продают за огромную сумму 78-летнему старику. Но подчеркиваю, девочка идет на это сознательно. Она приняла на себя роль игрушки в чужих руках, ведь так, и переводиться ее новое имя -Омоча.

Не скажу, что фильм мне понравился, но я рада, что его посмотрела. Я увидела, что и для японцев понятие гейши, часто, сродни дорогой содержанки.

В заключении, расскажу об одном очень ярком и красочном фильме «Сакуран».


Фильм снят в Японии в 2006 году и рассказывает он о красавице Хигураши. Она не гейша, она ойран. Ойран является промежуточным звеном между гейшей и проституткой. С одной стороны, ойран селились в «веселых» кварталах и продавали свои ласки за деньги, с другой стороны, они умели развлечь своих клиентов и иными способами.

«Сакуран» - это взрыв красок и эмоций. Безумной красоты декорации, костюмы, причудливые сочетания цветов и персонажей - все это выливается мощным потоком на зрителя. Я не могу сейчас припомнить ни одного, такого же яркого фильма как этот. Меня заворожила картинка, гораздо больше, чем сама история. А история не нова, девочка из провинции постигает ремесло проститутки и поднимается на самый высокий пьедестал, который может достичь женщина. Ее руки просит самый богатый и влиятельный самурай. Казалось бы, Ойран Хигураши выпал самый счастливый билет, почему же она не торопиться принять предложение? Об этом вы узнаете, если посмотрите этот фильм.

Скажу честно, этот фильм мне понравился больше всех, даже больше прославленных «Мемуаров». Да, игра актеров здесь специфическая. Азиаты, они, что называются «пересаливают лицом». Да, сочетание красок психоделическое. Да, историзма здесь мало. Но создатели фильма создали, какой-то свой и невероятно красивый мир. Конечно, надо тут признаться, что в основе фильма одноименная манга (комикс). Ну, и главную роль играет не типичная японка - Анна Цутия, имеющая русские корни. Ее внешность сильно диссонирует с остальными героинями. Но, думаю, в этом есть смысл - надо было показать ее уникальность (ну не постельные же сцены демонстрировать, хотя и этого «добра» здесь предостаточно).В фильме много аллегорий: сакура, которая не цветет (символ несвободы), золотые рыбки (в ручье они превращаются в карпов, иными словами обретая свободу, теряют красоту).

Кстати, в этом фильме отлично показаны внешние отличия гейш, от всех остальных продажных женщин. Во-первых, только гейши повязывают оби (пояс) на спине (как все порядочные женщины), тогда как куртизанки - спереди, во вторых, у гейши в прически наблюдается минимальный набор украшений (и только у начинающих), а у куртизанок - чем больше украшений, тем они «круче» в своей иерархии. Естественно, и взаимоотношения с клиентами очень различные. В «Сакуране» есть сцена, когда великий самурай ждет Ойран Хигураши, пока она завершит свой «сеанс» с другим клиентом (бедным торговцем). Понятно, что с гейшами такого произойти не могло. Гейко всегда имела только одного покровителя (если и имела его вообще).

Для сравнения два фото



Та что слева - это ойран, та что справа - гейша.

На этом я закончу сегодняшний обзор фильмов. Но в планах у меня еще несколько кинолент, на эту тему.

фильмы

Previous post Next post
Up