Рок династии. Три Александры.

Dec 13, 2018 22:10


В династии Романовых было много загадок. Из них многие разгаданы, многие до сих пор остаются тайнами - как, например, то, что Павел I предвидел свою смерть. Но самой грустной историей остаётся история трёх Александр, трёх Великих княжон, из которых ни одна не дожила даже до двадцати лет.

Александра Павловна

...Старшая из шести дочерей Императора Павла, вокруг которого и без того ходит много легенд, родилась летним днём 29 июля (9 августа) 1783 года и тут же не понравилась своей бабке, Екатерине Великой, что тогда правила огромной державой. Хоть Императрица и дала новорожденной внучке имя, парное имени её старшего брата, она все равно раздраженно называла Александру «ни рыба, ни мясо»: княжна казалась ей и некрасивой, и медлительной, и не любознательной. Сравнение и со старшими братьями: Александром и Константином, и с младшей сестрой Еленой поначалу всегда оканчивалось не в пользу малышки.



Великая княжна Александра Павловна в русском народном костюме, 1790.

Позже, годам к шести, Александра «выправилась», отчасти, возможно, чтобы угодить обожаемой бабушке, и Екатерина сменила гнев на милость. Она стала расхваливать старшую внучку и тогда, когда сорвалась её первая помолвка - с будущим королем Швеции, Густавом Адольфом. В тот момент Екатерина искренне негодовала. Она говорила, что шведы упустили своё счастье в тот миг, когда вместо её внучки выбрали «безобразную дурнушку», Луизу Мекленбург-Шверинскую.



Но старой девой Александре остаться было не суждено. Через некоторое время переговоры о помолвке между ней и Густавом возобновились: жениться на Луизе он почему-то передумал. Во второй раз почти была сыграна свадьба, но в последний момент выяснилось, что Швеция желает, чтобы Александра сменила православие на католицизм, из-за чего венчание было отменено. Великая княжна после этого долго плакала в своей комнате.

Вскоре после этого, 6 (17) ноября 1796 года, умерла Екатерина II, и вопрос о браке Великой княжны перешёл в руки её отца.



Великие княжны Александра (слева) и Елена (справа) Павловны.

Тремя годами позже первой неудачи появился новый проект брака Александры Павловны. На этот раз потенциальным женихом был австрийский эрцгерцог, Иосиф. Эта свадьба все же не сорвалась. Когда Александра с мужем уезжали, Павел I открыто плакал о том, что никогда больше не увидит дочь, и что «её принесли в жертву» его желанию породниться с Габсбургами.

Павел оказался прав. Его старшая дочь действительно стала жертвой. В Австрии её сразу невзлюбили, несколько раз пытались склонить к переходу в католичество, хоть Александра и вовсе не желала этого.

Вскоре она забеременела, и ситуация обострилась ещё больше. Помимо того, что её мучали постоянные приступы тошноты, к ней был приставлен грубый и некомпетентный врач, а повара специально готовили блюда, которое она есть не могла.



Александра Павловна, жена эрцгерцога Иосифа Австрийского.

Её дочь Александрина прожила всего несколько часов. Узнав о смерти ребёнка, юная мать воскликнула:

Благодарение Богу, что моя дочь переселилась в число ангелов, не испытав тех горестей, которым мы здесь подвержены!

Сама Великая княгиня умерла через девять дней от послеродовой горячки. Ей было всего семнадцать лет... Но в памяти своего нового народа она осталась чистой и доброй. Одной из первых Александра стала одеваться на балы в народный костюм, она со всеми был ласкова и приветлива... До сих пор в Австрии и Венгрии в церквях ставят свечи за прекрасную русскую Великую княжну, дочь Павла...

Александра Николаевна

Адини, «луч солнца», родилась 12 (24) июня 1825 года. Её все вспоминали только добрыми словами...

Более всего в детстве и юности Адини была дружна со своей старшей сестрой Олли - Ольгой, то есть, - несмотря даже огромную на разницу темпераментов. Их старшая сестра, Мария, вспоминала, что обе они часто болели, и в болезнях проявлялся характер обеих: Ольга была серьёзной, не по-детски взрослой, Александра же постоянно фантазировала, обожала петь и не могла усидеть на месте.



Портрет маленькой Адини с её личной подписью

На один из придворных маскарадов уже изрядно повзрослевшие сестры оделись в голубые шелковые средневековые платья, отделанные горностаем, и решили (вполне возможно, с подачи именно Адини, или же старшей Мэри) разыграть гостей. На все вопросы о своих образах они отвечали:

Вы ведь знаете, это костюмы девушек из Дюнкерка!

Никто в ответ им не посмел сознаться, что ни разу не слышал этой легенды, которая существовала только в воображении сестер.

Отличала от сестер Александру и чрезвычайная одаренность. Музыка была её жизнью. Около года она профессионально занималась пением с итальянцем Соливи, но затем её голос начал меняться, а сама певица стала все чаще уставать. Это был первый тревожный «звоночек». Через некоторое время у Великой княжны обнаружили чахотку...



Юная Александра на занятии

В июне 1843 года в Россию прибыл Фриц Гессенский, он же Фридрих Вильгельм Гессен-Кассельский. «Принц без земли» - как называли его тогда за то, что он был претендентом на два трона, но не владел ни клочком земли, - приехал, чтобы взглянуть на русских княжон. В тот момент ему в жены пророчили двадцатилетнюю Ольгу, но судьба сложилась иначе. Только увидев Александру, он тут же влюбился, и привязанность эта с каждым днём только увеличивалась. Адини отвечала ему взаимностью.



Фриц Гессенский

16 (28) января в Малой церкви Зимнего дворца Фриц Гессенский и Александра Николаевна обвенчались. Но свадебное веселье обернулось для Адини величайшей трагедией. Разгоряченная танцами, она возвращалась с бала в карете с открытым окном, что повлекло за собой сильную простуду. Болезнь заставила молодоженов задержаться в России. Вся Императорская семья для блага Александры переехала в Царское Село. На некоторое время принцессе стало лучше, но совсем скоро выяснилось, что она беременна.

Врачи знали - шансы молодой Великой княгини и так ничтожно малы, а беременность приводит их почти к нулевому значению. Но Николай I продолжал верить. Он даже остался со всей семьёй в нелюбимом Александровском дворце.

Больная Адини прекрасно понимала, что отцу тяжело жить в Царском и занимала свой досуг размышлениями о том, что могло бы развеселить его. В конце концов, она нарисовала эскиз павильона, который предложила построить на пруду с чёрными лебедями.

29 июля (10 августа) между девятью и десятью часами Александра Николаевна родила сына. Ольга позже вспоминала, что плач новорожденного был последней радостью Адини на земле.

Олли, я - мать!

- выдохнула Александра в ответ на поцелуй сестры, пришедшей её навестить. Затем она уснула, чтобы больше никогда уже не проснуться... Её маленький сын, Фриц Вильгельм Николай, прожил лишь до обеда того же дня. Вечером оба тела уже лежали в одном гробу в часовне Александровского дворца....



Александра Николаевна со старшей сестрой Ольгой

Николай I постоянно корил себя за смерть дочери. Он считал, что это расплата за кровавое восстание декабристов, случившееся в год её рождения.

Прелестная девочка, беспечная, как жаворонок, распространяющая вокруг себя только радость. Ранняя смерть - это привилегия избранных натур...

- через многие годы после печального дня 10 августа напишет Ольга Николаевна, к тому моменту уже ставшая королевой Вюртемберга, но так и не забывшая свою маленькую сестру...

Александра Александровна

Александр II был женат на маленькой Гессен-Дармштадтской принцессе, Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии, в православии - Марии Александровне. Их супружеская жизнь начиналась очень и очень хорошо, молодой Александр был действительно влюблён в невесту... Но тяжкая потеря - смерть двух старших детей - изменила все.

Их старшая дочь, что была названа Александрою, родилась 18 (30) августа 1842 года. В семье обожавшие её родители называли малышку Линой. Мария Александровна даже порывалась сама кормить её, но эта попытка была жёстко пресечена дедом, Императором Николаем. Александр также был очень привязан к маленькой дочери. Он постоянно носил её на руках, играл... Такого отношения ни удостоился ни один из его сыновей, и даже дочь Мария не получила такого внимания. Александра платила им глубокой привязанностью, и начинала плакать, когда долго не видела отца. Не менее хорошо складывались её отношения с младшим братом, так же всеми обожаемым Никсом.



Александра Александровна с младшим братом, предположительно - Великим князем Владимиром

Но сказка, некоторое время господствовавшая в семье Цесаревича Александра, скоро оборвалась. Маленькая Лина заболела менингитом. Она умерла 16 (28) июня 1849 года, совсем немного - каких-то два месяца - не дожив до своего седьмого дня рождения. С самого дня смети маленькой Александры, во всем доме Романовых появилась негласная традиция. Ни один монарх или Великий князь с тех пор не называл дочь именем этих трёх княжон, которое стало своеобразной дурной приметой.



В этих Великих княжнах, таких разных, все же есть одна общая черта. На их портретах нет улыбок. Они будто предчувствуют свою смерть в совсем молодом возрасте, ведь ни одна из них не отпраздновала своего двадцатилетия... Даже во взгляде шестилетней Александры Александровны нет детского веселья, её взгляд выражает куда больше, чем положено такой маленькой девочке...

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

XIX век, Романовы, При русском Императорском дворе, Россия

Previous post Next post
Up