"Я русская, и хочу остаться русской!"

Nov 15, 2018 22:15


Эта фраза, уже давно знакомая россиянам, когда-то давно была произнесена Великой княжной Ольгой Николаевной. Она жила за сотню лет до нас, но до сих пор известна, и с каждым годом все бельше набирает популярность. Почему? Из-за того, что вместе с родственниками и слугами была убита ночью в темном екатеринбургском подвале? Или есть что-то ещё, столь неумолимо отделяющее её от нас, но, при этом - делающее её такой близкой любому и такой удивительно яркой и запоминающейся?..

...Ещё до рождения первенца, Николай II совместно с женой и матерью решил: если родится сын, будет назван Павлом, если дочь - Ольгой.

3 (15) ноября 1895 года в Царском Селе родилась первая дочь последнего российского Императора, Великая княжна Ольга.



Молодые родители: Император Николай II и Императрица Александра Фёдоровна со старшей дочерью.

Крещена новорожденная Великая княжна была 14 (26) числа того же месяца - в первую годовщину свадьбы родителей и день рождения бабушки, вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны.

Первое время, до рождения второй дочери, Император Николай II более чем трепетно относился вообще ко всему, что происходило с его старшей и, на тот момент, - единственной, дочерью. Вначале он даже сравнивал «достижения» Ольги с подобными же «достижениями» Ирины, его племянницы, которая родилась лишь несколькими месяцами ранее. Император отмечал все - от веса в определенном возрасте до поведения на крестинах.



В 1903 году, ещё до рождения Алексея, Императорская семья предприняла поездку в Дармштадт, родину Александры Фёдоровны. Тогда же Ольга стала получать свои первые познания о магазинах и торговле в принципе. Маргарет Игер, гувернантка Великих княжон, вспоминала, что однажды она зашла со старшей воспитанницей в магазин игрушек и предложила ей выбрать то, что больше понравится. Девочка долго смотрела на игрушки и, в конце концов, выбрала самое маленькое, что смогла найти. Тщетно ей предлагали что-то другое, она лишь вежливо отказывалась. Тогда гувернантка отвела её в сторону и сказала, что продавцам будет грустно, если Ольга не возьмёт больше. В ответ Великая княжна возразила:

Но эти красивые игрушки принадлежат другим девочкам. Они придут домой и обнаружат, что мы взяли их игрушки, и им будет очень грустно.

Мисс Игер пришлось объяснять Ольге, что такое магазин, и почему в нем можно брать все, что захочется, и не стесняться.



Великая княжна на яхте "Штандарт", 1907.

Другой забавный случай, связанный с детством императорских дочерей, произошёл однажды в преддверии Нового года. И вновь «виновницей» была старшая, Ольга. В тот день Александра Фёдоровна нарядилась в пышное платье со шлейфом, собираясь ехать в Дворянское собрание, и когда старшая дочь увидела её, то воскликнула: «О, Мама! Вы как нарядная ёлка!», после чего дети принялись водить хоровод вокруг матери.

С раннего детства Ольга вместе с сёстрами была приучена к спорту. Великие княжны хорошо плавали, часто играли в мяч, катались на велосипедах, играли в новомодный теннис и обожали пешие прогулки. Почти ежедневно одна из них отправлялась с отцом на долгую прогулку по парку.

В 1909 году Ольга получила «свой» полк. Её полком стал 3-й Елисаветградский гусарский. С момента становления шефом, Ольга начала гордо подписываться в письмах к отцу и прочим родственникам как «Елисаветградец». Позже эту её шутку переняли также младшие сёстры - Казанец, то есть Мария, и Вознесенец - Татьяна. Младшая Анастасия получила свой полк во время Первой мировой, поэтому ей смотров и прочих прелестей шефства уже не досталось...



Гусарский мундир Ольги.

Занятия давались Ольге легко. Она всегда любила уроки более сестёр и брата, хоть это и не спасало её от иногда проявлявшейся лени, а даже наоборот, было её причиной. Читать старшая из Великих княжон также любила более младших; в юности она даже писала стихи, которые, к сожалению, не дошли до наших дней. Ольге ошибочно приписывается стихотворение «Молитва», которое она в ссылке переписала в свой дневник. На деле этот стих написал поэт-монархист Сергей Бехтеев, и прислал находившимся в Тобольске Романовым в качестве то ли утешения, то ли грозного предсказания....

Одним из самых ярких талантов Великой княжны была музыка - она была лучшей в семье пианисткой, хорошо пела... Учителя говорили, что у неё был идеальный слух. Хозяйством она, в отличие от Татьяны, почти что не интересовалась.

Другой «страстью» Великой княжны была история. Её любимой героиней всегда была её прапрапрапрабабка, Императрица Екатерина. Несколько раз за свою жизнь Ольга перечитывала её мемуары, которые брала в огромной библиотеке отца. В ответ на замечания матери, что в мемуарах Императрицы много красивых слов и мало описания дела, Ольга отвечала:

Мама, но красивые слова поддерживают людей, как костыли. И уже от людей зависит, перерастут ли слова эти в прекрасные дела. В век Екатерины Великой было немало красивых слов, но много и дела…Освоение Крыма, война с Турцией, строительство новых городов, успехи Просвещения...

Императрица всегда соглашалась с красивыми, и, в общем - верными доводами дочери.

Ум Великой княжны, несомненно немалый, был скорее склада философского, нежели практического. Ольга любила размышлять, раздумывать, а вовсе не решать насущные проблемы, как то было с Татьяной.



Ольга (справа) и Татьяна (слева).

Характером Ольга также разительно отличалась от младших: Татьяны, Марии и Анастасии. В детстве она нередко была чересчур вспыльчива, упряма и непослушна. Единственная из сестер, она могла открыто возразить что-либо родителям, и весьма неохотно покорялась, если оказывалась не права.  Лишь чуткая материнская забота в итоге сделала её той девушкой, которой восхищались знакомые и родственники, а не капризным и властолюбивым существом, которым, по словам одного из учителей Ольги, она могла бы стать при другом воспитании. Из положительных черт характера, отличавших Ольгу от сестер с самого детства, были: честность, прямота и абсолютная неподкупность. Если Татьяна, вторая из Великих княжон, многим казалась холодной или слишком гордой, то Ольга поражала всех своей щедростью и искренностью. Также у неё было прекрасное чувство юмора, она умела и любила шутить. Такие же способности ранее отмечали у младшего брата Императора, умершего в 1899 году Цесаревича Георгия.

Несмотря на почти полную противоположность характеров, Ольга была очень близка с сестрой Татьяной. Они долго спали в одной комнате, вместе занимались и носили одинаковую одежду, не только в детстве, но и даже повзрослев. Кроме того, у старшей Великой княжны хорошо складывались отношения с младшим братом. Она была старше Алексея почти на девять лет... Иногда, в пылу семейных размолвок с родителями, маленький Цесаревич в шутку заявлял, что теперь он сын Ольги, а не их.



Ольга с младшим братом Алексеем.

Щедрость Ольги почти не знала границ. Одним из самых ярких тому подтверждений являлась ситуация, когда родители впервые стали давать старшей дочери деньги на личные расходы. Первым делом Великая княжна решила оплатить лечение мальчика, которого она часто видела во время прогулок - он ходил с костылями, не имея средств на лечение.

В 1911 году Ольге исполнилось шестнадцать. По традиции, Великие княжны считались совершеннолетними по достижении именно этого возраста. В Ливадии в честь дня рождения старшей дочери Император и Императрица устроили бал, на котором Ольга впервые оказалась как взрослая. Платье Великой княжны было относительно простым: из розовой парчи, но без особенных украшений. И, как всегда, княжну окружал тонкий аромат чайной розы - аромат её любимых духов.



Ольга Николаевна, предположительно - в день шестнадцатилетия.

6 (19) июня 1912 года должна была состояться помолвка Ольги Николаевны с её первым потенциальным женихом, Великим князем Дмитрием Павловичем. Но помолвка не состоялась - родителей будущей невесты слишком смущала открытая неприязнь Великого князя к другу Императорской семьи, Григорию Распутину.

Свой второй и последний «взрослый» бал Ольга посетила во время празднования 300-летия дома Романовых.

В июне 1914 года семья последнего русского Императора предприняла своё последнее путешествие за границу. Целью путешествия было знакомство наследника румынского престола, принца Кароля и трёх старших русских Великих княжон - Ольга и Татьяна уже были совершеннолетними, Марии до совершеннолетия оставалось совсем немного времени. Уже с января того года в высших кругах ходили слухи, что Император не прочь выдать одну из дочерей за Кароля. 14 июня две яхты, «Штандарт» с членами венценосной семьи на борту и «Полярная звезда», на которой прибыли слуги и свита. Во время всего пути четыре княжны постоянно загорали на палубе, чтобы не понравиться если не самому принцу, то хотя бы его родителям - ни одна из девушек не хотела уезжать из России, а сама Ольга ещё и была влюблена в офицера. В связи со своим возможным замужеством, старшая дочь Императора была очень несчастна, она сразу же решила резко отказать Каролю, что в разговоре с гувернером Пьером Жильяром объяснила так:

Несмотря на все, я буду чужой в моей стране, а я русская и хочу остаться русской!

Кто знает, какова была бы судьба Ольги, если бы она все же приняла предложение и вышла замуж за румынского принца?

Задуманное Великими княжнами было осуществлено - королева Мария из-за загара сочла их непривлекательными и похожими на цыганок.

Тем не менее, окружение признавало Великую княжну красавицей, пусть и не классической. У неё были прекрасные кудрявые золотые волосы, которые она унаследовала от матери и красивые серо-голубые глаза - как у отца. Роста он была немалого, но Татьяна все же была самой высокой из княжон. Многие признавали, что большую роль в восприятии Ольги играли её манеры. Они отмечали, что все её существо дышит такой юностью и свежестью, что она кажется более чем красивой. Некоторые отмечали, что особенно похорошела она к пятнадцати годам.



Ольга, 1910 год.

Три сестры, за исключением Татьяны, души не чаяли в отце. И Ольга была в их числе. Не смотря на то, что портрет Императора целовала Мария, «дочерью отца» называли именно Ольгу. Действительно, многие вопросы Николай II любил обсуждать со старшей дочерью, её же рождение вызвало наибольшую эйфорию у молодого Императора. С 1903 года, когда Ольге исполнилось восемь лет, она все чаще появлялась с отцом «в свете». Некоторые даже считали, что если у Императорской четы не родится сын, то наследницей Николай II сделает старшую дочь. В 1915 году, рано утром, получив важные известия с фронта, Император приказал разбудить именно Ольгу. Едва не весь день они ходили по коридорам, обсуждая телеграммы.



Николай II со старшей дочерью.

В годы Первой Мировой войны Ольга возглавляла комитет помощи семьям солдат, а также вместе с матерью и младшей сестрой, Татьяной, работала в Царскосельском госпитале. В отличие от Татьяны, старшая Великая княжна не отличалась крепкими нервами, и потому в сложных операциях не участвовала. Она лишь ухаживала и убирала за больными солдатами, делая все наравне с другими сёстрами милосердия, и ничем не выдавала, что она Великая княжна. И все же её мечтой было попасть на фронт... Однажды между ней и одним из раненных состоялся такой разговор, в очередной раз доказавший любовь Ольги к отцу:

- Умаялась, сердечная? - спросил солдат.

- Да, немного устала. Это хорошо, когда устанешь.

- Чего же тут хорошего?

- Значит, поработала.

- Этак тебе не тут сидеть надо. На фронт бы поехала.

- Да моя мечта - на фронт попасть.

- Чего же? Поезжай.

- Я бы поехала, да Отец не пускает, говорит, что Я здоровьем для этого слишком слаба.

- А ты плюнь на отца, да поезжай.

- Нет, уж плюнуть-то не могу. Уж очень мы друг друга любим, - рассмеялась Великая княжна.



Ольга с младшей сестрой и матерью в Царскосельском госпитале.

Там же, - в госпитале, - Ольга во второй раз влюбилась. На сей раз её «избранником» стал офицер Дмитрий Шах-Багов.

Некоторое время на Ольге хотел жениться влюблённый родственник, Великий князь Константин Константинович, но он так и не решился сделать предложение Императорской дочери.

В 1916 году к Ольге посватался уже четвёртый  по счёту жених. Им был другой Великий князь, Борис Владимирович, которого Вел. кн. Мария Павловна порекомендовала в женихи старшей из дочерей Императора. Данный кандидат тоже был отвергнут родителями княжны, а именно - матерью, Императрицей Александрой. Борис был известен своими любовными похождениями и распутным нравом, и потому Александре Федоровне не составило труда догадаться, во что будет втянута его жена.

Все в том же 1916 году, по достижении двадцати одного года, Ольга стала шефом во второй раз. Её вторым полком стал 2-й Кубанский пластунский батальон.

О февральской революции Ольга узнала одной из последних. Почти весь март она пролежала с воспалением уха, и лишь когда она немного окрепла, сестры все же сообщили ей новости.

В дневниках Великой княжны много раз упоминается её кот Васька, которого Ольга очень любила. Его судьба после революции не известна.



Васька, любимый кот Ольгий Николаевны.

Все лишения и невзгоды, выпавшие на долю бывших самодержцев после ужасов 1917-го, Ольга переносила с гордо поднятой головой, но и со смирением одновременно....

В одном из своих Тобольских писем она писала:

Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что-то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…

До сих пор обывателям доподлинно не известно, попросил ли экс-Император дочь написать эти слова, или же она сама повторила сказанное им однажды в семейном кругу.

Свой последний день рождения Ольга отпраздновала в Тобольске. Николай II тогда с горечью записал в дневнике:

Дорогой Ольге минуло 22 года; жаль, что ей, бедной, пришлось провести день своего рождения при нынешней обстановке». Двадцать третий день рождения она так и не встретила...

Предсказанная когда-то Ольге счастливая судьба не осуществилась в полной мере... В страшную ночь 17 июля 1918 года она умерла вместе с сёстрами, родителями, братом и несколькими слугами. Но, кто знает, может в сравнении с судьбами сестёр, которых добивали штыками и выстрелами в голову, смерть старшей княжны действительно была легкой?..

В 1930-х появилась единственная за все время лже-Ольга. Ею стала Марга Бодтс, голландка по происхождению. Она даже смогла убедить принца Ольденбургского в своей правоте - её версия была хоть и весьма фантастична, но куда более правдоподобна, чем, например, история Анны Манахан. Она утверждала, что сбежала из дома Ипатьева благодаря матери, которая помогла похитить «свою надежду», то есть старшую дочь, и подменить её крестьянкой, которая якобы сама решила погибнуть за Великую княжну. До самой своей смерти принц Ольденбургский платил «чудесно спасшейся» пенсию. Марга пережила своего благодетеля на шесть лет.



Марга Бодтс и Ольга Николаевна.

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

XIX век, XX век, Ювенилия, Русская революция, Дети Николая II, Романовы, Королевские дома, Россия

Previous post Next post
Up