Сегодня, 2 сентября, в тысячи российских школ отправились миллионы российских школьников. Уже много лет такой царит порядок, и далеко не первое поколение детей сегодня отправилось в обязательном порядке в обычные школы, гимназии и лицеи. Но, если заглянуть на несколько веков назад, всё было совершенно иначе…
"Гардемарины, вперёд!" В кадре главные герои: Алёша Корсак, Никита Оленев и Саша Белов. Все трое были воспитанниками Навигацкой школы.
Шёл январь 1701 года. В России, которую царь Пётр готовил к дальнейшим реформам, проблем было много, одной из которых было образование, точнее, его отсутствие. Потому, прекрасно сознавая существующую ситуацию, 14 (25) января государь-реформатор подписал указ об учреждении в Москве нового училища. Или же, как сам государь назвал его, - Школы Математических и Навигацких наук.
Петровская Навигацкая школа стала первым в России морским, инженерным и артиллерийским училищем.
Пётр I. Готфрид Кнеллер, 1698. В год основания Школы царь был немногим старше - на портрете ему 26 лет, а в начале 1701 года было 28.
Свою работу Школа начала уже во второй половине 1701 года. Набор учеников начался летом, а к середине ноября их было уже две с половиной сотни. В разное время там учились представители большинства знатных фамилий XVIII века: Волконские, Хованские, Лопухины, Долгорукие и многие другие. Однако и лица недворянского сословия тоже принимались в Школу, с той только разницей, что курс, который проходили они, был несколько урезан. В частности, навигация считалась не их делом.
Помимо, разумеется, здоровья, одним из главных факторов при принятии в Школу был возраст. Новые ученики должны были быть не младше 11-12 лет и не старше, по разным свидетельствам, 17 или же 23 лет. В общем, брали тех, кто уже вышел из совсем детского возраста, но ещё не стал взрослым бородатым приверженцем всего старого.
Занятно, что не существовало определённого срока, за который ученики должны были «осилить» программу. В среднем обучение занимало от 10 до 15 лет, но варьировалось в зависимости от способностей и трудолюбия конкретного учащегося.
Изображение с сайта studfiles.net
Как и следовало ожидать, порядки в училище царили строгие. Занимались иногда и по 10 часов в сутки, отдыхали мало, а за прогулы штрафовали. И, конечно, это не отменяло ещё привычных для той эпохи телесных наказаний, которые были чем-то само собой разумеющимся. Так вместе с учителем в классе находился «дядька» с хлыстом.
Училище внутренне разделялось на две Школы: Нижнюю и Верхнюю, или, говоря современным языком, младшее и старшее звено. На всех учеников первоначально было лишь четыре учителя, трое иностранцев и один русский (Леонтий Магницкий). В принципе, главным лицом Школы был именно он. Как минимум, он был соотечественником своих учеников и лучше их понимал. Трое других были англичанами.
Памятный знак в честь Леонтия Магницкого (в городе Осташкове). Изображение с сайта spb.aif.ru.
Генри Фарварсон был специалистом в математике, астрономии и морских науках, двое других, Ричард Грейс и Стефан Гвин, преподавали конкретно навигацию и фехтование, Магницкий же учил элементарным арифметике, грамоте и тому подобным наукам. Он же, кстати, был автором первого русского учебника по арифметике. В последующие годы, разумеется, добавились и новые учителя, юноши стали учить немецкий язык (англичане-то явно не могли ему учить).
На экзаменах же, как уверяют нас некоторые авторы, мог присутствовать и опрашивать учеников лично Государь.
Сухарева башня в Москве. Она была снесена в 1934 году, при советской власти.
Первым местом расположения школы была Сухарева башня в Москве, но в 1712 и 1715 годах часть классов была переведена в Петербург, где на их основе были образованы Морская академия, инженерная и артиллерийская школы. А в Москве остались только ученики Нижней Школы и один из учителей. Учителем этим был, конечно же, Магницкий. Новыми его помощниками стали бывшие ученики.
Титульный лист "Математики..." Магницкого. Изображение с сайта ru.wikipedia.org.
Окончательно раздробленная, уже не имеющая настоящей системы в себе, Школа была расформирована в 1753 году, в правление «дщери Петровой», Императрицы Елизаветы.
Однако память о том действительно удивительном училище хранят до сих пор. Широко известен роман Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы», по которому в 1987 году даже был снят небольшой, но очень популярный сериал. Встречаются упоминания о Школе и Магницком и в романе Александра Говорова «Жизнь и дела Василия Киприанова, царского библиотекариуса». Наименование гардемаринов просуществовало до самого 1917 года, но первыми его носителями были именно бывшие ученики Навигацкой школы!
Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.