Лучший друг короля Непала родом из Одессы

Oct 12, 2018 03:35

Правнук героя Отечественной войны 1812 г., кадет одесского военного училища, танцор провинциального кордебалета, член парижской балетной труппы Дягилева, торговец икрой, охотник на тигров, создатель элитного клуба в Британской Индии, владелец роскошного отеля и лучший друг короля Непала: что общего может быть между этими персонажами? Меж тем это один и тот же человек в разные периоды своей жизни. Биография Бориса Лисаневича настолько удивительна и экзотична, что кажется выдумкой писателя, и странно, что о нем так мало знают.



Казалось, судьба третьего сына в офицерской семье, родившегося в 1905 г., известна заранее: кадетское училище, потом первый чин и служба в армии. Но в 1917 г. в составленный родителями Бориса план вмешалась революция.



12-летний кадет становится свидетелем бесконечной смены властей и погружения привычного мира в хаос. Училище закрывают, два старших брата - белых офицера - гибнут на полях Гражданской. Семья Лисаневичей в буквальном смысле слова голодает. И тут знакомая семьи, балетмейстер Одесского театра, делает спортивному и рослому подростку неожиданное предложение: войти в труппу кордебалета при театре.

Борис согласился, поскольку выбирать не приходилось. Вскоре он вошел во вкус и танцевал с удовольствием. Уже и гражданская закончилась, и советская власть утвердилась, а он все плясал на сцене Одесского театра оперы и балета, пока театр не сгорел в 1924 г. По этой ли причине, или по политическим мотивам 19-летний Лисаневич покидает родную Одессу и приезжает в Париж. Там ему посчастливилось попасть на просмотр к самому великому Дягилеву, и бывшего одесского танцора кордебалета приняли в дягилевскую труппу. Не будем преувеличивать: звездой балета он не стал, но рядом с такими гениями, как С.Лифарь, Дж. Баланчин, В. Нижинский, выглядел достойно. А потом Дягилев умер, и в 24 года Лисаневичу пришлось искать новое занятие.

Борису пришло в голову заняться бизнесом. Товар он выбрал беспроигрышный: икра в ту пору, как и теперь, была элементом роскошной жизни, и рестораторы и владельцы клубов охотно ее покупали. Лисаневич быстро разбогател и поехал на свою беду в Монте-Карло, где и проиграл за несколько дней всю прибыль.

Решив, что с таким азартным характером от бизнеса лучше держаться подальше, Борис возвращается в мир балета - правда, уже не как танцовщик, а как антрепренер. Он сколотил свою балетную труппу и стал ездить с нею по разным странам, добираясь и до Латинской Америки. Попутно Лисаневич женился на Кире Щербачевой, также танцовщице. Вдвоем они неплохо смотрелись на подмостках.



Может, так и ездил бы Лисаневич со своей труппой долгие годы по миру, если бы в 1933 г. случай не занес его в Индию. При виде причудливых дворцов, экзотической толпы на улицах и диких джунглей в голове бывшего одессита что-то щелкнуло, вспыхнуло и перезагрузилось. Он вдруг понял, что не хочет больше быть танцором и антрепренером, а хочет охотиться на львов.

Сказано - сделано. Попрощавшись с труппой, Лисаневич уехал в джунгли на 3 месяца. Там он познакомился с диким племенем, накурился опиума и убил 8 леопардов, 6 тигров и 40 буффало.

Обогатившись новыми впечатлениями, Борис вернулся в Калькутту и обнаружил, что городу чего-то не хватает. Присмотревшись, он понял, что не хватает международного клуба. В те светские клубы, которые были в городе, могли ходить исключительно англичане. Лисаневич решил, что европейцы и индийцы ничуь не хуже надменных островитян, и создал в 1936 г. свой клуб, который назвал "300".



Как водится, многие пророчили ему неудачу, но все получилось: очень скоро клуб "300" стал необычайно популярен. Туда охотно приезжали индийские раджи, члены дипломатического корпуса, чайные плантаторы, миллионеры-промышленники. Всем нравились отличная кухня, хорошая музыка и демократичная атмосфера. А однажды в клуб зашел Трибхуван Бир Бикраму Шах Деву - король Непала в изгнании.

Двум эмигрантам, покинувшим родную землю под влиянием обстоятельств, было о чем поговорить. Экс-король понравился Лисаневичу, Лисаневич - экс-королю. Более того, Борис познакомил Трибхувана с премьер-министром Д.Неру, и тот помог изгнанному монарху вернуться на трон. В благодарность непальский король пригласил к себе Лисаневича.

Тот подумал, подумал, и согласился. После обретения Индией независимости клуб пришлось закрыть, первая жена Кира попросила развод и уехала в США, так что Непал для 45-летнего Лисаневича стал хорошим местом для старта нового жизненного этапа. Тем более, что неугомонный одессит загорелся новой идеей.

С первого же дня пребывания в Непале его поразила необыкновенная красота местной природы.



Но почему-то никто, кроме местных жителей, не наслаждался этой красотой. Туристов в Непале не было от слова "совсем". Когда Лисаневич спросил у своего друга-короля, в чем дело, тот пояснил, что в стране нет нормальных гостиниц - только допотопные постоялые дворы. Тогда Борис взялся за создание такой гостиницы.

Помещение ему предоставили, а вот всего остального не было. Буквально каждый элемент обстановки - от вилок до мебели - пришлось завозить из Индии. Завозили дедовским способом - караванами ослов и мулов. Поскольку из еды в Непале был лишь рис, Лисаневичу пришлось создать несколько птицеферм и заняться разведением моркови, свеклы и других культур. Можно сказать, что открывшийся в 1954 г. в Катманду Royal Hotel был буквально создан с нуля.



С момента открытия отеля начинается история туризма в Непал. С легкой руки Лисаневича богатые туристы (а потом и не очень богатые :)) устремились в загадочную и доселе неведомую страну. И даже смерть короля Трибхувана ничего не изменила: его преемник Махендра после недолгой опалы (причем Лисаневич даже успел попасть в тюрьму) встал на его сторону и поддержал его гостиницу.

В 1960-х Катманду становится международным центром альпинизма, а Royal Hotel - центром Катманду. В отеле останавливались Чжоу-Эньлай, Дж. Неру,наследный принц (ныне император) Японии Акихито, президент Пакистана Айюб-хан, маршал К. Ворошилов, космонавты В. Терешкова и А. Николаев, королева Елизавета II и ее супруг принц Филипп. А Жан Поль Бельмондо снял о Лисаневиче целый фильм - "Человек из Гонконга".

До конца своих дней - а умер Лисаневич в 80 лет - бывший одессит не выпускал из рук бразды правления своей гостиничной империи, открывая ресторан за рестораном. После себя он оставил миллион туристов, ежегодно приезжающих в Непал, четверо детей, знаменитый отель и легенду. О нем написали три книги, сняли два фильма, поставили памятник. Сам же Лисаневич на вопрос, что для него главное в жизни, ответил: "Только одно может что-то стоить в этой жизни - как много людей вы сделаете счастливыми".

жизнь великих авантюристов, люди, история, интересные факты

Previous post Next post
Up