Все мы держали в руках нож, хотя бы кухонный, но мало кто задумывался о том, сколько традиций и ритуалов возникло на протяжении столетий вокруг этого банального предмета. Во всяком случае, мне книга Д.Черевичника "Всемирная история поножовщины: народные дуэли на ножах в XVІІ-ХХ вв." (почитать можно
здесь или
здесь) открыла совершенно новый мир. Она посвящена необычной теме: использованию ножа как оружия чести в разных странах мира.
Как справедливо замечает автор, если причины дворянских дуэлей, а также окружавшие их кодексы чести, ритуалы и традиции изучены многими поколениями историков и антропологов, то высокоразвитая культура народных «плебейских» дуэлей практически неизвестна. Упоминания о народных дуэлях автору приходилось по крохам выискивать в европейских законодательных сборниках XV-XIX веков и мемуарах, зато результат превзошел все ожидания. Открыв эту книгу, вы узнаете:
- почему простые испанцы 15-19 вв. не расставались с навахой;
- как дрались на ножах простые финские парни;
- почему голландцы в 17 вв. устраивали дуэли на ножах;
- как итальянское правосудие 18-19 вв. относилось к убийствам из мести;
- в каком столетии поножовщину в Англии заменили мордобоем;
- как выглядят мексиканские дуэльные ножи;
- о чем идет речь в песне афроамериканцев «Оставьте ваши бритвы за дверью» (1900),
и о многом другом. Вы погрузитесь в мир кровавых стычек, но не стихийных, а обусловленных обычаями и предрассудками, мир, в котором парижских апашей, критских женщин, аргентинских гаучо и калабрийских бандитов объединяло одно - виртуозное владение ножом. Попутно автор сообщает массу интересных фактов, связанных с колюще-режущими предметами 😁.
Например, знаете ли вы, что такое "сфреджо"? Это традиция ритуального обезображивания лица, монополизированная печально известным преступным сообществом Неаполя - каморрой. "Все исследователи, занимавшиеся изучением каморры, сходятся во мнении, что для членов этой организации сфреджо представлял вид наиболее распространённого наказания. Они прибегали к нему, когда было необходимо покарать на небольшой проступок, совершённый соратником, и если речь шла о мести в отношении «непосвящённых». Кроме того, бандиты наносили порезы своим подругам. "Женщина каморриста, получившая сфреджо, никогда не свидетельствовала против мужчины, который её изуродовал, а наоборот, гордилась принадлежностью к нему. Но надо заметить, что при этом она руководствовалась не преданностью, лояльностью или великодушием, а исключительно тщеславием. Видимый шрам, свидетельствовавший о том, что это возлюбленная каморриста, автоматически повышал статус женщины в обществе" 😁.
Рекомендую книгу всем любителям познавательного и интересного чтения. Написана она легким языком, не без юмора, а все факты тщательно документированы.