Как итальянец-иезуит стал великим китайским художником

Feb 18, 2019 00:10

Всем знакомо выражение "Начать жизнь заново", но мало кому удавалось начать новую жизнь так, как это удалось итальянцу Джузеппе Кастильоне. Был Джузеппе - стал Лан Шинин, был итальянец - стал китаец, был иезуит - стал художник, был миссионер - стал придворный. Его история кажется невероятной, меж тем она совершенно реальна.



Родился Джузеппе Кастильоне в Милане 19 июля 1688 г. в богатой семье. Он получил домашнее образование, и кроме обычных дисциплин - латыни, математики и проч. - изучал еще и живопись. В 1707 году Кастильоне вступил в Орден иезуитов в Генуе; тогда ему было всего 19 лет. Он принадлежал к т.наз. светским иезуитам, т.е. не был священником.



В то время иезуиты активно окучивали Китай. В конце 17-го века несколько иезуитов уже работали при дворе китайского императора, который был заинтересован в заимствовании европейских технологий в разных сферах, в том числе и в живописи. В начале 18 века китайская миссия обратилась к руководству ордена с просьбой направить художника к императорскому двору в Пекине. Руководство решило, что молодой и энергичный Кастильоне - идеальный кандидат. Ему, вероятно, тоже хотелось поездить по миру на халяву :). Известно, что перед тем, как отправиться в Китай, он несколько лет провел в Португалии, расписывая церкви.

В августе 1715 года Кастильоне наконец прибыл в Макао и в том же году достиг Пекина, где сперва поселился при «Миссии Святого Иосифа». Его представили императору Кан-си, оценившим его картину, на которой была нарисована собака.




В Китае, где отношение к иностранцам было весьма пренебрежительным, он вынужден был бороться за то, чтобы его творчество восприняли всерьёз. Джузеппе принял китайское имя Лан Шинин и стал впитывать обычаи, язык и искусство чужой страны. Опыт, твёрдая рука и способность схватывать все на лету сослужили Джузеппе хорошую службу.



Признание пришло довольно быстро: император Кан-си был так поражён талантом европейского миссионера, что сначала приблизил его к себе, а вскоре назначил придворным художником. В этот период Кастильоне, вернее, уже Лан Шинин, работал еще маслом, но уже использовал традиционные мотивы и приёмы китайской живописи. Он расписал несколько иезуитских церквей в Пекине, но большинство из них не сохранились до наших дней.



Кастильоне жил в гармонии с собой, окружающим миром и искусством, хотя спокойной и безоблачной его судьбу назвать никак нельзя. Он многократно избегал опасностей, которые не раз подстерегали его и в бурном море, и при дворах трёх китайских императоров, где жизнь европейцев в то время висела буквально на волоске.



Вступивший на трон император Юн-чжэн решил, что Лан Шинин вместе с прочими выдающимися архитекторами и художниками должен принять участие в проектировании парка Юаньминъюань в окрестностях Пекина. Там появилось несколько строений в европейском стиле и фонтан с бронзовыми изображениями 12 животных китайского календаря.



Наряду с этим Лан Шинин не оставлял своих опытов с традиционными стилями живописи. Он также обучал придворных художников рисовать масляными красками и принимал активное участие в написании трудов по искусству. При его содействии были переведены на китайский язык несколько книг, посвящённых архитектуре.



Кастильоне так и не вернулся в Европу. Он умер в Пекине 17 июля 1766 года, не дожив 2 дня до 78 лет. Лан Шинин вошёл в историю живописи как художник, уникальным образом совместивший в своем творчестве лучшие традиции классической китайской гравюры и приёмы европейской школы. Именно смешение традиционных приемов разных школ давало произведениям Лан Шинина тот колорит, который ощутимо выделяет их среди прочих.



В 2005 году о Кастильоне китайцы вроде сняли телесериал Palace Artist in China, но информацию про сериал найти не удалось.

Нравятся вам картины Джузеппе... то есть Лан Шинина?

жизнь великих авантюристов, люди, живопись, история, интересные факты

Previous post Next post
Up