Из-за своей долгой истории присутствия в регионе (свыше 3 тыс. лет), греческое население Средиземноморья имело одну из самых сложных демографических ситуаций в Европе конца XIX века,
что объяснялось следующими факторами.
Так, при формировании демографического ареала и демографической истории греков, чётко выделяются два периода: античный и средневековый, имеющие различные последствия для данного этноса.
Древнегреческая колонизация, активное продвижение эллинистической культуры во времена Александра Македонского, второй золотой век эллинизма во времена греко-римского единства под знамёнами Рима, и, наконец, сохранение Восточно-Римской империи благоприятно сказываются на положении греческого населения региона, укрепляют позиции греческого языка.
Тем не менее, греческий язык и культура на востоке империи оказываются по ряду причин менее жизнеспособными чем романская культура и латынь Западной Римской империи.
Уже в VII веке становится очевидной долговременная тенденция большинства греков к концентрации на приморских равнинах и слабом проникновении их во внутренние регионы материка (Балканы, Анатолия).
Славяне, массово заселившие Балканы в VI-VIII веках, не ассимилируются, как кельты в Римской Галлии.
То же самое, хотя и в меньшей степени, касается валахов и албанцев, сохраняющих культурно-языковую автономию в рамках империи.
Особенно показателен пример Анатолии и Леванта, внутренние районы которых, несмотря на длительный эллинистический и византийский период, так и не стали ядром греческой нации.
Местные племена (курды, армяне, а также евреи и арамеоязычные нехалкидонские христиане), вероятно, изучали греческий язык лишь на очень поверхностном уровне, но не усваивали его.
Это во многом объяснялось их постоянными контактами с более многочисленными, а затем и более могущественными персидско-арабскими государствами. Жизнь и быт средневековых греков, вероятно, также ориентализируется до такой степени под влиянием ислама, что греки сами тяготеют к восточным языкам и культурам, а потому греческий язык и культура теряют привлекательность в глазах других народов империи.
В результате ассимиляционных процессов Малая Азия, бывшая почти полностью христианской и грекоязычной ещё в XII веке, к началу XV превращается в мусульманский тюркоязычный эмират, где греческое население присутствует главным лишь на узкой прибрежной полосе на севере и западе полуострова, а внутри сохраняется только в виде ряда изолированных анклавов т. н. каппадокийского наречия.