Антонины, Пилавин, граф Потоцкий, зубры

May 13, 2020 11:58

Все надоело в ковидном течении дней.
Ковырялся вчера в Проекте Гутенберг- искал "Турецкие письма" леди Мери Ворсли Монтегю и нашел.
Но еще нашел много чего другого интересного, и среди этого книгу 1908 года
"Путешествие в Пилавин. Олений-парк графа Иосифа Потоцкого на Волыни, в России."
англичанина Лидеккера.




Поездка в Пилавин.

В конце 1906 года я получил приглашение от графа Иосифа Потоцкого посетить его в августе следующего года, чтобы увидеть его коллекцию оленей в Пилавине, в российской губернии Волынь.
После некоторой предварительной переписки графиня Потоцкая также послала приглашение моей старшей дочери; и после получения этого я наконец решил предпринять поездку.

Мы начали с 8.35 вечера. поезд на поезде из Виктории в понедельник, 19 августа, и прибыл в Варшаву к завтраку в следующую среду.
Завтрак в отеле «Бристоль» (где мы впервые попробовали свежую русскую икру) был желанным предварительным осмотром Варшавы под руководством агента графа, который любезно приехал встретить нас по прибытии на станцию.
Город можно легко и быстро увидеть благодаря отличному обслуживанию конных трамваев, которые теперь заменяются электромобилями по воздушной сети.

Вначале наше внимание привлекла великолепная новая греческая церковь, построенная из белого кирпича, с ее золотым куполом и высоким отдельно стоящим колокольней.
Церковь стоит перед «Бристолем», а за ней находятся прекрасные общественные сады, которые полностью восхищают нас.
Мы также посетили несколько прекрасных старых католических церквей, в том числе знаменитый собор.
Удивительный и высокий памятник польскому королю Сигизмунду, а также прекрасная статуя астронома Коперника были также осмотрены и восхищены.

Часть города, которая  произвела на нас самое сильное впечатление была прекрасным старым рынком с его нерегулярными, живописными зданиями, его многочисленными киосками и людьми разных национальностей, которыми он был переполнен, все заняты либо покупкой, либо продажей.



По счастливой случайности мы также воспользовались возможностью увидеть, как один из царских кавалерийских полков -Черкесский марширует по городу; темные мундиры и высокие черные астраханские папахи и *безбё воинов создают разительный контраст с белыми
жакетами казаков, которых можно увидеть повсюду на улицах.

После возвращения в наш отель, к 3:30 вечера. мы были на пути к станции Тересполь, конечной остановке линии Киева, которую мы должны были покинуть до Шепетовки, нашего пункта назначения, в пять часов.
Мы были несколько задержаны на нашем пути из-за большого количества машин на мосту через Вислу;
и из-за толпы пассажиров на самой станции нелегко было брать билеты и регистрировать багаж;
но это было в конечном счете выполнено (портье отеля), и мы скоро были удобно устроены в спальном купе поезда, готового к отправлению.
Здесь можно сказать слово в знак признательности железнодорожной службе в этой части Российской империи;
то есть, когда вы уже в поезде.
Спальные отсеки первого класса удобны и комфортабельны;
кухня отличная; а обслуживающий персонал - гражданский, внимательный и опытный в интерпретации потребностей тех пассажиров, для которых русский и польский языки неизвестны.
Пунктуальность, однако, является добродетелью, которая в некоторых случаях могла бы быть более уважаемой.
В 5.10 утра в четверг (только на десять минут позже нашего запланированного времени) мы достигли станции Шепетовка, где нас ожидала  открытая карета, запряженная четырьмя лошадьми;  и через пять минут мы были на пути к Антонинам, загородному поместью графа и графини Потоцких.
Маленькие компактные фаэтоны лакированного дерева используются для путешествий.
Они построены в Вене и могут управляться в четыре руки или четверкой цугом.
Команда с четырьмя лошадьми всегда готова на каждой сменной станции.
Если вы путешествуете ночью, перед вами едет небольшое транспортное средство с факелами.
Для багажа предусмотрена вторая перевозка.

*безбё-  подвеса, шлык,  кучма,  шако
высокая меховая шапка с цветным тканевым(феторовым) клапаном, свисающим с правой стороны,
и часто пером на вершине, которую носили солдаты некоторых полков гусар и артиллеристов.
Busby





и еще тут



Подозреваю, что вы, как и я, ни об заповеднике Пилявине, ни о дворцовом комплексе Антонины никогда не слыхали.
Поэтому я погуглил-погуглил и нашел отчет человека с фотографиями, который там бывал недавно.

При создании заповедника Пилавин в 1901 году мое намерение ограничивалось разведением лосей, которые до сих пор живут на родине не очень далеко на севере, но на протяжении многих лет перестали обитать в этих лесах.

Насколько мне известно, до сих пор никто не пытался натурализовать этих великолепных оленей в закрытых парках; но тот факт, что Пилавин является частью их первоначальной среды обитания, побудил меня попробовать эксперимент, который до сих пор имел безоговорочный успех.

Первой большой дичью, ввезенной в Пилавин, были лоси; но вскоре после их размещения у меня была возможность приехать в Англию в знаменитый парк герцога Бедфорда в Вобурне, и увиденные там чудеса расширили мои представления о возможностях Пилавина.
Не думая о том, чтобы конкурировать с чудесами Воберна, я, соответственно, решил добавить в парк Пилавин таких оленей Северной Америки и Азии, которые, вероятно, будут процветать в России.

Следовательно, я не терял времени и добыл американских и сибирских вапити, а также кавказского благородного оленя и маньчжурского оленя Дыбовского, после чего я продолжал добавлять других новых жителей в парк по мере возможности.
В 1905 году благодаря любезному содействию князя Виктора Кочубея, который возглавляет императорские владения, я получил от  ЕИВ России ценный дар- трех бизонов из Императорского заповедника Беловежская Пуща; а в следующем году пара их американских родственников, импортированных Гагенбеком, была добавлена ​​к стаду.

Многое еще предстоит сделать, прежде чем Пилавин будет поставлен на такой уровень, который сделает его по-настоящему интересным и важным для изучения естествознания. Если возможно, я хотел бы сделать его домом для всех видов крупной дичи, для которых климат и другие местные условия оказываются подходящими. И когда я это сделаю, я хочу, чтобы они жили практически в диком и естественном состоянии, свободно размножаясь и не испытывая никакого недостатка и стеснения свободы.
На самом деле я хочу увидеть в Пилавине  не зоологический сад, а дикий лес, где самые благородные виды дичи могут обладать как можно большей свободой, и где спортсмен может получить удовольствие от настоящего спорта, а натуралист - отличное поле для учебы.

Прежде чем закончить, я могу воспользоваться возможностью поблагодарить всех, кто так любезно помог мне в моем предприятии.
Моя первая благодарность - от Его Императорскому Величеству;
и я должен поблагодарить герцога Бедфорда за обещание молодого американского бизона, который, я надеюсь, достигнет Пилавина весной. Князьям А. С. и Ф. Радзивиллам, графу Константину Потоцкому и г-ну Заленскому я обязан лосем.
Господину Поклевскому-Розиелю я приношу благодарность за сибирскую икру;
в то время как я должен поблагодарить мадам Уварову за ценный подарок пары бобров.
Я также с удовлетворением отмечаю важность услуг фирмы Гагенбек из Гамбурга, которая к моему полному удовлетворению выполняла все заказы, касающиеся ввоза живых животных в Пилавин.

Автору этого небольшого тома я хочу выразить свою глубочайшую признательность и самую теплую благодарность;
и я горжусь и рад, что первое описание Пилавина пришло из-под пера такого известного натуралиста, как мистер Лидеккер.
Наконец, что не менее важно, я благодарен издателю за то, как этот рассказ о Пилавине представлен миру.
Иосиф Потоцкий.
Антонины, январь 1908 г.

зубр, охота, Пилавин, Потоцкий, аристократия, Российская Империя, Польша, заповедник

Previous post Next post
Up