..а в один прекрасный день отправились мы на двое суток в поход на ледник Джанкуат..
У подножья ледника нас должна была встретить гляциологическая станция МГУ, созданная специально для изучения огромных масс льда, снега и вообще для радости жизни.
Нагрузив рюкзаки спальниками и пряниками, поехали на спортивной нашей Газельке через пос. Эльбрус и погранзаставу, после которой эвакуировались возле кафе с хичинами (они ведь вкусные, заразы!). Оттуда по долине реки Адыл-су ждал нас длительный подъём до заветных райских мест.
Сия тропа весьма популярна у просто и не очень просто туристов, почему-то они мне запомнились в виде больших парней с большой головой и усами а-ля Санта-Клаус-силач. Образное мышление.
Ну а вокруг лето, солнце, зелено всё:
У дороги валяется валун-исполин, по которому карабкаются, не щадя себя, все в поту начинающие альпинисты. От такой картины идти не хочется ещё больше, завалиться б в тенёчке.. не, дружок, тут вот субальпийский луг с эспарцетами, а вот молочай грузинский:
Проходим через территорию лагеря МГТУ им. Баумана, минуя табличку "штраф 500 рэ". Что-то здесь есть полуродное - московский универ, да. Но внутри ни души, только стоят в ряд аки патроны тубусы-домики песочного цвета. И какой-то странный подъёмник, короткий и идущий не вверх, а так, лениво по горизонтали. Что там физики намудрили? Еду так транспортируют с кухни?
Проходим поваленные деревья и россыпи камней - следы недремлющих селей. Солнце припекает.. В голове непереставаемое ощущение гор - особое состояние духа, а какое - я и не объясню, хыхы. Может, из-за первого раза. Или солнце просто сильно припекало.
Впереди бурный поточище преграждает бесстрашным камрадам путь, шумно клацая камнями и впадая в более мутную Адыл-су:
Ничего, руки в ноги, ноги филигранно выставляются по крепким с виду камням и балеринно один берег сменяется другим. Теперь можно с довольным видом смотреть на белизну шумного пенистого потока. Брызги во все стороны переливаются солнечными кроликами, камни довольно греются, притулившись друг к другу - горная идиллия, да.
По узкой скалистой тропинке выбираемся к деревянному хлипкому мосту над рьяно бушующей мутной массой, подъём, ещё подъём - и мы на боковой морене, местном водоразделе, откуда уже открываются видные виды. Система приледниковых озёр:
Вершина у морены очень узкая - водные потоки откушали всё по бокам и угрожают вообще обезглавить бедную форму рельефа. Поэтому тропа экстремальна. Зато чувствуешь себя на высоте, меж двух долин чем-то.. водораздельным! значительным!
Цветочек:
Панорамка с хлипкого моста. Справа наблюдается боковая морена, поросшая лесом, по вершине которой шагали мы дружно к заветным целям:
И вот.. вот.. барбаранная дробь, перед глазами открывается одурманивающая фантастическая панорама ледника и приледникового озера Башкара. Но перед тем как открыть и одурманить, я просто таки обязан познакомить вас с рыжим лишайником, который называется (на слух) клякляка элеганс. Ладно, Caloplaca elegans. Elegans в русской раскладке звучит ещё прекрасней, чем элеганс: удупфты. Я бы назвал лишайник Клякляка Удупфты. Удупфты, удупфты. Олололо. Да, лишайник:
Теперь с чистой совестью открываю вид:
Справа виден отрог ледника Башкара, левее приледниковое озеро, а за ним, на дальнем плане - ледник Джанкуат, к которому и лежал наш путь. Об озере стоит сказать отдельно, ибо оно это, разбуянилось. Точнее, разбуянился сначала таящий ледник, а с ним заодно и озеро. Оно подпорного типа, потому что подпирается самим же ледником и мореной. Плотина. Но уровень всё повышался и повышался, превысил критический и стал щекотать всем нервишки, переплёскиваясь через краешек. Вся соль в том, что эта круглая лужа могла прорвать плотинку-то и понестись селем вниз на физиков, что вообще не очень хорошо. Поэтому нашу геобратию, обитавшую в это время на станции, дяди из МЧС поставили на ноги и просили бдить. На станции стоял прибор, получавший сигнал с другого, що измерял уровень озера. Ночью он запищал, потому что критические 4 метра были пройдены и надо было поднять стрём. МЧС начало эвакуацию, ибо на следующий день ещё и ливень пошёл. Но вроде озеро передумало переливаться или вообще и не думало, а так, пошалило. В общем, не было селя.
Вид на долину Адыл-су:
По центру идёт та самая тропинка "почувствуй себя водоразделом".
Идём по морене вдоль озера, затем спускаемся с неё и оказываемся на райской поляне, где и стоит гляциологическая станция. Там цветочки растут:
Сама станция представляет собой апофеоз географического строительства. Здесь географам дали полную свободу, и она воплотилась в шедевре приледникового комплекса построек. Два сарая с настенной живописью, внутри одного жилой сектор с приборами, внутри другого кухня и стены, обклеенная невесть откуда взявшимия гениальными постерами к фильмам 90-х и рисунками на околонаучные темы. На приусадебном участке туалет, у которого - если открыта дверь, значит, занято (человек любуется Эльбрусом). Имеются сани газотурбинные с лежащим там чучелом гляциолога, флаг СССР, инструменты, вёдра с водой, газобаллоны и ещё куча всего-всего. И вокруг забор из камней, чтобы тусующиеся здесь коровы не заходили оставить свои круглые сувениры.
Витает атмосфера географов, ведь здесь уже много лет сменяются одни бригады другими. Гляциологи, гидрологи, метеорологи, геоморфологи, ландшафтоведы. Был там ещё и экономист, и просто хиппи. Компания, в общем :)
Как пришли - дали нам чарку и бочку с водой, пошёл процесс..
Есть тут и такое..
Вместе с некоторыми обитателями станции, коих было между 10 и 20 (вообще удивительно, как в двух сарайчиках всё умещается), пошли мы уже налегке ближе знакомиться с озером и очагом событий.
С соседней вершины вдруг послышался грохот - сошла лавина. Только я весьма долго искал её глазами и был удивлён акустическими казусами гор:
Перемычка - самое слабое место в плотине - уже переливалась водой, которая ныряла затем в чрево отрога ледника. Чрево - это да! Кидаешь туды камень, а оттуда тебе эхо такое "ужжых". Протащился я от перемычки. В художественном плане она малохудожественна, но тащит неслабо от неё. Важный объект.
Потом цепочка наша как-то разорвалась, и я помню, как один шёл наверх по чудесному цветочному луну на склоне морены. Солнце как-то игриво пробегалось лучами по разноцветным макушкам, иногда сплетавшимся в цветовую кляксу:
Забрались все на какую-то местную значимую точку, расселись и стали кайфовать, слушая рассказы обо всём вокруг. Место нирванное - вокруг тебя всё широко и далеко, над тобо солнце, сам ты утопаешь в роще цветов, бабочки носятся туда-сюда. И не чувствуется, что ты мал и ничтожен перед хребтами, потому как они здесь вровень с тобой. Да, знатный был вечер.
...
Легендарный человек - Дмитрий Александрович Петраков. Обошёл всю горную границу СССР, занимаясь лавинами. Со своей лыжной палкой он так ловко скакал по каменным россыпям, что и не поспевали мы за ним.
Бабочка села на меня:
Пора идти - горы обволакиваются тучами, будет мокро.
Зашли по пути на дозорную будку, полазили-попрыгали:
Вблизи шириком будочка, конечно, внушительна. А вообще она маленькая и силуэтом только:
Солнце ушло, стало серо. Облака прижимают к земле, потому как низко они здесь:
Ромашки с трепетом расправили лепестки в ожидании влаги:
А бурёнкам, как обычно, всё пофиг:
Какое-то загадочное и очень привлекательное стало сочетание цветов серо-зелёно-молочное:
...
...
...
Сходили на снежник, поиграли в снежки. Летом это делать втройне приятно. Но вот громанул гром, да ещё с такой силой, что ойойой! В горах всё близко, шумно и низко. Сразу почувствовалось что-то родное в этих двух домиках.
Напоследок снял пацанов чётких:
Стемнело. Собрались мы все на кухне, тесно было немерено, но уютно ещё немеренней. За окном разыгралась стихия - молнии, ливень - всё, как надо. А мы сидели при свечах, пили чай (ну а кто втихаря подливал туда винца и предлагал чай с лимоном), пели всякие песни.. То и дело кто-то распахивал дверь и появлялся на пороге в мокром плаще с видом "уажжж" и ливнем на заднем плане, но тут же дверь закрывалась и гость ассимилировался в уюте и тепле. Здесь были самые разные географы, и экономист, и хиппи. И была общая атмосфера географического уюта. Да, это было круто.
А на следующий день надо было идти обратно, хотя шёл дождь и вообще было неохота. Но географ в любую погоду пойдёт куда угодно. Надо - вперёд :) Собрали вещи и в путь! Штормило:
Идти по мокрым камням - то ещё приключение. Переходить ту реку - тоже не сказка. А если учесть, что непромокаемые плащи не промокают первые минут пять, то было просто сказочно! Ещё делали целый час работу, пока совсем мокро не стало. Кстати, на склоне стоят такие штуки:
..и смотрят прямо на Грузию. Только вы это, тсс! Это пушки для пальбы по лавинам, чтобы снег не скапливался.
..мокрые, как тряпки после уборки, завалились мы в те кафе с хичинами и уж там дали воле волю. Хорошо пошли хичины. А уж после них как-то доехали до дома, где было надето всё тёплое-сухое.
Часа полтора всё писал, ужас! Да приятно всё это вспомнить.
_______________________________________________
спасибо за внимание