Образование незрячих школьников. Прошло 9 лет. Что изменилось?

May 15, 2012 09:21

Твитнуть

image Click to view



Регламентом время выступлений было ограничено 7 минутами. Пришлось немного сократить своё выступление. Полный текст ниже.

Уважаемые друзья, коллеги.

Спасибо за предоставленное слово. Более трёх лет я занимаюсь проблемами незрячих и слабовидящих детей. Не могу сказать, что государство не помогает этим детям. Бесспорно многое делается: школы и библиотеки оснащаются специальным оборудованием, закупаются аудиокниги и книги шрифтом Брайля, улучшаются условия проживания в школах-интернатах и так далее. Однако говорить о том, что проблем нет или их мало, ещё рано. Скажу прямо: сделана лишь незначительная часть того, что необходимо слепым детям.

В первую очередь, я бы хотел заострить ваше внимание на образовании незрячих школьников. Понимаете, в чём дело. Эти дети практически ничем не отличаются от нас, зрячих школьников. Среди них очень много талантливых и способных людей. И они хотят тоже получать качественное образование, работать в будущем и приносить пользу нашей Родине. В мире и в нашей стране очень много, не побоюсь этого слова, гениальных слепых музыкантов, певцов, юристов, программистов, литераторов, учителей… этот список можно продолжать долго. Но я вот о чём. Чтобы незрячий школьник получал качественное образование, ему необходимо создать определённые условия. И вот тут начинается главная проблема.

Я не знаю, куда смотрит наше министерство образования, но, к сожалению, в большинстве школ для незрячих катастрофически не хватает учебников, особенно по новым программам. И здесь нельзя медлить. Ведь ребята растут, время уходит, а качество образования падает.

За последний год я посетил немало школ-интернатов в разных регионах. В моём живом журнале есть отчёты об этих поездках. Знаете, в чём парадокс? Вроде смотришь: и оборудование есть, и компьютеры, и всякие приспособления. Но я черпаю информацию не только от руководителей школ или управлений, отделов, департаментов образования. Я общаюсь непосредственно со слепыми учениками, со своими сверстниками. С одними по телефону, с другими по электронной почте или скайпу, с третьими, кто овладел компьютером, в социальных сетях, в твиттере. Есть у меня друзья, к которым я езжу в гости, а они приезжают ко мне.

И вот какая вырисовывается неприглядная картина. Очень часто оборудование используется формально и неэффективно. А то и вовсе стоит пылится. Вы понимаете о чём я говорю? Приведу пример. В рамках государственной программы во многие школы поставили компьютеры Эппл. Замечательная техника. В них уже по умолчанию установлены программы экранного доступа для слепых людей. Эти программы стоят даже в айпадах и айфонах. Вот какая предусмотрительность изготовителей! Казалось бы, пользуйся на здоровье, учись. Да не тут-то было. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что на эти компьютеры установили Виндоус, а лицензионных программ экранного доступа нет. Вернее они есть, но только стоят по 20 тыс. рублей. И когда их закупят (если вообще закупят), одному богу известно. Вы же понимаете, что эти дорогостоящие и качественные компьютеры превратили просто в железо. Я считаю, что формализм в этих вопросах недопустим. Оборудование поставляется не для галочки, а чтобы оно приносило пользу. Не буду говорить уже о провинции. Такое происходит даже в Москве. Но самое обидное, что у нас до сих пор есть чиновники, которые искренне удивляются: зачем, дескать, вообще слепому компьютер. То есть люди не понимают, что сегодня техника ступила так далеко, что незрячий человек самостоятельно может работать за компьютером, пользоваться интернетом и так далее.

Я предлагаю оценивать эффективность работы со слепыми школьниками не по количеству приборов и техники в специальном учебном заведении, а нужно просто приезжать в школу специалистам, приглашать на собеседование несколько учеников (причём не по рекомендации учителей, а на своё усмотрение) и общаться с ними: проверить, как они умеют пользоваться шрифтом Брайля, как работают за компьютером, могут ли работать на брайлевском дисплее, и только после этого делать выводы, как работает администрация школы.

Проблема слепых школьников - это своего рода такая, знаете ли, закрытая тема, вернее, даже не закрытая, а прикрытая слащавыми отчётами и показухой. Дети часто пишут мне о произволе и равнодушии в стенах школ-интернатов. Но их родители просто боятся вскрывать недостатки, потому что при желании руководство школы может превратить слепого ребёнка в изгоя.

В ноябре прошлого года на встрече с президентом России я рассказал о некоторых проблемах слепых детей и потом подготовил для него доклад на эту тему. Нужно отдать должное, Дмитрий Анатольевич отреагировал незамедлительно, внёс изменения в некоторые правила, инструкции. И вот вам ещё один пример: некоторых моих знакомых незрячих учеников президент уже через неделю пригласил к себе. И смех, и грех - если бы вы знали, как засуетились чиновники разных уровней, отправляя своих учащихся на встречу с президентом. Смотри, мол, там то не скажи, не ляпни лишнего, об этом не рассказывай, такую-то тему не затрагивай и так далее. К чему я об этом говорю? Да к тому, что проблем и нерешённых вопросов накопилось столько, что настало время вникнуть во всё это глубоко и по-настоящему. Ибо мы просто теряем для страны, для общества грамотных и талантливых детей. И это наша общая беда. Потому что вместо того, чтобы слепые люди трудились в будущем на благо России, они, не имея качественного образования, будут доживать свой век на пособия для инвалидов. Мы, зрячие люди, обязаны создать им равные условия, и абсолютно убеждён, что при желании это сделать не так уж и сложно.

Посмотрите «Федеральный перечень реабилитации инвалидов», утверждённый ещё в 2005 году. Вы не найдёте там не только многих специальных устройств для слепых, а даже брайлевской бумаги. Я уже много раз об этом писал во все инстанции, но воз и ныне там. Кто же мешает расширить это перечень? К сожалению, многие чиновники думают, что слепому человеку достаточно так называемых говорящих книг. Не раз слышал о том, что Брайль - прошлый век. Но это глубочайшее заблуждение. Без Брайля человек не сможет получить качественное образование, это всё равно, что зрячего человека не обучать письменности и чтению.

Мы говорим сегодня о равнодушии в обществе. Но, увы, есть даже такие руководители отделов образования, которые не знают, что на их территории обучаются слепые школьники. Не хотелось сегодня называть конкретные регионы, школы, департаменты. Это, конечно, всё нужно проверять дополнительно. Надеюсь, госорганы, общественные организации займутся этим. Но один случай меня просто убил. Я два года назад учредил неформальную программу «Живые сердца». В рамках этой программы с помощью неравнодушных людей мы издаём аудиокниги, книги шрифтом Брайля, закупаем специальное оборудование и всё это дарим незрячим детям. Принципиально: не учреждениям, а конкретным ученикам. И вот я звоню руководителю образования в город Новошахтинск Ростовской области. Так мол и так, хотим бесплатно передать слепым ребятам специальные плееры-диктофоны для чтения книг. Руководитель заверила меня, что у неё на территории (так она выразилась) нет слепых школьников. Заметьте, население города более ста тысяч человек. С одной стороны, это хорошо, а с другой - что-то мне не поверилось. Я подключил блоггеров, друзей, знакомых по соцсетям и в конце концов выяснил, что всё-таки в городе есть девять слепых школьников. Ну, скажите, разве это нормально? Разве можно таким руководителям доверять образование целого города? А мы говорим о равнодушии в обществе среди обычных людей.

Если позволите, ещё несколько слов об инклюзивном образовании. К сожалению, в нашем обществе много ещё родителей, которые не хотели бы видеть рядом со своим здоровым ребёнком в классе инвалида-колясочника или слепого. Это печально, конечно. Но пусть это будет на их совести. Я обеими руками «за» инклюзивное образование. Дети-инвалиды, если желают, должны учиться в обычных школах. И многие хотят посещать именно обычные школы. Но ту возникает вопрос: а способны ли мы обеспечить им условия для учёбы? Я думаю, что пока нет. Инвалиды не то, чтобы учиться, они во многие школы не смогут даже попасть. И этот вопрос тоже необходимо решать.

Я считаю, чтобы снизить уровень равнодушия в обществе, мы должны не стесняясь побольше рассказывать о жизни, о проблемах инвалидов. Как-то многие об этом говорить стесняются, что ли. А вот это как раз тот случай, когда молчание вовсе не золото. Убедился на собственном примере. Когда вышла моя книга о слепом подростке, я стал получать сотни писем от своих читателей со всех концов страны. И люди прямо пишут, что почти ничего не знали о жизни слепых. И только теперь у них появилось желание помогать слепым людям. Представляете, ко мне в Санкт-Петербурге подошёл взрослый мужчина и говорит, что никогда в жизни не видел живую собаку-поводыря. И чему удивляться? Если статистика говорит: на Западе одна собака-поводырь приходится на 10-12 слепых, а у нас одна собака на триста человек. На всю нашу страну у нас всего одна Школа по подготовке собак-поводырей, что в Купавне Московской области. А учебных заведений по обучению инструкторов-кинологов для поводырей вообще нет. Ни одной.

У нас до сих пор слепого с поводырём не пускают в магазины, аптеки, различные учреждения. Почему? А потому что люди понятия не имеют, что с повыдырём слепой человек имеет право заходить в любое учреждение.

Знаете, как относятся к слепым людям в других странах? Недавно я был в Стокгольме, так вот там в супермаркетах на всех упаковках есть надпись о товаре шрифтом Брайля, даже на пачке с печеньем.

В заключение хочу сказать: мы приступили к производству художественного фильма о слепых людях. Понятно, что это не триллер и не боевик. И мы не собираемся на нём заработать. Но это фильм сегодня просто необходим. Может быть, даже нам с вами он нужен в большей степени, чем незрячим. Ведь им можем помочь только мы, зрячие. Если кто-то пожелает принять участие в финансировании это проекта, буду признателен. Давайте не будем забывать, что, помогая слепым людям, мы прозреваем сами.

Спасибо.

P.S. Состоялась содержательная беседа с Дианой Гурцкой. Потрясающий человек.




14 мая, 2012 г.

Previous post Next post
Up