Распространение салафизма вызвало серьёзные внутренние конфликты в целом ряде стран, в некоторых случаях спровоцировавшие гражданские войны. Наиболее уязвимыми перед ваххабизмом оказались исламские сообщества с низким уровнем религиозной грамотности.
В то же время Советский Союз, считавшийся одной из первоочередных целей «экспорта радикализма», долгое время был защищён от её эмиссаров «железным занавесом», и его спецслужбы отмечали лишь единичные всплески экстремизма среди мусульман.
Противник очень серьёзный
Лидеры бандподполья в Чечне, Дагестане, Ингушетии никогда не скрывали, что конечной целью радикальных исламистов является построение на территории северокавказского региона (в идеале - всей России) исламского халифата - государства, основанного на исламистской идеологии в наиболее жёсткой её форме.
Среди основных тенденций, характеризующих исламский радикализм в России в целом и на Северном Кавказе в частности, следует выделить следующие:
- подрыв позиций традиционного Ислама путём физического истребления знаковых для мусульманского сообщества фигур (19 июля 2012 г. - Валиулла-хазрат Якупов, 29 августа 2012 г., на сороковины со дня убийства Якупова - Саид Афанди аль-Чиркави), что ведёт к дезориентации уммы;
- постепенное оформление "единого исламистского фронта", объединяющего исламистов Северного Кавказа и Поволжья;
- формирование эклектичной исламистской идеологии, а также соответствующих оргструктур;
- усиливающаяся ориентация на зарубежное, в первую очередь, арабское исламское сообщество, внешним признаком которой является архаизация радикальной части российской уммы ( "арабизация", "хиджабизация").
- активная деятельность федерального исламистского лобби, популяризующего и пропагандирующего идеи исламистов в общероссийских СМИ и государственных структурах;
Указанные тенденции окончательно сформировались в начале 2010-х. Есть все основания предполагать, что в ближайшие годы именно эти процессы будут определять дальнейшую эволюцию радикальной части российского исламского сообщества, что неизбежно окажет влияние на сопредельные страны и регионы (определённое влияние на Азербайджан это оказывает уже сейчас).
Наступление продолжается
Исламисты, ведущие вооружённую борьбу против российского государства на Северном Кавказе, приступили к расширению "джихада" на Поволжье и конкретно Республику Татарстан. Эта тенденция окончательно оформилась в последние три-четыре года, совпав с качественными изменениями, наблюдающимися в татарстанском мусульманском сообществе.
Указы об образовании Поволжского и Уральского фронтов были подписаны "амиром моджахедов Кавказа" Доккой Умаровым 9 июля 2006 г. В ноябре 2010 г. в интернете появился специализированный сайт "вилаята Идель-Урал" (Волга-Урал, куда входит и Татарстан). "Братьев и сестёр в Исламе" призывают "сплотиться вокруг Имарата Кавказ и его амира", который, "после развала русни", станет "центром нашего государства". Показательно, что этот сайт зарегистрирован в США. В настоящее время "вилаят Идель-Урал" остаётся виртуальным проектом, который, однако, постепенно приобретает сторонников.
В последние годы наблюдается сращивание части татарского национального движения (в особенности молодого его поколения) с радикально-исламистским, что может привести в будущем к полному слиянию националистов с фундаменталистами при идейном преобладании последних.
Постепенное переформатирование татарского национального движения, вытеснение национальной составляющей исламистской, нарастание конфликта между "бабаями" (старшим поколением) и салафитизированной молодёжью происходит параллельно с усилением джихад-агитации на Интернет-форумах и в социальных сетях, рассчитанной на молодое поколение. За последние два года общий тон высказываний на исламистских (в первую очередь, кавказских) форумах и размещаемых на них материалов существенно изменился в сторону усиления пропаганды "джихада" в Поволжье и учащения призывов к скорейшему его началу.
Грамотно используя методы информационной войны, кавказские "джихадисты" пытаются "разогреть" ситуацию в Татарстане, вбрасывая в информационное пространство всё новые материалы о необходимости перехода к вооружённому сопротивлению законной власти. В 2012 г. стало очевидно, что в Татарстане, по примеру Северного Кавказа, появились группы сторонников "джихада до победного конца". В этом смысле обстановка в Татарстане очень похожа на положение в Северной Осетии. Не вызывает сомнений, что попытки одновременного "разогрева" ситуации в этих республиках синхронизированы не случайно и являются частью общего плана по дестабилизации обстановки в стране и "замыканию" исламистской дуги через Северный Кавказ на Поволжье.
Продолжается формирование эклектичной исламистской идеологии. При этом грань между приверженцами различных исламистских течений становится всё более размытой. Эклектичная идеология включает идеологические элементы как радикальных, настроенных на силовое противостояние с государственными структурами, так и относительно "мирных" исламистских течений, ранее находившихся в конфронтации между собой. Так, у членов радикальных исламистских незаконных вооружённых формирований, нейтрализованных в Татарстане в 2010-2012 гг., была обнаружена как салафитская, так "хизбовская" литература. Именно активисты запрещённой в России исламистской партии "Хизб-ут-Тахрир" выступили в авангарде кампании против т.н. "нарушения прав мусульман в Татарстане".
Все перечисленные тенденции свидетельствуют о серьёзности намерений фундаменталистов. Ясно также, что после того как новые арабские режимы окончательно сформируют структуры власти, они обратят пристальное внимание на российский Северный Кавказ и Поволжье с целью распространения там исламистских идей. Обострение борьбы традиционного Ислама с радикалами, подкреплённое финансовыми вливаниями с Арабского Востока, представляется практически неизбежным. Информационная подготовка к реализации подобного сценария ведётся уже сегодня.
Учить молодых надо уму-разуму
Основная идея исламского радикализма - объединение всех мусульман в единую нацию без различия их происхождения, языков, национально-психологических особенностей и создание на этой основе единой мусульманской империи - «Всемирного Халифата» со столицей в Мекке. Исламисты признают в качестве источников мусульманского права только Коран и Сунну, категорически отвергая нормы обычного права. Они действуют и выступают от имени ислама, обосновывая свои преступные деяния Священным Кораном. В рамках ислама идеологи террористических организаций оправдывают насилие религиозными канонами с позиции доктрины священной войны - «джихада».
Радикальный ислам категорически отвергает установившийся сейчас мировой порядок. Радикалы считают, что сами по себе международные отношения являются конфликтными. Теория "джихада", или священной войны, основывается на том, что вооружённые столкновения есть и будут правилом решения разногласий, пока не наступит конец света.
Не только террористы-смертники, но и фанатики-фундаменталисты убеждены: после праведной смерти их ждет множество темноглазых девственниц и отлично прожаренная баранина. Это дикое средневековое представление и признак полного непонимания понятий «материальное» и «нематериальное». Но это также демонстрация нежелания и неготовности жить и созидать в этом мире.
Интересно и другое: зацикленный на радикальных религиозных вопросах человек закрыт от реального мира, не ориентирован на его улучшение, пусть даже в рамках своей профессиональной и социальной компетентности. Он не может себя реализовать, потому что сам себе мешает. И даже низвергнутый с небес из-за своей гордыни Иблис, пребывавший в сонме Ангелов, приближённых к Богу, таким людям, конечно, не поможет.
Ареал распространения радикального ислама - салафизма и ваххабизма - расширяется с каждым годом. Наиболее уязвимым социальным слоем становится молодёжь, подверженная этой идеологии в силу отсутствия жизненного опыта и образования.
Важно, чтобы гражданское общество и все институты государства однозначно понимали агрессивность идеологии радикального исламизма, эффективно проводили молодёжную политику в сфере религий, объединяясь и консолидируясь против нового нарастающего глобального зла.