Jennifer Utrata. Women without men : single mothers and family change in the new Russia - часть 2
Aug 14, 2016 17:23
Оригинал взят у deyatinor в Jennifer Utrata. Women without men : single mothers and family change in the new Russia - часть 2 Продолжение, начало здесь. Авторка постулирует, что одинокие матери в России - это не представительницы какой-то определённой категории населения. Каждая женщина в России имеет одинаковую вероятность стать одинокой матерью, это определяет культурный код в целом, а не характеристики отдельной женщины (напрашиваются параллели с изнасилованиями). Также авторка отмечает, что императив "женщина может/должна сделать из мужчины человека" тянется как минимум из советского времени (что позволяет сделать вывод о бредовости этой идеи). В книге авторка ставит и отвечает на следующие вопросы: - Как одинокие матери справляются материально? - Как одинокие матери справляются эмоционально? - Кто им помогает? - Какие различия между одинокими и замужними матерями? - Как ко всему этому относятся мужчины? Каждому вопросу посвящена отдельная глава. [Ответы на вопросы - много текста]Касательно материального положения основное различие проходит между женщинами, получающими достаточную помощь от отца ребёнка (детей) и теми, кто её не получает. Также очень важно, есть ли у одинокой матери мать (дальше бабушка), ей помогающая. В целом женщины жалуются на недостаток поддержки от мужчин и государства, при этом нет особой разницы, это была случайная беременность в молодости или осознанная в более зрелом возрасте. Также проблемами считаются сложности с нахождением нянек для детей, игнор обществом и проблемы с жильём. Отношения с работодателями авторка называет новой формой патриархата, когда женщинам противостоят обезличенные мужчины в виде работодателей. В целом, по словам авторки, одинокие матери мало жалуются, сказывается привычка к бедности. Эмоционально женщины справляются с вопросами одинокого материнства в неолиберальных условиях с помощью особого вида мышления, который авторка называет практическим реализмом. Практический реализм основан на позитивном мышлении и постулирует, что если чувствовать правильно, думать по-другому, быть гибче и фокусироваться на достижимых целях, то каждая может улучшить своё материальное положение и быть счастливой. Практический реализм сочетается с фатализмом в отношении к государству и к мужчинам, которые считаются слабыми и ненадёжными. Женщины не пытаются изменить страну или мужчин, но пытаются изменить себя. Очень важной считается самопрезентация как успешной женщины. Женщины проявляют презрение к слабым и отрицание феминизма, который считается уделом лесбиянок-мужененавистниц, которых никто не любит. При этом важными считаются гибкость и адаптивность. Это приводит к тому, что одна и та же женщина может попеременно рассказывать о том, какая она женственная и адаптивная или какая она сильная и уверенная в себе. Точно так же женщина может одновременно верить в православие, нью-эйдж и ещё что-то. По словам авторки это совпадает с наблюдениями других социологов, утверждающих, что человеку не так важно иметь непротиворечивую картину мира, как быть гибким и верить, что жизнь имеет смысл. Меньшинство женщин отказывается от такого взгляда на мир, за что их недолюбливают. Поиски богатого мужа или требование льгот от государства также непопулярны. Идея самодостаточности скрывает тот факт, что одинокие матери получают много помощи от бабушек. Бабушки нянчат детей, помогают с домашней работой или делают её всю, предоставляют овощи и фрукты со своих огородов и иногда помогают деньгами. Помощь бабушек принимается как должное и недооценивается. Если бабушки нет, то одинокая мать пытается найти её заменитель среди коллег, соседей, подруг или принимает решение отказаться от материнства (в книге приводится пример). На бабушек оказывается сильное давление, чтобы они сидели с внуками. Иногда те отказываются, но это скорее эпизодическое явление, чем массовое. Открытые конфликты между матерями и бабушками редки и чаще возникают в тех случаях, когда мать имеет большую материальную поддержку от отца детей. Вообще, атмосфера в материнских семьях более спокойная, чем в семьях с двумя родителями. Авторка также рассмотрела жизнь замужних женщин. По её наблюдениям основная эмоция замужней женщины - покорность. Атмосфера в семьях более напряженная, больше ссор и криков. Браки в основном неудачные. Женщина либо имеет пьющего и гулящего (иногда бьющего) мужа, к которому относится как к ребёнку, либо муж её подавляет и относится к ней как к функции ("чтобы готовила, убирала и помалкивала"). Детьми отцы в целом почти не занимаются, что роднит замужних матерей с одинокими. Часть женщин сознательно выбирает мужчин, работающих вахтовым методом, так им проще. Счастливые браки также встречаются, но они более редки и женщины предпочитают о них помалкивать. Одинокими матерями чаще восхищаются ("она такая сильная"), но их также и оценивают ("достаточно ли она старалась удержать мужа"). В целом границы между одинокими и замужними матерями сильно размыты. Авторка старалась пообщаться и с бывшими партнёрами одиноких матерей, но это оказалось сложно. Женщины отказывались знакомить её с мужчинами, сами мужчины отказывались от разговоров или мужчины куда-то уезжали. Те мужчины, с которыми удалось пообщаться, поддерживают негативный дискурс о русских мужчинах ("слабые, пьющие и изменяющие"). Пьянство они называли бичом России (так же, как и женщины), а вот постоянные измены - признаком настоящего мужчины (женщины к такому относятся негативно). Часто мужчины говорили, что пьют с целью доказать свою мужественность и компенсировать низкую зарплату или недостаточное уважение со стороны жены. Мужчины, как и женщины, демонстрировали низкую планку отцовства. Основным вкладом отца они считали денежный, но признавались, что платят алименты мало и нерегулярно. С детьми общались только некоторые, некоторые даже не называли детей от предыдущих браков, когда их просили рассказать о своих детях. Есть определённая группа отцов, исповедующих идеалы вовлечённого отцовства, но даже среди них большинство исповедует эти идеалы только на словах, на деле они отсутствуют в жизни детей. Такие отцы переживают внутренний конфликт, но прикрываются тем, что культура не требует от отца вовлечённости в жизнь детей. Меньшинство мужчин общается с детьми и после развода. Авторка называет четыре причины подобного явления: традиции; суждение о том, что семья должна обеспечиваться треугольником "мать-дитя-государство"; не выдерживание мужчинами вызовов капитализма; игнорирование моральных стимулов.
Авторка называет сложившуюся ситуацию нормализованным гендерным кризисом. Она отмечает, что на государственном уровне одинокие матери практически невидимы: о них не говорят официальные лица и СМИ (в то время как на бытовом уровне они широко обсуждаются). Она отмечает, что в России семья считается чисто женской сферой (в отличие от США, где есть обращения и к мужчинам, как к мужьям и отцам). В отношении к мужчинам Утрата замечает противоречие между желанием свободы и трезвого, ответственного мужчины. В целом женщины в России поддерживают патриархат (что совпадает с линией государства) и не сравнивают свою жизнь с жизнью мужчин.