Вальтер Литвиненко: что не показал Первый канал

Feb 03, 2012 19:07

Ксения Ларина на днях задала у себя в ФБ вопрос: "А вам не кажется странным, что старик Вальтер запросился на родину на фоне развернувшейся политической активности Березовского? Между этими событиями есть связь, не может не быть. Но какая?" "Старик Вальтер" - отец Александра Литвиненко.

Ну вот и решила позвонить членам семьи Вальтера Литвиненко, которые сейчас большей частью живут в Италии. В России остался только самый младший брат Александра.

Говорила с Татьяной. Они действительно живут в маленьком городке Монтемарциано. Но картинка замерзающего старика, предъявленная журналистом Верницким, из той категории "правд", в которых больше кривд. Ну, хотя бы, трагический образ замерзающего старика. Это - правда. Как и то, что январь в средиземноморских Италии и Испании - крайне некомфортное время. Причина простая - в квартирах нет батарей. Холодно не только в квартире Литвиненко. Холодно в каждой квартире. Миланский друг, зная мою неустойчивость к холоду, каждый раз вынужден включить обогреватели на полную мощность, если я у них останавливаюсь. А еще одни друзья живут в Севилье, где летом под 50. Зимой приезжать к ним в дом - почти испытание. Очень холодно.

Разговор начался с вопроса: "Интервью Первому каналу - правда? Как они нашли Вальтера?" Таня ответила: "Не они нашли. Отец их искал. Они долго не откликались. И вдруг неожиданно приезжает Антон Верницкий". Надо сказать, что, видимо, не случайно, господин Верницкий выбил командировку в Италию для своего сенсационного интервью. То, что они игнорировали в течение нескольких месяцев, понадобилось именно сейчас, после того как Джонатан Паул подтвердил, что британская разведка пользовалась космическими технологиями при изготовлении булыжников для шпионажа. А тут - как по заказу - Вальтер Литвиненко в своем письме говорит о том, что его сын все-таки был сотрудником британской разведки.

Вот и полетели мухи на мед.

Все, что я пишу дальше - изложение рассказа Татьяны, сестры Александра Литвиненко.

12 мая 2010 года умерла жена Вальтера Литвиненко, его ненаглядная Любочка. Это стало для него страшным потрясением. Все дни он плакал. На отпевании пригласили священника православной церкви. Он приехал из Римини, из храма Введения Богородицы. Молодой итальянец, ставший православным священником. Очень трепетно отслужил панихиду. Вальтер был черный от горя. Когда все закончилось, он подошел к Вальтеру и спросил, сможет ли он ему помочь в горе. Вальтер неожиданно сказал, что "он устал от ненависти".

Таня объяснила, что все эти годы после убийства Александра отец жил ненавистью. Рядом с ним было трудно находиться. Он начинал утро с проклятий в адрес не только Путина, но и России. Телевизор старались не включать, не то, чтобы политические дискуссии вести.

Вальтер мог и в морду дать, если слышал как кто-то из соседей начинал рассуждать о том, что его Саша - предатель Родины.

В 2008 году Литвиненко с семьей уехали из России. Скитания привели их в Италию - надо сказать, не самую благополучную страну ЕС в вопросах предоставления убежища. Но это не было основанием для покаянного интервью. Кто-то из детей все-таки постепенно нашел работу, внуки ходили в школу. Только в сердце Вальтера покоя так и не было. Все та же жгучая ненависть сжирала его. Татьяна говорит: "У нас в семье  авторитет отца высок. Как он скажет, так и будет. Поэтому мы почти всей семьей и снялись в дорогу. Отец же сказал, что не может жить в стране, убившей сына".

Вальтер до знакомства с итальянским священником не ходил в церковь. Но после разговора на похоронах жены он начал читать Евангелие, стал просить принести ему Катехизис. Прошло время и он попросил священника о встрече. После этого он начал посещать этот храм. Татьяна рассказывает, что с отцом произошли удивительные изменения. Он перестал ненавидеть  в душе.

И все равно не было бы интервью Вальтера Литвиненко Первому каналу, если бы в декабре 2011 года его вдова Марина не заявила о том, что Александр все-таки получал деньги от MI-5 и MI 6.  
Марина объяснила, что до этого она отрицала связь мужа с британской разведкой из верности его памяти. Однако, в ситуации затянувшегося расследования Марина потребовала от британской разведки рассекретить все данные о том, каким образом Литвиненко сотрудничал с ними. По ее словам, это сотрудничество касалось экспертных оценок криминальных группировок российского происхождения, действующих в Европе. Она тоже отчаялась ждать, что обстоятельства казни ее мужа будут расследованы.

Татьяна говорит с грустью: "Нам понятно, что Сашу убили в целях назидания. Чтобы другим неповадно было. Но для отца это известие было страшным потрясением. Он же искренне все эти года считал, что Саша, если и сотрудничал с кем-то, то только со Скотланд-Ярдом. Да и мы сами в это верили. Ведь именно так Саша объяснял свою ситуацию в Лондоне отцу.  А тут сама Марина говорит про эти MI5 и MI6".

Семье удавалось некоторое время скрывать откровения Марины от отца. Но в январе он все-таки узнал.

Вальтер был в шоке. "Как он мог стать предателем? В нашей семье не может быть генерала Власова. Одно дело - уехать из страны, но совершенно другое - работать на разведку". Вальтер заговорил о том, что мать, пусть даже и пьяную уродину, не предают. Он заговорил о том, что без разницы, кто будет у власти - Путин, Медведев, Березовский или некто иной - работа на разведку другой страны - предательство. Он заговорил о том, что его отец - бравый летчик, подполковник Александр Владимирович Литвиненко, в честь которого он назвал сына - не потерпел бы у себя в семье "власовца". Он заговорил о том, что он рад, что тот Александр Литвиненко не узнал об этом.

В этом состоянии Вальтер провел несколько недель. И тогда он сел писать письмо. Таня пыталась уговорить отца не делать этого. Она пыталась ему объяснить, что его не поймут, что его осудят, что на его боли будут спекулировать. Он, как всегда, сделал то, что считал важным и нужным. Он написал письмо в Москву. На которое очень долго не было ответа.

Я спросила Таню, как чувствует себя Вальтер сейчас. Она сказала, что только сейчас после покаяния перед Россией - не Путиным - за слепую ненависть ко всем, с отцом стало возможно общаться. "Таня, но ведь сейчас он меж двух огней: его используют те, кто стоял за казнью Александра - а Вальтер употребляет именно это слово - но и поклонники Литвиненко теперь будут поливать его грязью, называть сумашедшим или предателем. Он выдержит?" Таня ответила, что Вальтер готов к ненависти по отношению к себе: "Он понимает, что он ее заслужил всеми годами его собственной ненависти по отношению к России. Главное, что в нем ее нет больше. Вы бы не узнали его сейчас. Ведь страшна не людская ненависть при жизни. Страшно, если человек уйдет в мир иной с лицом, искореженным своей собственной ненавистью".

Знаете, а я рада за Вальтера Литвиненко. И моя рука не поднимет камень в сторону этого измученного человека.

Оставьте его в покое...

А этот текст - ответ на просьбу Татьяны Литвиненко попробовать объяснить людям, какую боль испытывал ее отец. Ведь Первый канал не рассказал ни о воцерковлении Вальтера Литвиненко, ни о молодом итальянском священнике, который пытался успокоить душу в смятении, ни о том, что Вальтер сделал это, в первую очередь, для спасения самого себя и семьи от самого себя.

Италия, внесудебное, Россия, Чечня

Previous post Next post
Up