Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 14. Так что же такое мечта?

Feb 22, 2020 11:15

majorfonskrip пишет 2018-03-11 13:23:00 в своём посте.

Неясность этимологии слова "мечта" отразилась и на толковании данного понятия.
Если обратиться к толковым словарям, то в отечественных распространенны толкования мечты как воображаемого образа, предмета желания, нечто нереального, неосуществимого:

- в словаре Т.Ф. Ефремовой:
1) что-л. воображаемое или мысленно представляемое; создание воображения; призрак, видение;
2) мысленный образ чего-л. сильно желаемого, манящего; предмет желаний и стремлений;
3) что-л. нереальное, неосуществимое, недосягаемое.

- в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова:
1) создание воображения, что-нибудь воображаемое, мысленно представляемое;
2) мысленный образ чего-нибудь сильно желаемого, манящего, предмет желаний, стремлений;
3) в знач. сказуемого, чем-нибудь нереальном, несуществующем или неосуществимом.

Карикатура «Мечты, фантазии», Игорь Конденко.




- в словаре русского языка С.И. Ожегова:
1) нечто, созданное воображением, мысленно представляемое;
2) предмет желаний, стремлений.

С.А. Сергеевым был проведен анализ трактовок понятия "мечта" в русскоязычных словарях, что позволило ему выделить шесть признаков, которые составляют понятийную часть структуры концепта мечта: "образ", "процесс", "состояние", "желание", "ирреальность", "хорошо". Самыми частотными являются примеры, отражающие признаки "желание" (36,4 %), "образ" (25,2 %) и "процесс" (21,2 %).

Любопытны синонимы к слову мечта: мечтание, бредни, греза, дума, видение, привидение, иллюзия, призрак, причуда, самообман, самообольщение, утопия, фантазия, химера, воздушный замок, игра воображения, сон, бред, несбыточное желание, идеал, призрак; надежда, цель; чудо, стремление, вожделение.

В англоязычной словарях чаще всего встречаются представления о мечте как о фантастической, несбыточной, нереальной идее, иллюзорном воображаемом образе:

- в "World English Dictionary: archaic a fanciful or visionary notion" мечта трактуется как:
1) фантазия или нецелесообразная идея;
2) грезы, которые никогда не будут реализованы .
- в словаре П.М. Роджета " The New Thesaurus":
1) рассеянность;
2) абстракция, задумчивость, транс.

- в словаре Вебстера "Revised Unabridged Dictionary 1913":
1) задумчивость, воздушный замок;
2) необоснованные надежды.

Картинка с joyreactor.com


В китайском толковом словаре существуют три варианта написания слова "мечта":

1. Мечта как иллюзия, обман чувств. Дается следующее определение: представление нереальных вещей, основанное на общественных или индивидуальных идеалах и надеждах.
Данный тип мечты представлен в поэме Сыма Сян Жу "Там, где длинны ворота".

2. Мечта как сон наяву, пустое. Дается определение - несбыточные мечты. Такую трактовку мы встречаем в стихотворении Су Ши "Монастырь, который дарит прохладу..."

3. Мечта как идеал, представление о том, как оно должно быть, трактуется как что-либо соответствующее надеждам.

Последний вариант один из наиболее распространенных в китайской литературе, достаточно вспомнить стихотворение Хэ Цифана "Я пою для мальчиков и девочек" или заветы педагога Ду Шияна: "мечта дает надежду и придает энтузиазм человеку; мечта придает мужества и решимости, для того, чтобы подняться и бороться; мечты помогают преодолевать сложности; мечта учит нас: "Никогда не сдавайтесь! "

В немецких словарях мечта "Traum" чаще всего означает сон, сновидение, греза, иллюзия, воображение, галлюцинация. Первоначально этот термин характеризовал состояние сна, а более позднее значение "более или менее смутные представление о будущей действительности" получило широкое распространение с конца XV в.

В словаре братьев Гримм "der Traum" обозначается как "деятельность, продукт, состояние и сила духа, посредством которой возникают представления и мысли, не связанные с действительностью и истиной" . В современных толковых словарях часто встречаются трактовки мечты как "пустякового образования", "ложных представлений", "невероятных предположений", "более или менее неясных представлений о будущей действительности". Этим определениям присущи два характерных признака: "расхождение с реальностью" и "активная деятельность сознания (духа, силы воображения, фантазии т.д.)", что позволяет прийти к заключению, что в немецком понимании мечта - это продукт активной деятельности сознания, образ ирреальной действительности. И.С. Вершинин отмечает "немецкое слово "Traum" - при любых его интерпретациях подразумевает активность сознания".

Резюмируя изложенное, можно заключить, что у большинства народов мира издавна мечта определялась как образ чего-то нереального, нерационального, пустого. Ей придавалось значение "дурного занятия", связанного с ленью.

Картинка с wallpapers.ru


И в настоящее время в житейском обиходе, как замечает А.Г. Маклаков, "мечтой, фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что не имеет никакого практического значения".

Вышесказанное нашло свое отражение и в трактовках понятия "мечта" у представителей научной общественности. До к. XVII в. тема мечты, как правило, считалась недостойной упоминания в серьезной литературе ввиду бессмысленности мечтаний среднестатистического человека, чьи социальные положение, статус и роль были предрешены еще при рождении и не подлежали существенным изменениям на протяжении дальнейшей жизни.

Поэтому упоминания о мечтах крайне редко встречаются в трудах мыслителей древности. В трудах философов античности "фантазия" (в понятии "мечта") представляет собой пассивное чувственное отображение такого же материально-чувственного предмета. А.Ф. Лосев в "Истории античной эстетики" замечает: "Если исключить некоторые редкие оттенки, то "фантазия" почти всегда является у античных эстетиков обозначением вовсе не какого-нибудь творческого или построительного воображения. Почти всегда это есть только пассивное чувственное отображение такого же материально-чувственного предмета. Это и соответствует общеантичному и с новоевропейской точки зрения сниженному пониманию человеческой личности и человеческого субъекта. Везде в этих случаях мы говорили и думали, что творческие акты приписываются в античности не человеческому субъекту, но окружающей его объективной действительности".

В современной науке можно выделить несколько подходов к определению мечты:

1. Как образ желаемого будущего.

Данный подход восходит к изложенной З. Фрейдом во "Вводных лекциях по психоанализу" точке зрения о том, что мечта, в первую очередь, является образом желаемого:
"Мы переживаем мечту в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли, а также возникать ощущения в других модальностях, но тем не менее она есть прежде всего именно образы. Трудности осознания мечты как раз и заключаются в необходимости перевода языка образов в слова. "Я могу нарисовать ее, - часто говорит нам человек о своей мечте, - но я не знаю, как ее выразить словами".

Одним из современных исследователей мечты как образа желаемого будущего является уже упомянутый нами Э. Клингер, который подразумевает под мечтой "призрачную фантазию, счастливые, приятные мысли, надежды, образ желаемого будущего, сценарии желаемого будущего, яркие, похожие на сон образы, которые часто связаны с определенными эмоциональными переживаниями".

По мнению Клингера, мечты могут включать в себя как образы будущего, так и фантазии о простых, обычных людях, местах или вещах. Некоторые мечты формируются спонтанно, другие являются преднамеренными. Они помогают человеку справиться с трудными ситуациями и развеять скуку. В статье "Сила мечты" Клингер выступает против распространенной позиции о том, что мечты в основной массе носят романтический, сексуальный или властный характер, ссылаясь на исследования, показывающие, что сексуальные мечты составляют лишь около 5% от всех мечтаний. Исследователь не согласен и с постулатом об особой склонности к мечтаниям больных шизофренией, т.к. исследования показывают, что шизофреники мечтают не больше, чем нормальные, здоровые люди. Более того, Клингер отмечает, что у постоянно мечтающих есть определенные психологические преимущества, например, в процессе обучения.

В центре представлений Клингера о мечте лежит отрицание господствующей точки зрения о мечте как средстве бегства от реальности. По Клингеру мечта - это способ развития человека, позволяющий облегчить скуку и справиться с жизненными неурядицами.

Карикатура «Зимний спорт: Мечта», Валентин Дубинин


Начиная с советского периода в среде отечественных исследователей мечты рассматриваемый подход встречается наиболее часто. Так в "Общей психологии" 1976 г. под редакцией А.В. Петровского отмечается: "В творческую деятельность включена фантазия, однако, далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называются мечтой" .
По мнению современного исследователя Т.В. Юрьевой, "мечта - это постоянно создаваемая и совершенствуемая воображением идеальная модель желаемого, относительно удаленного будущего, а также образ себя как успешного участника этого будущего".

Как образ желаемого мечту трактует А.А. Усманова.
С.А. Сергеев исследуя особенности объективации концепта "мечта" в русской языковой картине мира, приходит к следующему выводу: "Абстрактная, ментальная сущность мечта, непосредственно не воспринимаемая, не данная в ощущениях, познается посредством метафор, основанных на тактильном, зрительном, вкусовом восприятии. Мечта описывается известными носителям языка образами (огонь, вода, птица и т.д.), формирующими картину мира.

Одним из способов описания концепта мечта является моделирование его в виде сценария с определенным количеством необходимых и взаимообусловленных компонентов, позволяющих представить ситуацию мечтания как событие, разворачиваемое во времени и пространстве. Описанный сценарий позволяет говорить о том, что мечта в русской языковой картине мира может рассматриваться, во-первых, как состояние, во-вторых, как интенция, желание" .
Если С.А. Сергеев представляет мечту как некий сценарий, то А.И. Кравченко как жизненный план, указывая, что "жизненный план - это идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты, смутных желаний, в зрелом - четко выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают" .

Исходя из понимания мечты как образа желаемого будущего, процесс формирования мечты - мечтание трактуется как "особая внутренняя деятельность, форму коей нередко принимает воображение; заключается в создании мысленного образа желаемого будущего".

2. Как форма воображения.

Трактовка мечты как формы воображения наиболее популярна среди представителей психологических наук. Так, А.Г. Маклаков в "Общей психологии" пишет: "Особой формой воображения является мечта, которая заключается в самостоятельном создании новых образов".

Одновременно с указанным утверждением в своем труде Маклаков разводит понятия мечты и творческого воображения и называет мечту уже не формой, а процессом воображения: "Мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее. По сути дела, достичь мечты невозможно, т.к. на этом моменте заканчивается развитие. Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту".

Коллаж «Мечтай», Михаил Маслов


По мнению большинства отечественных психологов, мечта является необходимым условием воплощения в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться немедленно по объективным или субъективным причинам. В таком случае мечта выступает в роли стимула, мотива деятельности, благодаря которому завершение начатого дела становится возможным.
"Без мечты, - утверждал еще Д.И. Писарев, - невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и довести до конца изнуряющие и большие по объему работы в царстве искусства, науки и практической жизни". Однако Писареву принадлежит и другое высказывание: "шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь…"

В труде "Воображение и его роль в познании" Л.С. Коршунова называет мечту "элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности".

По мнению Коршуновой, "Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными. Действенность мечты - необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей человека, направленных на реальное превращение в действительность. Такие мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков человека, придают ему большей целеустремленности в жизни, помогают побороть трудности, противостоять неблагоприятным влияниям. Мечты могут быть пустыми, бесплодными, "маниловскими". Тогда они дезориентируют человека, лишают его способности видеть реальные жизненные перспективы, толкают на путь призрачного удовольствия, делают его неспособным противостоять невзгодам реальной жизни.
Позитивно на человека влияет только активная, творческая мечта, которая обогащает его жизнь, делает его ярким и интересным".

Несмотря на то, что в настоящее время присутствует четкая тенденция к трактованию понятия "мечта" как позитивного феномена, встречаются и носящие ярко выраженный негативный характер мнения. Так, например, известный российский психиатр, кандидат медицинских наук, профессор В.А. Жмуров в "Большой энциклопедии по психиатрии" определяет процесс конструирования мечты - мечтание как "довольно неструктурированное и относительно бесцельное психическое состояние, характеризующееся свободным течением образов фантазии. Термин содержит коннотацию, что это субъективно приятное и до известной степени полезное состояние, поскольку возникающие в мечтании фантазии отражают нечто желаемое, связанное с фрустрированными потребностями индивида, но пока что или вообще для него недоступное".

Продолжение следует...

Источники.

Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный: Св. 136000 слов. ст., ок. 250000 семант. ед.: В 2 т. Т. 1: А-О. - М.: Русский язык, 2000.- 1213 с.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 2: Л - Ояловеть / Гл. ред. Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков; Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков; Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1938. - 1040 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. М.: Русский язык, 1989. - 750 с.
Сергеев С.А. Особенности объективации концепта мечта в русской языковой картине мира: автореф. ... канд. фил. наук. Кемерово, 2005.
World English Dictionary: archaic a fanciful or visionary notion. - Режим доступа: http://dictionary.reference.com/browse/reverie, свободный.
Roget's II: The New Thesaurus. - Режим доступа: http://education.yahoo.com/reference/thesaurus/, свободный.
Webster's Revised Unabridged Dictionary Version published 1913 by the C. & G. Merriam Co. Springfield, Mass. Under the direction of Noah Porter, D.D., LL.D. - Режим доступа: http://www.websters-online-dictionary.org/credits/websters.html, свободный.
现代汉语词典(第5版)/中国社会科学院语言研究所词典编辑室编。- 北京:商务印书馆,2005
梦想 - Режим доступа: http://baike.baidu.com/view/16172.htm, свободный.
Deutsches Woerterbuch von Jacob und Wilhelm Grimm. Bd 21. Leipzig, 1935. S.1438.
Вершинин С.Е. Жизнь - это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха. - Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. - 304 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: "Питер Пресс", 2008. - 580 с.
Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 7: Последние века, Кн. 1. М.: "Искусство", 1988. - 413 с.
Freud S; Introductory lectures on psychoanalysis. Part II: Dreams / S. Freud; J. Strachey, Ed. and trans. - London: Hogarth Press, 1963. - 397 p.
Klinger E. The power of daydreams // Psychology Today Vol. 21(10) Oct 1987, Р. 36-44.
Общая психология / под. ред. Петровского А.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976 - 479 с.
Юрьева Т.В. Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента: автореф. ... канд. псих. наук. Тамбов, 2007.
Усманова А.А. Психологические особенности подростковой мечты как показатель личностного развития: автореф. ...канд. псих. наук. М., 1993.
Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1995. - 144 с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.:АСТ, Минск: Харвест, 1998. - 976 с.
Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 145 с.
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. - М.: Джангар,2010. - 864 с.

К

МЕТКИ: Китай, Мечта, Наука

наука, Катай, автор - majorfonskrip Мария Скрипкарь, мечта

Previous post Next post
Up