Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 12. Мечтатели Достоевского

Feb 20, 2020 11:09

majorfonskrip пишет 2018-02-25 13:22:00 в своём посте.

Несколько видов мечтаний и типов мечтателей представлено в произведениях Ф.М. Достоевского: "Петербургская летопись", "Слабое сердце", "Честный вор", "Белые ночи", "Записки из подполья", "Сон смешного человека", "Униженные и оскорбленные", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы".

Син Ми Хе отмечет: "Позицию Достоевского невозможно вписать в рамки того или иного видения мечты (или скептического, или положительного). У Достоевского мечта осмыслена, безусловно, в русле широкой (в ее разных полюсах) традиции, заложенной русской словесностью в течение длительного времени и философскими поисками первой половины XIX в."

Совершенно справедливо утверждение П.Е. Бухаркина, что "сложность, двузначность новой картины, равно как и ключевое место "мечтательства" в составе национального самосознания середины XIX столетия, засвидетельствованы Достоевским. В "Белых ночах" "петербургский мечтатель" выведен как особый национальный "тип", столь же характерный, как гоголевские Манилов, Плюшкин или Хлестаков" .

Вот как описывает Достоевский типичного русского мечтателя середины ХIХ в.: "Имя ему легион. Это господин, имеющий доброе сердце и не имеющий ничего, кроме доброго сердца. Как будто какая диковинка - иметь в наше время доброе сердце! Этот господин, имеющий такое прекрасное качество, выступает в свет в полной уверенности, что его доброго сердца совершенно достает ему, чтоб быть навсегда довольным и счастливым. Он так уверен в успехе, что пренебрег всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу. Он, например, ни в чем не знает ни узды, ни удержу. У него все нараспашку, все откровенно. Этот человек чрезвычайно склонен вдруг полюбить, подружиться и совершенно уверен, что все его тотчас же полюбят взаимно, собственно за один тот факт, что он всех полюбил".

Илья Глазынов. Мечтатель. 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"




Также Достоевский описывает, каким образом формируется современный мечтатель: "в характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода - мечтателем".

Однако образ мечтателя претерпевал существенные изменения на протяжении творческого пути Достоевского: если до 1850 г. мечте в произведениях писателя соответствует высокая духовность, стремление к красоте и нравственному совершенству, то после - инфантильность и безответственность.

Так, Жилякова отмечает: "В творчестве 1850-х гг. и в последующие десятилетия в осмыслении темы мечтательства ощущается новая дистанция Достоевского, обусловленная жестким опытом сибирской каторги, сменившимся мировозрением, характером нового времени. Мечтательство чаще становится объектом иронии, осмысляется как проявление инфантильности, безответственности, эгоистического болезненного сознания. Мечтательство героев на протяжении всего творчества Достоевского будет сохранять в себе и знак высокой духовности, стремления к красоте и нравственному совершенству. Мечтательство, являющееся характерной чертой русской души и объективно отразившее в себе драматический процесс протекания духовной жизни русского общества 1840-1870-хх гг., явилось одной из центральных тем творчества Достоевского в постижении тайн человеческого духа".

Достоевский изображает разные типы мечтателей (по классификации Э.М. Жиляковой ):

1. Мечтатель доброго сердца - Макар Алексеевич Девушкин ("Бедные люди"). Смысл жизни Девушкина заключается в заботе об "ангельчике" - бедной родственнице. Герой пытается помочь девушке бескорыстно и в меру всех своих возможностей, более того, он проявлял отзывчивость ко всем окружающим. Единственная мечта Девушкина - сделать счастливой свою родственницу Вареньку, но при этом герой сам решает, в чем должно заключаться ее счастье и разочаровывается, когда девушка поступает по-своему. Так, когда Варенька соглашается выйти замуж за бесчестного человека, Макар говорит: "Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, <...> все оттого, что вы <...> здесь, напротив, поблизости жили" . Мечта Девушкина свидетельствует о неудовлетворенной потребности в ограничении своей жизни тесными рамками (по К. Хорни ). Данная потребность включает необходимость быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ; необходимость оставаться неприметным и играть второстепенные роли; умаление своих способностей и потенциальных возможностей, признание скромности как высшей добродетели; стремление скорее сохранять, нежели тратить; боязнь предъявлять какие-либо требования; боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания.

П.М. Боклевский "Варенька Добросёлова и Макар Девушкин". Иллюстрация к повести Бедные люди


2. Социальный мечтатель-утопист - повествователь "Петербургской летописи". Мечтатель такого рода - распространенный тип в петербургском обществе. Достоевский говорит: "имя ему легион". Он оценивает "доброе сердце" мечтателя как "прекрасное качество". Черты мечтательности вполне типичны для любого человека. Достоевский, отметив в фельетоне, что "все мы более или менее мечтатели", намекает на мечтательство как свойство, заложенное в каждом человеке.

3. Сентиментальный мечтатель - Вася Шумков ("Слабое сердце"). Специфика: высший начальник канцелярии Юлиан Мастакович, дав из милости первый служебный чин бедному юноше, Васе Шумкову, и сделавшись его "благодетелем", заставляет его трудиться не только на службе, но и в личных интересах, также и дома, поручив ему переписывать в срок какое-то очень длинное и важное "дело" и оплачивая это скудными и редкими подачками.

По "слабости сердца" Вася не смог вынести такого беспросветного труда. Он полон благодарности начальнику и готов на него работать, но у него есть и свои личные интересы и стремления - любовь к бедной девушке, Лизаньке, сначала он часто ходил к ней, "мучаясь неизвестностью", а затем, став ее женихом, впал в восторженно-мечтательное состояние и в результате запустил свою срочную переписку, рискуя тем самым потерять милость своего "благодетеля". В результате он сходит с ума и умирает.

"Весь этот мир со всеми жильцами его сильными и слабыми" кажется ему похожим на "фантастическую, волшебную грозу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет". "Какая-то странная душа посетила осиротевшего товарища бедного Васи. Он вздрогнул... Он как будто теперь понял... отчего сошел с ума его бедный, не вынесший своего счастья Вася. Губы его задрожали, глаза вспыхнули, он побледнел и как будто прозрел во что-то новое в эту минуту" .

4. Мечтатель-фланер - Ордынов ("Хозяйка"). Ордынову "нравилось бродить по улицам", "он глазел на все как фланер …он не терял ни одного впечатления и мыслящим взглядом смотрел на лица ходящих людей", ибо ему "и себя бессознательно хотелось втеснить в эту чуждую жизнь" . Обладая свойствами фланера (человек без дела, праздношатающийся), все время балансирует на грани внешнего и внутреннего видения.

5. Мечтательница - Неточка Незванова ("Неточка Незванова"), В отличие от всех других персонажей Достоевского, мечты Неточки разделены жизненными этапами: в детстве она мечтает с отцом сбежать после смерти матери в "дом с красными занавесками" и радоваться жизни без притеснений матери; однако мать умирает, отец бросает ее, и она попадает в этот самый дом. Потом она мечтает подружиться с дочерью приютивших ее людей - Катей, и через какое-то время это получается, однако родители Кати против этой дружбы и они оставляют Неточку одну; Неточка живет у родственников Кати, узнает тайну этой семьи, находится в смятении из-за несправедливых нападок мужа на сестру Кати и нежеланием говорить сестре о том, что знает ее тайну. Достоевский называет свою героиню "настоящей мечтательницей".

"Фантазия моя слишком владычествовала над моим нетерпением, и я, по правде, была смела лишь в мечтах, а на деле инстинктивно робела перед будущим. И потому, будто предварительно согласясь с собой, я бессознательно положила довольствоваться покуда миром фантазии, миром мечтательности, в котором уже я одна была владычицей, в котором были только одни обольщения, одни радости, и самое несчастье, если и было допускаемо, то играло роль пассивную, роль переходную, роль необходимую для сладких контрастов и для внезапного поворота судьбы к счастливой развязке моих головных восторженных романов".

Илья Глазунов. Иллюстрация к повести "Неточка Незванова"


6. Мечтатель-альтруист - Ростанев ("Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного"). Добрейший, совестливый, уступчивый, склонный к самообвинению Ростанев по своему характеру не способен утвердить собственные достоинство, независимость и интересы. Главное его стремление - мир и "всеобщее счастье" в доме; довольство окружающих - глубокая душевная потребность, ради которой он готов жертвовать почти всем. Убежденный в доброте и благородстве человеческой природы, он бесконечно оправдывает даже самые дурные, эгоистические поступки людей, не хочет верить в злые замыслы и побуждения. В итоге, полковник оказывается жертвой моральной тирании своего приживальщика и самодурки матери, обращающихся с ним как с провинившимся ребенком. "Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет" . Ростанев же почитает обоих наглецов людьми "высших качеств" и возвышенного благородства.

7. Мечтатель-индивидуалист - отчим Неточки Незвановой - музыкант ("Неточка Незванова"). Данный персонаж - представитель низшего сословия, чьи мечты заключаются в полной радостей и изобилия жизни, без необходимости работать, в получении общественного признания и славы. Отчим Неточки - эгоистичный музыкант, уверенный в том, что развиваться музыкально ему мешает "злодейка" жена, которая якобы загубила его дарование. Только ее смерть "развяжет" его. Он высокомерен, глуп, ленив; много пьет; не любит ни жену, ни падчерицу (не смотря на ее глубокую привязанность). Не ценит дружбы, его мечты - это мечты типичного поклонника концепций о "стране изобилия", который находит всяческие оправдания, чтобы не работать. Однажды он попадает на концерт знаменитого скрипача, приходит убитый сознанием своего ничтожества перед настоящим искусством. Неточка в волнении бросается к обезумевшему "отцу" и увлекает его прочь из дому, навстречу своей детской мечте, хотя сердце ее и болит по оставленной мертвой матери. На улице герой убегает от "дочери", которая с криками пытается догнать безумца, но падает без чувств. Сам он вскоре попадает в больницу, где умирает.

Анализируя творчество Достоевского, мы предлагаем дополнить типологию Жиляковой еще одним типом мечтателя - "средним мечтателем" ("Белые ночи"). В "странных уголках Петербурга", - пишет Достоевский, - живут подобные ему "существа среднего рода" - "мечтатели", - чья "жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем <...> тускло-прозаичного и обыкновенного" . Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди "волшебных призраков", в "восторженных грезах", в воображаемых "приключениях" - говорит о себе главный герой. Он считает свою жизнь невыразимо скучной, после "фантастических ночей" (ночных прогулок) на него уже "находят минуты отрезвления, которые ужасны".

Кадр из фильма "Белые ночи" 1959 г.


Если обратиться к образу мечтателя, представленному в произведениях, написанных после 1850 г, то это один тип - несчастный, страдающий человек.

"Может быть, кто из читателей подумает, что мой молодой человек был болезненная, экстазная, бедно развитая натура, бледный мечтатель, чахлый и испитой человек. Напротив, Алеша был в то время статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем девятнадцатилетний подросток" .

Оценивая роль и место мечты в жизни русского общества на примере анализа русской литературы XIX в., отметим главное. Типичный русский мечтатель - человек несчастный, с неудовлетворенными потребностями, что отражается в объекте мечтаний.

Высшие слои мечтают либо о несбыточном, либо о личном счастье, либо о неких духовных материях, что свидетельствует о неудовлетворенности потребностей в любви и в самоактуализации, которая включает также познавательные и эстетические потребности.

Низшие сословия, так же как и аналогичные социальные группы в Европе, мечтают об изобилии, без приложения каких-либо усилий.

Отличительной особенностью отечественного мечтателя являются довольно распространенные мечты о счастье для других, что говорит о неудовлетворенной потребности в ограничении своей жизни тесными рамками.

Источники.

Син Ми Хе. "Белые ночи": тема мечтательства и тип мечтателя в раннем творчестве Ф. М.Достоевского: автореф. ... канд. фил. наук. СПб, 2002.
Бухаркин П. Е. Мечта в русской традиции: Историческое и трансисторическое в развитии имени // Имя - сюжет - миф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - С. 178-194.
Достоевский Ф.М. Петербургская летопись. - Режим доступа: http://prochtu.ru/text.php?avtor=483&kniga=30&f=html&p=view, свободный.
Жилякова Э.М. Мечтательство // Достоевский. Эстетика и поэтика. Словарь - справочник. Челябинск. 1997. - С. 97.
Достоевский Ф.М. Бедные люди. - Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0010.shtml, свободный.
Хорни К. Самоанализ. - М.: Академический проект, 2007. - 208 с.
Достоевский Ф.М. Слабое сердце. - Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0190.shtml, свободный.
Достоевский Ф.М. Хозяйка. - Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0170.shtml, свободный.
Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного. - Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0270.shtml, свободный.
Достоевский Ф.М. Белые ночи. - Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0230.shtml, свободный.
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0130.shtml, свободный.

МЕТКИ: Литература, Мечта, Наука

литература, наука, автор - majorfonskrip Мария Скрипкарь, мечта

Previous post Next post
Up