В январском номере журнала «Знамя» появилась статья Константина Фрумкина «Почему у нас нет “образа будущего”». Я не буду анализировать эту статью. Суть ее ясна из названия. Скажу только, что статья очень интересная, актуальная, рекомендую ее прочесть.
Вместе с тем мне хотелось бы дополнить эту статью, указав, в чем автор прав и в чем он не прав.
Не прав автор, на мой взгляд, в том, что сейчас существуют сразу три образа будущего, причем каждый из них уже развернут в универсальный проект, утверждающий данный образ в реальности.
Американский проект предполагает, что весь мир следует переустроить по американскому образцу, а сама Америка (США) в этом случае образует его консолидирующий центр.
Европейский проект предлагает в качестве образца запад-ноевропейскую «гражданскую, договорную цивилизацию», и в этом случае Западная Европа предстает как ее основополагающая модель.
И наконец исламистский проект подразумевает, что в мире должен воцариться ислам, лишь тогда на земле наступят счастье и благоденствие.
Понятно, что ни один из этих проектов не осуществим: мир не хочет быть ни американским, ни европейским, ни исламским. Тем не менее, эти проекты сейчас конкурируют между собой и, как гигантские кофемолки, непрерывно перемалывают реальность, создавая вокруг себя зоны цивилизационного хаоса.
Предупреждая замечания, тут же скажу, что есть еще мощный китайский проект, но он не обладает качествами универсальности.Китайцы не стремятся сделать весь мир китайским, они лишь добиваются для Китая статуса сверхдержавы. Это сугубо национальный проект.
Итак, вроде бы автор статьи не прав. Образы будущего у нас все же имеются.
В чем же тогда автор прав?
А прав Константин Фрумкин в том, ни один из этих проектов в действительности к будущему не обращен. Американский проект - это попытка удержать настоящее, доминирующую роль США в глобальном мире. Европейский проект - это тоже попытка удержать настоящее - благоденствие стареющей и апатичной Европы. А исламистский проект вообще стремится возродить прошлое, эпоху «праведного халифата», и распространить его на весь мир.
Таков итог.
Реального образа будущего у нас действительно нет.
Андрей Столяров Здесь, конечно, подразумевается позитивное, формируемое будущее, поскольку если будущее наступает спонтанно, то происходит это, как правило, в виде катастрофы.