Хищные вещи века

Oct 06, 2013 18:31

"Высшая и последняя стадия..."

Что же ждет человечество дальше? Какова будет следующая общественно-политическая формация? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять - какой ресурс перепроизводит современное общество и как его утилизирует.

Такой ресурс есть. Это ресурс, о котором мечтал Маркс и его последователи. Ресурс, ради которого они намеревались сокрушить капиталистическое общество. И именно капиталистическое общество стало производить его в опасно больших масштабах. Этот ресурс - свободное время.


Все меньше современному человеку в развитой стране необходимо работать, чтобы обеспечить себе существование. А то и вовсе можно не работать. Получай социальные пособия и занимайся себе науками, искусствами, саморазвивайся сколько хочешь. Даже если работаешь свои восемь часов, все равно остается куча времени. Не надо стоять в очередях, копать грядки и даже приготовление ужина не отнимает больше 15-ти минут.

Но то, что мнилось благом марксистам, обернулось серьезной проблемой для современного общества. Не все готовы саморазвиваться, писать поэмы и делать открытия, а время убивать надо. Отсюда и резкий рост наркомании во второй половине XX века. Наркотики известны тысячи лет, а наркомания - проблема наших современников.

Лермонтовский Печорин - "лишний человек" - явление, единичное для позапрошлого века, сегодня стало массовым. Это в позапрошлом веке человек, не нашедший путь самореализации, был интересен лишь Художнику. Массовые - пьянство, наркомания и суицид разрушают уже не личность, а общество. И общество вынуждено защищаться.

Чтобы сохранить устойчивость, общество создало индустрию массовой утилизации свободного времени. С малолетства на американца обрушивается индустрия массового развлечения, шоу, спорт, фан-клубы. "Нормальный" подросток должен болеть за свою команду или играть в ней, беситься на концертах своей рок-группы, следить за похождениями своей голливудской звезды. И подобные заботы сопровождают человека от рождения до смерти. Книги и фильмы, расширяющие опыт собственной личной жизни, превратились в нескончаемые сериалы и реалти-шоу, вытесняющие собственную жизнь, из предоставленного на нее времени. Виртуальная псевдожизнь способна окончательно слить свободное время в канализацию.

В целом общество справилось с задачей утилизации свободного времени, но возникла другая проблема. Интеллектуальная деградация нации.

«Позвольте! Это не про Соединенные ли Штаты он говорит? Страну - рекордсмена по числу Нобелевских лауреатов!» - вправе возмутиться фанаты "ихнего" образа жизни.

Да. Именно про Соединенные Штаты - страну, которая добилась грандиозных успехов в науке и технологии, но которая не в состоянии себя интеллектуально воспроизводить. Пока коренные американцы борются со своим свободным временем, профессорские места в университетах все больше занимают выходцы из Индии, Китая, России... Оказывается, сквозь нужду и лишения прорваться к знаниям легче, чем сквозь постоянные развлечения и стандартизированное благополучие.

Да и кто станет прорываться к знаниям, если "настоящий парень" из голливудского эталона жизни гордится, что у него неважно с математикой, зато пятерка по физкультуре. Попадаются в голливудских фильмах и ученые. Но это либо маньяки, готовящие конец света, либо блаженные, ничего не замечающие кроме своей науки, чудаки, которых используют маньяки, чтобы покончить с этим миром, или, в лучшем случае, подчинить его своему извращенному интеллекту.

В самом деле, если ты не маньяк, зачем тебе рыться в книгах, когда можно пойти на дискотеку?

Нельзя сказать, что недостаточное воспроизводство интеллектуального потенциала страны не заботит власти. В Соединенных Штатах существуют национальные программы по поиску талантов. Вундеркиндов обеспечивают стипендиями, предоставляют возможность учиться в привилегированных учебных заведениях. Но где их набраться, талантов, если уже дети импортных профессоров воспитываются в новой среде и становятся такими же "нормальными американцами", как и их сверстники?

Обществу нужна интеллектуальная элита для продолжения развития, но оно же вынуждено уничтожать основной ресурс - свободное время, необходимое для саморазвития личности. Когда развивающиеся страны тоже, наконец, разовьются, профессоров импортировать будет неоткуда.

СО-сообщества: 2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа 3.0, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ.

автор - Торгашев, свободное время

Previous post Next post
Up