"Девчонки.." - начала было я, но планшет привлёк моё внимание очередным важным сообщением. Минутная пауза погрузила всех в свои девайсы. 10+ чатов по 100+ сообщений во всех мыслимых мессенджерах и социалках.
"Хорошо, что друзья рядом" - подумала я, глядя на макушки подруг.
Я люблю свою работу, вечно неотрывную от интернета. Искренне и беззаветно.
Но и цвет неба, чайный аромат неспеша в саду. Помню ли я цвет ваших глаз, друзья? да)))
Интересно, как будет развиваться дальше мода на технологии и будет ли разумным порвать всемирную паутину, метнувшись в другую крайность?
Наткнулась на шикарную статью. "Пост о тебе, знающем, какой была жизнь до интернета"
«Дружище, ты жив, или как?»
Большую часть жизни мы тратим на перемалывание электронного вздора, уставившись в светящийся экран. Вот реальная история из жизни автора:
«После редакционной летучки я возвращаюсь в свою конуру и открываю окна на двух мониторах, постоянно светящихся на моем столе. Я начинаю писать маленькую заметку о Cirque du Soleil, но ее размер тотчас уменьшают на 75 слов, прислав через iChat видео с Андерсоном Купером. Пока я смотрю ролик, открывается другое окно iChat. Это главный редактор требует, чтобы я открыл почтовый ящик и нашел какое-то старое письмо.
Тем временем на другой аккаунт пришло письмо от мамы. Она просит принести с собой ее любимый салат на ужин. И так далее. В течение 10 минут я поучаствовал в дюжине цифровых взаимодействий, но ни одно из них не было исчерпывающим. Появляется стажер-шутник с каким-то вопросом. Я отвечаю довольно сухо, потому что этот парень представляется мне очередным окном на мониторе, которое хочется поскорее закрыть. Я заставил себя отвлечься и посчитал количество окон, открытых на мониторах. Их оказалось 14. Пока я считал, запиликал телефон и выдал сообщение: „Дружище, ты жив, или как?“».
Вынужденная утрата
Каждая революция в коммуникационных технологиях - от папируса и печатного станка до Twitter - не только возможность прийти к чему-то, но и вынужденная утрата чего-то. Нейрофизиологи, психологи, гуру технологий, профессора литературы и другие эксперты, шедшие по жизни своими путями, пересеклись, наконец, в одной точке под названием «конец уединению». Каждый носит в кармане устройство, способное донести до своего владельца все знание этого мира. Но мысль об уединении теперь звучит ностальгически. Нам уже и не вспомнить, что так нравилось в уединении, мы даже не просим вернуть его.
Глобальный переезд... в интернет
К 2012 году человечество посылало запросы в Google более чем по триллиону раз в год (на 146 языках!). Каждый день люди отправляют друг другу 144 миллиарда электронных писем. В 2013 году мы ежедневно ставили лайки 4 с половиной миллиардам сообщений в Facebook. Каждую минуту мы загружали 100 часов видео на YouTube. А каждую секунду - 637 фотографий в Instagram. По некоторым подсчетам, в сети сейчас находится до 40% населения земного шара.
Если мы хотим избежать одиночества, но не желаем тратить силы на непосредственное общение, то идеальный компромисс - это цифровой вариант. Но не стоит забывать, что наши трогательные отношения с телефоном - это лишь карикатура на истинную привязанность.
Наедине с собой
Есть теория, согласно которой каждый час, проведенный в обществе других людей, человек должен «перекрывать» определенным количеством часов, проведенных наедине с собой. Причем соотношение должно быть существенно больше единицы.
Некоторые люди целенаправленно работают над сохранением возможности одиночества. В Японии существует клуб бездельников, пропагандирующий неспешный образ жизни. Заседания клуба проходят в кафе «Медлительность» при свечах. Программисты разрабатывают программы Freedom, Anti-Social и Pomodoro, призванные защитить пользователей от водоворота компьютерных отвлечений. Есть такие авторы, как Сьюзен Кейн, написавшая книгу «Интроверты», в которой размышляет о «силе интровертов в мире, который никак не может помолчать».
Роскошь быть потерянным
Уделяя массу внимания технологиям, мы преднамеренно и целенаправленно выкладываем в интернет информацию - бесплатно и круглосуточно. Делая признание в сети, мы игнорируем феномен одиноких размышлений, который призван разгадать тайны бытия без оглядки на требования бессердечной публики.
Джейрон Ланье писал, что «хорошей проверкой общества на гуманность является возможность без ущерба для себя на время выпасть из него». Истинное размышление - это всегда акт в двух действиях: мы выходим в мир посмотреть, что в нем происходит, а затем уединяемся, чтобы усвоить и осмыслить увиденное. Нельзя думать о толпе, находясь в ее гуще. Трезво судить о ней можно только со стороны.
«Только после того как мы потеряемся или, другими словами, только после того как мы потеряем мир, мы начинаем обретать себя, понимать, где наше истинное место, и осознавать всю бесконечность наших отношений». © Генри Торо.
Внешний мозг
Молодые люди в наше время рассматривают интернет как «внешний мозг». Выражаясь словами Сократа, мы говорим в данном случае о мнимом всезнании, о припоминании, а не о памяти.
Некоторые ученые утверждают, что уже замечают у молодых людей ослабление способности концентрировать внимание, сохранять терпение и глубоко мыслить. Специалисты выражают озабоченность, что эта тенденция ведет в будущее, в котором большинство людей станут поверхностными потребителями информации.
Счастье в книгах
Автор описывает свой опыт чтения «Войны и мира». Вначале было не очень легко, но прочитайте, к какому выводу он приходит:
«Сегодня утром я взял с полки „Войну и мир“. Закладка по-прежнему лежит на 50-й странице. Роман лежит рядом с компьютером и смотрит на меня укоризненно. Я открываю и закрываю книгу. Меня обволакивает какая-то черная пелена. Почему мне так трудно? Я пытался вникнуть в книгу, по несколько раз перечитывал предложения и абзацы. Через каждые пару страниц я отвлекался и заглядывал в почту. Я продираюсь сквозь ее страницы. В какой-то момент я с головой окунулся в роман. На целых две страницы я буквально утонул в нем.
Все произошло без всякого насилия. Собственно, я сам не заметил как. Моменты тотального отлучения от компьютера начали повторяться все чаще, как и время полного погружения в повествование. Некоторые сцены просто ошеломляли меня. Все длиннее становились моменты, когда внешний мир исчезал, и оставались только книга и я. Читая роман, я был по-настоящему живым и счастливым».
Пространство нашей жизни, заполненное ныне технологиями, никогда не было бесплодной пустыней. В нем мы хранили волшебство наших душ, наши надежды и устремления. Спросите себя, как использовать ту тишину, которая обычно заполнена интернетом. Что случится, если вы объясните своему пятилетнему ребенку, что у интернета «каникулы»? Что будет, если то же самое вы скажете себе?